Свойства хвойных пород древесины

Разделы: Технология


Проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. 
Мотивационная структура деятельности учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида бедна и носит фрагментарный характер. Мотивы, побуждающие детей данной категории к выполнению какой-либо деятельности (игровой, трудовой, учебной), слабо выраженные и нестойкие, усваиваются формально и не становятся их собственными побуждениями.

Основу мотивации составляет потребность в чем-либо. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей. Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес.
Нетрадиционные формы проведения уроков развивают интерес учащихся к изучаемому предмету, их творческую самостоятельность, способствуют благоприятному климату, ориентируют учащихся на коммуникацию. Организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, т.е. способствует выработке определенного позитивного отношения к учебному процессу. Применение в обучении нетрадиционных форм уроков одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых. 

Раздел: «Свойства основных пород древесины».

Тема: «Свойства хвойных пород древесины».

Класс: 6

Тип урока: урок обобщения знаний учащихся.

Форма урока: урок-сюрприз.

ели урока:

  • Обобщить знания учащихся о свойствах и применении хвойных пород древесины.
  • Развивать познавательную активность, мышление, внимание учащихся.
  • Воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование: костюм Старичка Лесовичка, корзина, ребусы («кедр», «сосна», «пихта») (формат А4), карточки для словарной работы («ель», «кедр», «лиственница», «сосна», «пихта»), наглядное пособие «Основные разрезы древесины», рисунки с изображением хвойных деревьев (формат А4), образцы хвойных пород древесины, «письмо» от Деда Мороза, искусственная ёлка, киндер-сюрпризы с оценками.

Предварительная подготовка к уроку: учитель надевает костюм Старичка Лесовичка. Учащимся раздаётся материал для подготовки докладов о хвойных деревьях. На ёлку вешают киндер-сюрпризы с оценками внутри (например, в красных –«5», в зелёных – «4», в жёлтых – «3»), ёлку накрывают красивой накидкой. В корзину складывают ребусы, образцы древесины, рисунки, письмо (на самое дно).

Ход урока

Старичок Лесовичок стучится в дверь и входит в мастерскую.

Старичок Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я – Старичок Лесовичок, живу в лесу, слежу там за порядком. А пришёл я к вам за помощью! Пришла мне недавно посылка, а в ней письмо. Я письмо прочитал, да и положил его куда-то. А что в нём было написано и от кого оно, забыл. Старый я уже – склероз совсем замучил. Так вот, старая мудрая сова посоветовала мне обратиться к вам в школу. Говорит: «Там ребята не зря учатся, наверняка многое знают и обязательно тебе помогут. Вот я к вам и пришёл. Ну что, поможете старичку?
Дети: Да, поможем!
Старичок Лесовичок: В своей корзинке я принёс то, что было в посылке. Картинки тут у меня какие-то непонятные… (учитель показывает ребусы (см. Приложение 1). Вы случайно не знаете, что это такое?
Дети: Ребусы!
Старичок Лесовичок: А что с ними делают? На стенку, наверное, вешают для красоты?
Дети: Нет! Их разгадывают!
Старичок Лесовичок: А вы умеете разгадывать ребусы?
Дети: Умеем!
Старичок Лесовичок: Ну-ка, разгадайте, а отгадки напишите на доске (дети разгадывают ребусы, пишут ответы на доске).
Старичок Лесовичок: Знакомые слова: кедр, сосна, пихта… Что это такое?
Дети: Кедр, сосна и пихта – это деревья.
Старичок Лесовичок: Деревья? Деревья… А я загадки знаю про деревья! А ну, разгадайте:

Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый Год я главная! (Ель)
Вроде сосен,
Вроде ёлок,
А зимою без иголок.
(Лиственница)

(дети отгадывают загадки, а ответы записывают на доске)
Старичок Лесовичок: Ну-ка проверим, правильно ли вы написали слова… (используя карточки для словарной работы, учитель проверяет правильность написания отгаданных слов). Скажите-ка, ребятки, а все деревья, которые есть на свете, одинаковые или отличаются друг от друга? (ответы детей). А вот эти деревья: лиственница, кедр, сосна, пихта, ель – они какие?
Дети: Эти деревья – хвойные.
Старичок Лесовичок: А почему они так называются – хвойные? (ответы детей).
– Да? А на лиственнице, наверное, всё-таки листья растут? (ответы детей)
– А почему она так называется? (ответы детей).
– Ух, какие умные ребятки! И правда, не зря в школе учатся! Скажите-ка ребятки, а вы уже изучали какие-нибудь свойства древесины? Какие? (ответы детей).
– Вот сейчас я и проверю кто как учил уроки. Ответьте на мои вопросы:

  • От чего зависит цвет древесины? (ответы детей).
  • Что такое прочность древесины? (ответы детей).
  • Что такое твёрдость древесины? (ответы детей).
  • Что такое текстура древесины? От чего она зависит? (ответы детей).
  • Какие разрезы ствола вы знаете? (ответы детей).
  • На каком разрезе ствола текстура древесины наиболее красивая? (показать ответ на пособии (см. Приложение 2).
  • Как называется свойство древесины, которое мы ощущаем носом? (ответы детей).
  • От чего зависит запах древесины? (ответы детей).

