Проблема учебной мотивации считается одной из
центральных в педагогике и педагогической
психологии.
Мотивационная структура деятельности учащихся
специальных (коррекционных) школ VIII вида бедна и
носит фрагментарный характер. Мотивы,
побуждающие детей данной категории к выполнению
какой-либо деятельности (игровой, трудовой,
учебной), слабо выраженные и нестойкие,
усваиваются формально и не становятся их
собственными побуждениями.
Основу мотивации составляет потребность в
чем-либо. Мотивация – это процесс побуждения
себя и других к деятельности для достижения
личных целей. Одним из постоянных
сильнодействующих мотивов человеческой
деятельности является интерес.
Нетрадиционные формы проведения уроков
развивают интерес учащихся к изучаемому
предмету, их творческую самостоятельность,
способствуют благоприятному климату,
ориентируют учащихся на коммуникацию.
Организация такого урока подводит учащихся к
необходимости творческой оценки изучаемых
явлений, т.е. способствует выработке
определенного позитивного отношения к учебному
процессу. Применение в обучении нетрадиционных
форм уроков одновременно обеспечивает не только
эффективное достижение практических,
общеобразовательных и развивающих целей, но и
содержит значительные возможности для вызова и
дальнейшего поддержания мотивации обучаемых.
Раздел: «Свойства основных пород древесины».
Тема: «Свойства хвойных пород древесины».
Класс: 6
Тип урока: урок обобщения знаний учащихся.
Форма урока: урок-сюрприз.
ели урока:
- Обобщить знания учащихся о свойствах и применении хвойных пород древесины.
- Развивать познавательную активность, мышление, внимание учащихся.
- Воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование: костюм Старичка Лесовичка, корзина, ребусы («кедр», «сосна», «пихта») (формат А4), карточки для словарной работы («ель», «кедр», «лиственница», «сосна», «пихта»), наглядное пособие «Основные разрезы древесины», рисунки с изображением хвойных деревьев (формат А4), образцы хвойных пород древесины, «письмо» от Деда Мороза, искусственная ёлка, киндер-сюрпризы с оценками.
Предварительная подготовка к уроку: учитель надевает костюм Старичка Лесовичка. Учащимся раздаётся материал для подготовки докладов о хвойных деревьях. На ёлку вешают киндер-сюрпризы с оценками внутри (например, в красных –«5», в зелёных – «4», в жёлтых – «3»), ёлку накрывают красивой накидкой. В корзину складывают ребусы, образцы древесины, рисунки, письмо (на самое дно).
Ход урока
Старичок Лесовичок стучится в дверь и входит в мастерскую.
Старичок Лесовичок:
Здравствуйте, ребята! Я – Старичок Лесовичок,
живу в лесу, слежу там за порядком. А пришёл я к
вам за помощью! Пришла мне недавно посылка, а в
ней письмо. Я письмо прочитал, да и положил его
куда-то. А что в нём было написано и от кого оно,
забыл. Старый я уже – склероз совсем замучил. Так
вот, старая мудрая сова посоветовала мне
обратиться к вам в школу. Говорит: «Там ребята не
зря учатся, наверняка многое знают и обязательно
тебе помогут. Вот я к вам и пришёл. Ну что,
поможете старичку?
Дети: Да, поможем!
Старичок Лесовичок: В своей
корзинке я принёс то, что было в посылке. Картинки
тут у меня какие-то непонятные… (учитель
показывает ребусы (см. Приложение
1). Вы случайно не знаете, что это такое?
Дети: Ребусы!
Старичок Лесовичок: А что с ними
делают? На стенку, наверное, вешают для красоты?
Дети: Нет! Их разгадывают!
Старичок Лесовичок: А вы умеете
разгадывать ребусы?
Дети: Умеем!
Старичок Лесовичок: Ну-ка,
разгадайте, а отгадки напишите на доске (дети
разгадывают ребусы, пишут ответы на доске).
Старичок Лесовичок: Знакомые
слова: кедр, сосна, пихта… Что это такое?
Дети: Кедр, сосна и пихта – это
деревья.
Старичок Лесовичок: Деревья?
Деревья… А я загадки знаю про деревья! А ну,
разгадайте:
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый Год я главная! (Ель)
Вроде сосен,
Вроде ёлок,
А зимою без иголок.
(Лиственница)
(дети отгадывают загадки, а ответы записывают
на доске)
Старичок Лесовичок: Ну-ка проверим,
правильно ли вы написали слова… (используя
карточки для словарной работы, учитель проверяет
правильность написания отгаданных слов).
Скажите-ка, ребятки, а все деревья, которые есть
на свете, одинаковые или отличаются друг от
друга? (ответы детей). А вот эти деревья:
лиственница, кедр, сосна, пихта, ель – они какие?
Дети: Эти деревья – хвойные.
Старичок Лесовичок: А почему они
так называются – хвойные? (ответы детей).
– Да? А на лиственнице, наверное, всё-таки листья
растут? (ответы детей)
– А почему она так называется? (ответы детей).
– Ух, какие умные ребятки! И правда, не зря в школе
учатся! Скажите-ка ребятки, а вы уже изучали
какие-нибудь свойства древесины? Какие? (ответы
детей).
– Вот сейчас я и проверю кто как учил уроки.
Ответьте на мои вопросы:
- От чего зависит цвет древесины? (ответы детей).
- Что такое прочность древесины? (ответы детей).
- Что такое твёрдость древесины? (ответы детей).
- Что такое текстура древесины? От чего она зависит? (ответы детей).
- Какие разрезы ствола вы знаете? (ответы детей).
- На каком разрезе ствола текстура древесины наиболее красивая? (показать ответ на пособии (см. Приложение 2).
- Как называется свойство древесины, которое мы ощущаем носом? (ответы детей).
