Цель: развитие интереса к изучению русского языка; обогащение словарного запаса учащихся; развитие памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности; укрепление и сплочение детского коллектива.
Оборудование: сигнальные карточки, жетоны, карточки с заданиями, ребусы, игровое поле.
…Язык российский, не такмо обширностью
мест, где он господствует, но собственным своим
пространством и довольствием велик перед всеми в
Европе.
М.В. Ломоносов.
ХОД ИГРЫ
Ведущий. Добрый день, дорогие ребята! В
нашей школе продолжается неделя филологии, и я
рада приветствовать вас в стране Русского
языка.
Важнейшим богатством русского народа
является его родной язык. А владение богатствами
русского языка – это важный показатель
культурного уровня любого человека,
независимо от его специальности. Уметь
выражать свои мысли четко и ясно, с
соблюдением всех правил произношения,
грамматики, лексики означает быть хорошо понятым
всеми, кто говорит на русском языке. Наш язык –
это поистине та духовная ценность общества,
охранять которую обязан каждый из нас. И как
говорил М.В. Ломоносов: «…Язык российский, не
такмо обширностью мест, где он господствует, но
собственным своим пространством и довольствием
велик перед всеми в Европе».
Сегодня в нашем зале в игре «Брейн – ринг»
встречаются сильнейшие представители 7-х
классов, из которых мы выберем две команды
знатоков русского языка.
Отборочный тур.
Вопросы зрителям.
1. Может ли дождь идти три дня подряд? (Нет,
между днями будут ночи).
2. Каким звуком различаются слова люк и лук?
([л] – [л,’] ).
3. Мельница ветреная или ветряная? (Ветряная ).
4. Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и
Мефодий ).
5. Сколько звуков в слове «приём» ? (Шесть).
6. Как правильно сказать: свёкла или свекла? (Свёкла).
7. Какие соединительные гласные существуют в
русском языке? (о, е ).
8. В названии какого дня недели есть удвоенная
согласная? (Суббота ).
9. В каких существительных пишется ь после
шипящих? (в сущ. 3 скл. ).
10. Что такое омофоны? (Слова, которые совпадают
по звучанию, но пишутся по-разному: лук – луг ).
11. Что обозначает имя существительное?
12. Брить – это глагол 1-го или 2-го спряжения? (1-го
спр. ).
13. Какие буквы русского языка могут означать 2
звука? (е, ё, ю, я).
14. Нужно писать преоткрыть или приоткрыть?
(приоткрыть).
15. Как правильно: т[е]рмин или т[э]рмин?
16. Всегда ли слова, имеющие одинаковый корень,
являются однокоренными? (Нет, они могут иметь
разное значение: вода, водный, подводный, но
водить, водитель, приводить).
Итак, у нас образовалось две команды: команда зеленых и команда синих. Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки, в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. Итак, играйте, думайте, размышляйте!
Правила игры. Участвует 2 команды. На размышления над вопросами дается 1 минута. В случае готовности капитан дает сигнал, поднимая сигнальную карточку. Нельзя подавать сигнал, если не прозвучала команда к началу игры. Победителем будет считаться команда, набравшая большее количество очков. Преимущество ответа за той командой, которая быстрее подняла сигнальную карточку. Перед вами игровое поле, на котором обозначены темы и баллы.
Фразеологизмы | 10 | 20 | 30 | 40 |
Пословицы и поговорки | 10 | 20 | 30 | 40 |
Словообразование | 10 | 20 | 30 | 40 |
Русский язык в ребусах | 10 | 20 | 30 | 40 |
Разное | 10 | 20 | 30 | 40 |
Приветствие команд (пока команды готовятся, ведущий работает со зрителями)
Вопросы:
1. Фразеологизмы.
10. Я буду называть фразеологизмы, а вы объяснять их значение.
а) водой не разольешь (неразлучные друзья);
б) как две капли воды (очень похожи);
в) прошли огонь и воду (все испытали).
20. А сейчас, вытащив карточку, на которой записан фразеологический оборот, попробуйте передать его значение с помощью жестов, мимики, а зрители должны отгадать. У кого интереснее и понятнее получится, тот и получит баллы.
а) водить за нос;
б) намылить шею.