Старичок Лесовичок: Ох, что-то у меня руки да ноги затекли. Давайте-ка, ребятки, сделаем зарядку! (учитель читает стихотворение и показывает упражнения, учащиеся повторяют движения за ним):

Сильный ветер сосны кружит,
Словно самый тонкий прутик.                                   (вращение туловища вправо-влево)
Ёлки ветер клонит тоже,
С вами мы на них похожи.                                        (наклоны вправо-влево)
Вот по веткам белка мчится.
Белка ветра не боится!                                              (прыжки на месте)
А куда медведь идёт?
Ищет ягоды и мёд.                                                    (ходьба на месте)
Ну, а нам пора садиться
И учиться, не лениться!

Старичок Лесовичок: Молодцы, ребятки! Хорошо размялись! А что вы знаете о свойствах хвойных деревьев? Расскажите Старичку Лесовичку (учащиеся по-очереди выходят к доске, выбирают из предложенных учителем рисунков тот, на котором изображено дерево, о котором учащийся готовил доклад, и рассказывают о нём. Затем рисунок закрепляют на доске (см. Приложение 3).
Старичок Лесовичок: Молодцы, ребята! Столько интересного вы нам рассказали! Чувствую, память ко мне возвращается! Ну-ка, что тут у меня в корзинке ещё есть? Дрова какие-то… А-а-а, это же образцы древесины (учитель раздаёт каждому учащемуся по образцу). Ребята, определите по образцу породу древесины и расскажите, как по каким признакам вы определили породу (ответы детей).
Старичок Лесовичок: Ну и башковитые вы, ребятки! Столько мне всего поведали! Давайте и я вам кое-что интересное о хвойных деревьях расскажу! (учитель читает выдержки из рубрики «Это интересно!»):

  • Самое высокое хвойное дерево, встречающееся на территории нашей страны, – это пихта кавказская, достигающее в высоту 75 метров при диаметре ствола свыше 1,5 метров.
  • Самое старое из зарегистрированных учёными деревьев – сосна долговечная, которая росла на высоте 3275 метров над уровнем моря в Восточной Неваде (штат США). Было подсчитано, что ей 5100 лет.
  • Самое старое из ныне живущих деревьев – сосна долговечная «Мафусаил», растущая на высоте 3050 метров в Белых горах (штат Калифорния, США). Ей уже 4700 лет.
  • Из других деревьев-долгожителей известна сосна из заповедника «Кивач» (Карелия) – ей больше 350 лет.

Старичок Лесовичок: Ох, как много интересного я узнал сегодня! Многое вспомнил! Давайте-ка теперь проверим, внимательно ли вы друг-друга слушали. Я буду читать вам описание дерева, а вы должны отгадать, что это за дерево:

  • Самое высокое дерево из распространённых в России хвойных растений – достигает 70 метров. Хвоя одиночная, плоская. Шишки прямостоячие, при созревании рассыпающиеся. Древесина используется в производстве бумаги, из коры добывают ценный бальзам. (Пихта)
  •  Основная лесообразующая порода России. Растёт на разнообразных почвах, но предпочитает пески. Нередко её высаживают, чтобы задерживать наступление песков. На укороченных побегах по две хвоинки. Шишки небольшого размера. даёт хорошую строевую и поделочную древесину, из смолы получают скипидар, канифоль. (Сосна)
  • Крупное дерево высотой до 50 метров с характерной пирамидальной кроной. Одиночные хвоинки обычно четырёхгранные. Шишки кожистые, висячие, крупных размеров. Даёт ценную строевую древесину. (Ель)
  • Светолюбивое дерево, образующее светлые леса. Древесина твёрдая смолистая, долговечная. На утончённых побегах – пучки мягкой хвои, ежегодно на зиму сбрасываемой. Шишки мелкие, созревают в течение года, но держатся на ветках несколько лет. (Лиственница)
  • Высокое дерево, растущее на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. На укороченных побегах – пучки из 5 хвоинок. Даёт ценную древесину и крупные съедобные семена, называемые орешками, из которых добывают ценное масло. (Кедр)

Старичок Лесовичок: Молодцы, ребята! Всё запомнили! Посмотрю-ка я, что ещё в моей корзинке есть… (находит письмо от Деда Мороза). Бумажка какая-то, давайте прочитаем, что тут написано?

«Здравствуй, Старичок Лесовичок! Вот и закончились новогодние праздники – пришло время и мне отдохнуть. Решил я недавно свои владения проверить – леса дремучие, поля бескрайние. Удивлению моему не было предела. Поредели леса мои хвойные. Всё меньше в них ёлочек, да сосёночек. Дорогой Лесовичок, разберись, пожалуйста, куда подевались хвойные деревья, и посади по весне новые саженцы, да побольше!

Дед Мороз»

Старичок Лесовичок: Вот видите, ребята, как вы мне помогли! Благодаря вам, я выполнил задание Деда Мороза: понял, куда исчезают из леса хвойные деревья и за что их ценят люди. Надо мне теперь в лес возвращаться, готовить семена к посадке, чтобы вырастить новые ёлочки да сосёночки. Но прежде чем уйти, я награжу вас за ту помощь, что вы мне оказали. Скажите-ка, сто растёт на ёлках?

Дети: Шишки да иголки!

Старичок Лесовичок: А на моей волшебной ёлочке растут киндер-сюрпризы! (учитель снимает с ёлки накидку и раздаёт детям киндер-сюрпризы с соответствующими оценками (см. Приложение 4). Ну-ка, покажите, кто что получил? По делам и заслуга! Спасибо вам ребята, ещё раз! Учитесь, не ленитесь и берегите природу! А мне пора домой в лес. До свидания! (учитель выходит из класса).