- От чего зависит запах древесины? (ответы детей).
Старичок Лесовичок: Ох, что-то у меня руки да ноги затекли. Давайте-ка, ребятки, сделаем зарядку! (учитель читает стихотворение и показывает упражнения, учащиеся повторяют движения за ним):
Сильный ветер сосны кружит,
Словно самый тонкий прутик. (вращение туловища вправо-влево)
Ёлки ветер клонит тоже,
С вами мы на них похожи. (наклоны вправо-влево)
Вот по веткам белка мчится.
Белка ветра не боится! (прыжки на месте)
А куда медведь идёт?
Ищет ягоды и мёд. (ходьба на месте)
Ну, а нам пора садиться
И учиться, не лениться!
Старичок Лесовичок: Молодцы,
ребятки! Хорошо размялись! А что вы знаете о
свойствах хвойных деревьев? Расскажите Старичку
Лесовичку (учащиеся по-очереди выходят к доске,
выбирают из предложенных учителем рисунков тот,
на котором изображено дерево, о котором учащийся
готовил доклад, и рассказывают о нём. Затем
рисунок закрепляют на доске (см. Приложение
3).
Старичок Лесовичок: Молодцы,
ребята! Столько интересного вы нам рассказали!
Чувствую, память ко мне возвращается! Ну-ка, что
тут у меня в корзинке ещё есть? Дрова какие-то…
А-а-а, это же образцы древесины (учитель раздаёт
каждому учащемуся по образцу). Ребята, определите
по образцу породу древесины и расскажите, как по
каким признакам вы определили породу (ответы
детей).
Старичок Лесовичок: Ну и
башковитые вы, ребятки! Столько мне всего
поведали! Давайте и я вам кое-что интересное о
хвойных деревьях расскажу! (учитель читает
выдержки из рубрики «Это интересно!»):
- Самое высокое хвойное дерево, встречающееся на территории нашей страны, – это пихта кавказская, достигающее в высоту 75 метров при диаметре ствола свыше 1,5 метров.
- Самое старое из зарегистрированных учёными деревьев – сосна долговечная, которая росла на высоте 3275 метров над уровнем моря в Восточной Неваде (штат США). Было подсчитано, что ей 5100 лет.
- Самое старое из ныне живущих деревьев – сосна долговечная «Мафусаил», растущая на высоте 3050 метров в Белых горах (штат Калифорния, США). Ей уже 4700 лет.
- Из других деревьев-долгожителей известна сосна из заповедника «Кивач» (Карелия) – ей больше 350 лет.
Старичок Лесовичок: Ох, как много интересного я узнал сегодня! Многое вспомнил! Давайте-ка теперь проверим, внимательно ли вы друг-друга слушали. Я буду читать вам описание дерева, а вы должны отгадать, что это за дерево:
- Самое высокое дерево из распространённых в России хвойных растений – достигает 70 метров. Хвоя одиночная, плоская. Шишки прямостоячие, при созревании рассыпающиеся. Древесина используется в производстве бумаги, из коры добывают ценный бальзам. (Пихта)
- Основная лесообразующая порода России. Растёт на разнообразных почвах, но предпочитает пески. Нередко её высаживают, чтобы задерживать наступление песков. На укороченных побегах по две хвоинки. Шишки небольшого размера. даёт хорошую строевую и поделочную древесину, из смолы получают скипидар, канифоль. (Сосна)
- Крупное дерево высотой до 50 метров с характерной пирамидальной кроной. Одиночные хвоинки обычно четырёхгранные. Шишки кожистые, висячие, крупных размеров. Даёт ценную строевую древесину. (Ель)
- Светолюбивое дерево, образующее светлые леса. Древесина твёрдая смолистая, долговечная. На утончённых побегах – пучки мягкой хвои, ежегодно на зиму сбрасываемой. Шишки мелкие, созревают в течение года, но держатся на ветках несколько лет. (Лиственница)
- Высокое дерево, растущее на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. На укороченных побегах – пучки из 5 хвоинок. Даёт ценную древесину и крупные съедобные семена, называемые орешками, из которых добывают ценное масло. (Кедр)
Старичок Лесовичок: Молодцы, ребята! Всё запомнили! Посмотрю-ка я, что ещё в моей корзинке есть… (находит письмо от Деда Мороза). Бумажка какая-то, давайте прочитаем, что тут написано?
«Здравствуй, Старичок Лесовичок! Вот и закончились новогодние праздники – пришло время и мне отдохнуть. Решил я недавно свои владения проверить – леса дремучие, поля бескрайние. Удивлению моему не было предела. Поредели леса мои хвойные. Всё меньше в них ёлочек, да сосёночек. Дорогой Лесовичок, разберись, пожалуйста, куда подевались хвойные деревья, и посади по весне новые саженцы, да побольше!
Дед Мороз»
Старичок Лесовичок: Вот видите, ребята, как вы мне помогли! Благодаря вам, я выполнил задание Деда Мороза: понял, куда исчезают из леса хвойные деревья и за что их ценят люди. Надо мне теперь в лес возвращаться, готовить семена к посадке, чтобы вырастить новые ёлочки да сосёночки. Но прежде чем уйти, я награжу вас за ту помощь, что вы мне оказали. Скажите-ка, сто растёт на ёлках?
Дети: Шишки да иголки!
Старичок Лесовичок: А на моей волшебной ёлочке растут киндер-сюрпризы! (учитель снимает с ёлки накидку и раздаёт детям киндер-сюрпризы с соответствующими оценками (см. Приложение 4). Ну-ка, покажите, кто что получил? По делам и заслуга! Спасибо вам ребята, ещё раз! Учитесь, не ленитесь и берегите природу! А мне пора домой в лес. До свидания! (учитель выходит из класса).