Тип, вид и форма урока: урок анализа и синтеза; семинар-исследование; групповое занятие; 10 класс (2 часа)
Планируемые результаты освоения содержания образования:
- предметные: осмысленнообъяснять сущность возможных вариантов развития Руси на основе углубления исторических знаний о событиях 30-40 гг. XIII в.;
- метапредметные: работать с различными источниками знаний, мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать информацию, выстраивать логические цепочки, выявлять причинно-следственные связи;
- личностные: способны оценивать последствия утверждения новой цивилизационной альтернативы; проявляют чувство любви к Родине и уважение к её истории.
Содержание видов универсальных учебных действий (УУД):
- познавательные: общеучебные – осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, мультимедийных материалов; логические – анализ текста учебной задачи; выделение и осмысление существенной информации из исторических текстов, документов; установление отношений между данными условиями и требованиями (вопроса, задачи, проблемы); определение способа и путей решения поставленной учебной задачи;
- коммуникативные: коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (взаимодействие партнеров в паре, группе); согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совестной деятельности при работе в творческих группах (кооперация);
- регулятивные: постановка учебной задачи (формулирование проблемы) на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно, предстоит выяснить; принятие познавательной цели (целеполагание); определение последовательности решения промежуточных задач (целей) с учетом основной учебной задачи (цели) для установления конечного результата своей деятельности на уроке (планирование); оценивание своих действий и содержательное обоснование правильности/ошибочности результата, соотнесение его с планом действий (оценка учебной деятельности).
Предварительная работа. Класс делится на три группы ( примерно по 8 человек), что предполагает совместную реализацию проблемных задач, выработку коллективных решений, воспитание самоуважения друг к другу. Подготовлены пакеты с документами, мультимедийная презентация урока.
Основные понятия и термины: альтернативы цивилизационного развития, монгольское владычество(иго).
Образовательные ресурсы: учебник: Сахаров А.Н., Буганов В.И. «История России с древнейших времен до конца XVII века», пакет с источниками исторической информации; рабочие листы с заданиями для каждой группы; мультимедийная презентация урока.
Сценарий урока
I. Постановка, формулирование и решение первой проблемы
1. Индукция
Индуктором к данной мастерской является
музыкальная анимационная заставка, позволяющая
почувствовать сопричастность к истории страны.
Учитель. Вот уже более семи веков отделяют нас от
событий, имевших место в XIIIвеке, когда Русь
оказалась перед проблемой выбора между двумя
цивилизационными потоками. Но до сих пор эта тема
остается одной из самых спорных в отечественной
истории. Цивилизационный выбор, который сделала
Русь в середине XIII века, оказал большое влияние
на ее последующее развитие, а значит, и на
современное положение. Эти факты и доказывают
актуальность сегодняшней темы. Проблемное
задание представлено в виде эпиграфа:
…Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас –
Монголов и Европы…
А. Блок. «Скифы»
- Как вы определите цель урока? (Цель урока заключается в определении цивилизационного выбора, который сделала Русь в XIII веке, держа « щит меж враждебных рас – монголов и Европы».)
- Для этого нам предстоит, работая в составе учебных групп, выполнить задания в рабочих листах, используя уже имеющиеся знания, а также предложенные источники исторической информации.
Ученики получают рабочие листы (Приложение 1).
2. Выполнение творческого задания в группах
Участникам мастерской предлагается на основе
анализа исторических источников дать
характеристику различных исторических сторон
накануне столкновения ( задание 1, Приложение 1):
1-я группа – дать характеристику монголо-татарам
и определить их цели накануне нашествия на
русские земли (Приложение 2);
2-я группа – дать характеристику крестоносцам и
определить их цели накануне нашествия на русские
земли ( Приложение 3);
3-я группа – дать характеристику Руси в 30-х гг. XIII
веке (Приложение 4).
3. Социализация
Представление группами результатов своей работы через устные выступления учащихся.