30. Изобразите на бумаге.
а) лить крокодиловы слезы;
б) реветь в три ручья.
40. Подберите синонимы к устойчивым оборотам.
а) куры не клюют (хоть пруд пруди);
б) водить за нос (морочить голову);
в) поминай как звали (и след простыл).
Для зрителей. В русском языке много устойчивых оборотов, которые включают слово «вода». Сейчас вы должны вспомнить и назвать фразеологизмы с этим словом.
2. Пословицы и поговорки
10. Закончите пословицу. Я называю первую часть пословицы, вы ее продолжаете.
а) куй железо… (пока горячо);
б) сам пропадай… (а товарища выручай);
в) не рой другому яму… (сам в нее попадешь).
20. Изобрази пословицу на бумаге.
а) одна голова хорошо, а две лучше;
б) за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
30. Пословицы существуют не только в русском языке, но и у других народов, похожих по смыслу. Чтобы убедиться в этом, предлагаю игру. Я буду называть зарубежные пословицы, а вы предлагать аналогичные русские.
а) посеяв кактус, не надейся на урожай винограда (арабская) – что посеешь, то и пожнешь;
б) ошпаренный петух от дождя убегает (французская) – обжегшись на молоке, дует на воду;
в) тот не заблудится, кто спрашивает (финская) – язык до Киева доведет.
40. Ответь пословицей или поговоркой. Я
расскажу случай из жизни, а вы ответите
пословицей.
Однажды Кирилл выполнял домашнее задание и никак
не мог решить задачу по математике. Тогда Кирилл
пошел к соседу – однокласснику Сереже. Уже через
15 минут мальчики справились и с этой задачей,
и с другой. Какая пословица им вспомнилась?
(Одна голова хорошо, а две лучше).
Для зрителей. Закончите пословицу.
– Ум хорошо…(а два лучше).
– Чем дитя не тешилось… (лишь бы не плакало).
– В гостях хорошо… (а дома лучше).
– Делу время…(потехе час).
– Не на пользу книги читать…(коли вершки в них
хватать).
– Не плюй в колодец…(пригодится воды напиться) и
т.д.
3. Словообразование.
10. Сколько корней в слове
«двумястами»? (два: дв; ст).
20. Каким способом образовано слово
«подорожник»? (приставочно-суффиксальным).
30. Головоломка.
Придумайте как можно больше слов, используя
данное слово.
40. Какая форма глагола образуется при
помощи суффикса -л-? (прошедш. вр. гл.).
4. Русский язык в ребусах
10. с 3 ж (стриж).
Ж в
20. Е 2 (Надежда).
о
30. и 3 й (Дмитрий).
40. (Елизавета).
5. Разное
10. Как из слова лён получить цифру? (прочитать звуки наоборот [нол’])
20. Произнесите скороговорку: «Летит гусь на святую Русь, Русь, не трусь, это не гусь, а вор-воробей, вора бей – не робей!»
30. О ком эти строки: «Его имя
золотыми буквами вписано в историю наук. Конечно,
вам известна судьба этого замечательного
человека, его широкие познания и глубокий
интерес к самым различным наукам.
В «Российской грамматике», напечатанной в
Петербурге в 1755 г., приведен перечень знаков
препинания. Он называет восемь знаков
препинания и дает правила их употребления.
Он создал теорию «трех штилей» (стилей). Все
средства книжного и разговорного языка он
разделил на три разряда. Для каждого
литературного жанра была указана мера
употребления народных и книжных слов, выражений.
Он писал: «Российский язык чрез употребление
книг церковных по приличности имеет разные
степени: высокой, посредственной и низкой. Сие
происходит от трех родов речений Российского
языка».
40. Вспомните, как называется эта картина, кто ее автор. (А. Н. Комаров «Наводнение»).
6. Итог занятия
Итак, наша игра подошла к концу. Спасибо вам за
активное участие. Вы сегодня доказали, что
обладаете запасом знаний по русскому языку,
можете быть остроумными, веселыми и
сообразительными.
А теперь – слово нашему жюри.
(Подсчет жюри набранных командами очков и определение победителя игры. Награждение каждой команды грамотами в соответствии с занятыми местами).