Класс: 5
Тип урока: урок обобщения знаний учащихся.
Форма урока: традиционная.
Цели урока:
- Обобщить знания учащихся о приёмах подгонки углового концевого соединения брусков вполдерева.
- Развивать мышление, внимание учащихся, корректировать зрительное и слуховое восприятие на основе узнавания и различения.
- Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: карточка для индивидуальной работы, головоломка для индивидуальной работы “Чего не хватает?”, рисунок углового концевого соединения брусков вполдерева, опорные карточки с названиями столярных соединений (“Соединение брусков и реек врезкой (в паз)”, “Угловое концевое соединение брусков вполдерева”, “Угловое серединное соединение брусков вполдерева”), опорные карточки “Последовательность изготовления подрамника”, презентации “Угадай по звуку!”, “Найди ошибку”, карточки для словарной работы (“стамеска”, “напильник”), рисунки столярных инструментов (ножовки, рубанка, стамески, молотка и гвоздя, напильника, угольника и карандаша, коловорота) и хватки этих инструментов, опорная карточка “опиливание”.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учителя.
Проверка посещаемости и готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы, целей урока.
- Ребята, сегодня мы с вами обобщим наши знания о приёмах подгонки элементов соединения, которое изучали на прошлых уроках.
III. Актуализация опорных знаний и представлений учащихся.
Индивидуальная работа по карточке и с головоломкой (см. приложение 1).
Беседа.
- Какое соединение мы с вами изучили? (на доске рисунок соединения, при необходимости опорные карточки с названиями соединений (см. приложение 2)).
- Почему оно так называется?
- В какой последовательности выполняют это соединение? (работа у доски с опорными карточками “Последовательность изготовления подрамника” (см. приложение 3)).
- Для чего используется это соединение?
- Что значит подогнать соединение?
IV. Физкультминутка.
Мы строгали, мы строгали – доски гладенькими стали.
Мы пилили, мы пилили, чтобы ровными все были.
Мы сложили их рядком, прибивали молотком –
Получился птичий дом!
Мы на улицу идём, высоко его прибьём,
Чтобы птички залетали, а котята не поймали.
V. Обобщение.
1. Игра “Угадай по звуку!” (угадать по записи звуков из презентации (1) “Угадай по звуку!” какая выполняется столярная операция).
2. Игра “Кто каким делом занят?” (соотнести рисунки с инструментами с рисунками хватки инструментов на доске (см. приложение 4)).
(Ответы: 1 – В, 2 – Д, 3 – А, 4 – Ж, 5 – Г, 6 – Е, 7 – Б)
3. Беседа.
- Какие инструменты нужны для подгонки углового концевого соединения брусков вполдерева? (словарная работа у доски: напильник, стамеска).
- Из каких частей и элементов состоят эти инструменты? (Игра “Кто быстрее”: расположить под рисунками стамески и напильника на доске опорные карточки с элементами и частями этих инструментов в определённом порядке (2 чел.) (см. приложение 5)).
- Какие бывают напильники по форме сечения рабочей части?
- Какой по форме напильник используют при подгонке углового концевого соединения брусков вполдерева?
- Какие бывают напильники по назначению?
4. Игра “Найди ошибку”
Труд – дело очень важное,
Порой небезопасное.
Правила должны вы знать,
Безопасность соблюдать.
(учитель демонстрирует слайды презентации (2) “Найди ошибку!”, учащиеся должны найти ошибки в приёмах и правилах техники безопасности при работе стамеской и долотом).
5. Игра “Кто больше?” (составить из букв слова “опиливание” как можно больше слов (см. приложение 6)).
VI. Подведение итогов урока.
VII. Оценки.