4. Промежуточная рефлексия
Предложите, чем могло закончиться противостояние сторон?
5. «Разрыв». Постановка новой проблемы
Учащимся предлагается просмотреть историческую ретроспективу «Борьба русского народа с иноземными захватчиками» на основе использования мультимедийных технологий. В ходе просмотра учащимся необходимо составить хронологический ряд этапов борьбы с русского народа с иноземными захватчиками в XIII веке (задание 2, Приложение 1).
Историческая ретроспектива включает в себя фрагменты исторической карты, изобразительные исторические источники, схемы, отрывок художественного фильма. Ее использование активизирует воссоздающее воображение, создает опору на эмоциональную сферу учащихся, стимулирует положительные переживания, связанные с трагическими событиями в истории нашей страны. Историческая карта в презентации создает пространственные представления учащихся о продвижении монголо- татар и крестоносцев по территории Руси и о местах основных сражений. Учитель комментирует слайды, постоянно обращая внимание на яростное сопротивление русского народа врагу. Моделирование Ледового побоища с помощью мультимедийных средств позволяет активизировать творческое воображение учащихся и запоминание ими хода битвы. Кульминацией презентации является отрывок из фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский».
Какие гипотезы вы выдвигали? Подтвердились ли они?
(Данная ретроспектива подтвердила правильность одной из выдвинутых гипотез: победа в противостоянии оказалась на стороне монголов.)
Возникает проблемный вопрос: почему монголо-татары оказались удачливее, чем крестоносцы?
II. Решение новой проблемы
1. Обращение к новой информации
Учащиеся самостоятельно рассматривают причины захвата монголо-татарами русских княжеств, анализируют и подготавливают сообщение о результатах работы с источниками (Приложение 5).
2. Социализация
Представление результатов своей работы через общую беседу.
3. Выполнение творческого задания в группах
Участникам мастерской предлагается определить последствия вторжения иноземных захватчиков (задание 3, Приложение 1):
1-я группа – проанализировать материалы
«Разорение русских земель» (Приложение 6),
2-я группа – «Последствия вторжения
крестоносцев»( Приложение 7),
3-я группа – «Установление монголо-татарского
ига» (Приложение 8).
4. Социализация
Представление группами результатов своей работы через устные ответы и сообщения учащихся.
5. «Разрыв»
Учитель. Русь оказалась зажатой между двумя агрессивными силами – Священной Римской империей с запада и монгольской империей с востока. В таких условиях нависла угроза потери не только отдельных территорий, но и национальной независимости и государственности. Перед страной встал вопрос: «На кого опереться в борьбе за выживание?».
Учащимся предлагается ознакомиться с
мультимедийной презентацией «Альтернативы
цивилизационного выбора Руси в XIII веке» и решить
проблемную задачу.
Проблемная задача: какая альтернатива имела
наибольшие шансы утвердиться на Руси в этот
период?
6. Промежуточная рефлексия
Учитель. Цивилизационный выбор был сделан в пользу Востока. Что он дал Руси: преимущества или новые беды? Какую задачу мы перед собой поставим? Рассмотрим разные точки зрения на эту проблему, сформулируем свою личную оценку той или другой из них.
7. Выполнение творческого задания
Учитель. Выберите для рассмотрения те высказывания из различных источников исторической информации, которые соответствуют вашему пониманию последствий выбора восточной модели, и попытайтесь обосновать свою точку зрения ( Приложение 9).
8. Социализация
Представление группами результатов своей работы через устные ответы учащихся.
9. Общая рефлексия. Сбор рабочих листов
Повторное обращение к эпиграфу.
– Какой же цивилизационный выбор сделала Русь в середине XIII века? Можно ли однозначно оценить последствия утверждения восточной модели цивилизационного развития?
Домашнее задание: дать собственную оценку цивилизационному выбору Руси в середине XIII в., изложив ее письменно в рабочей тетради в 10-15 предложениях.