Внеклассное занятие «Доброта и милосердие» в рамках курса ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: формирование и развитие духовно-нравственной личности, обладающей такими качествами как доброта, милосердие, сострадание, вежливость.

Задачи:

  • создать условия для формирования понимания терминов «милосердие»,  «доброта», «бескорыстие»;
  • способствовать развитию духовности, нравственности;
  • помочь ученикам осознать пути самовоспитания данных качеств.

Оборудование:

  • мультимедийное  оборудование, презентация (Приложение 3),
  • рабочие листы учащихся и родителей (Приложение 1),
  • листы бумаги и полоски «для ковра идей»,  лепестки ромашки,
  • маркеры, клей, магнитная доска, магниты,
  • видеофрагмент из м/ф «Цветик-семицветик» (Приложение 7. Спрашивайте матриал у автора статьи. Прим. ред.)

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организация начала работы

СЛАЙД 1

Добрый день, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Сегодня у нас необычное занятие, на котором присутствуют гости и ваши родители, которые выступят сегодня в роли наставников и помощников (представить родителей). На партах перед вами – рабочие листы, они нам помогут в работе. Итак, я желаю всем плодотворного сотрудничества!

II. Введение в тему занятия

СЛАЙД 2

Для начала я предлагаю вам всем выполнить небольшое задание, которое поможет нам определить тему сегодняшнего занятия.
Внимательно посмотрите на слайд – там изображены святые, о которых вы читали на уроках православной культуры  (Андрей Первозванный, Иоанн Креститель, Серафим Саровский, Сергий Радонежский).  Я сейчас буду задавать вопросы об этих людях, а вы запишите ответы (их имена) в рабочих листках (задание 1).

А) Кому из святых пророков выпала миссия идти к людям и говорить об Иисусе  Христе, крестить покаявшихся? (Иоанн Креститель)
Б) Имя какого святого неразрывно связано с именем Дмитрия Донского и  с подвигом русского народа в Куликовской битве? (Сергий  Радонежский)
В) Назовите имя апостола, которого Христос одним из первых призвал к Себе в ученики? (Андрей Первозванный)
Г) Кому из святых принадлежат слова, обращённые к людям: «Радость, моя! Не время нам унывать!»? (Серафим Саровский)

Проверим по следующему слайду. СЛАЙД 3

СЛАЙД 4

Теперь снова взгляните на изображения этих людей. Что объединяет их, живших в разные времена? (Святые, служили Богу)
Как вы думаете, какие черты характера были у них? Какими человеческими качествами они обладали? (Доброта, милосердие, честность, трудолюбие, великодушие, благочестие)

СЛАЙД 5

Посмотрите на доску (слайд). Встречали ли вы в своей жизни людей, которые обладали хотя бы одним их этих качеств? Кто эти люди? (Наши близкие)

И сегодняшний наш разговор мы посвятим  двум из этих качеств – доброте и милосердию. СЛАЙД 6

III. Беседа по теме

О добрых и милосердных людях пишут рассказы и стихи, снимают фильмы. Разрешите мне сегодня прочитать отрывок из Священной истории, притчу. Кто помнит, что такое притча? (поучительный рассказ) СЛАЙД 7

Прочитать детям притчу (Приложение 2). Беседа.

– Какой вопрос был задан Иисусу?
– Как он на него ответил?
– Кто же оказался ближним пострадавшему от разбойников человеку?
– Что мы может сказать о самарянине?

СЛАЙД 8

Продолжаем наш разговор. У вас было небольшое задание. Нужно было написать, как вы понимаете слово «доброта». Кто хочет зачитать свои высказывания?  (выслушать детей)

СЛАЙД 9 + музыка (Приложение 4)

А теперь вместе с родителями вашим группам предстоит такая творческая работа: подумайте, обсудите, что такое «милосердие»? Свои мысли вы можете зафиксировать на рабочем листе (совместная работа, обсуждение, около 3-х минут). Опрос мнений.
По 1 выступающему от каждой группы.

СЛАЙД 10

Вот что по этому поводу говорят нам «умные» книги – словари.
(зачитать, у кого совпали определения?)

IV. «Ковёр идей»

Много славных дел вас ждет в жизни, но, прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, чуткими, отзывчивыми, милосердными. А как научиться быть добрым? Как им стать? Выпить специальную таблетку? Написать
большой плакат? Я предлагаю вам творческое задание. На партах белые листы, полоски, маркеры, клей. Обсудите, напишите, что же нужно делать, чтобы стать добрым? Уважаемые родители, надеюсь, ваш жизненный опыт поможет в обсуждении этого вопроса. После этого наклейте полоски на лист (коврик) и мы получим ваш «коврик идей».  СЛАЙД 11 + музыка (Приложение 5)

V. Работа с пословицами

Чтение, обсуждение одной из пословиц.  СЛАЙД 12

VI. Работа с видеофрагментом (м/ф «Цветик-семицветик»)

Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент из известного всем мультфильма. Вспомните его название и автора истории.
После просмотра – обсудим (до 5 минут)
Как называется мультфильм?
Кто автор сказки?
Какая была Женя?
Что потом мы можем о ней сказать?
А можно ли её назвать милосердной? (Бескорыстный поступок ради незнакомого мальчика)
Кто помнит концовку? Что сказала старушка-волшебница? (Из одного доброго лепестка вырос новый цветок)

VII. Подведение итогов, рефлексия

СЛАЙД 13 + музыка (Приложение 6)
А теперь вы представьте, что у вас тоже в руке такой волшебный лепесток. Подумайте и запишите, на какое доброе, милосердное дело вы его потратите? Составьте свою волшебную ромашку добрых дел. Родителей прошу помочь.
А кто хочет поделиться своими добрыми делами? (зачитать)

И закончить нашу встречу хочется закончить такими словами:

СЛАЙД 14

Чтобы выйти из заколдованного круга
Будьте добры друг к другу!
Чтобы не быть в обиде
Когда приходится туго
Будьте добры друг к другу!

Во время труда и в час досуга
Будьте добры друг к другу!
Зимой за окном свирепствует вьюга,
Будьте добры друг к другу!

Цветут цветом ярким
растения луга
И летом жарким –
Будьте добры друг к другу!

Вы живете на Западе
иль приехали с Юга
Запомните заповедь –
Будьте добры друг к другу!

Дети и взрослые! Молодые и старые!
Это всем говорит наука:
Во что бы то ни стало –
Будьте добры друг к другу!

Наша встреча подошла к концу. Огромное спасибо всем за хорошую добрую работу – родителям, детям, гостям.
Мы будем рады, если Вам доставили хоть чуточку удовольствия. Улыбнитесь друг другу, поделитесь своей доброй улыбкой!

Пусть царит на Земле Доброта.
Делайте людям добро и Добро к вам обязательно вернется!!!

Список использованных материалов:

Печатные издания:

1. Жизнь дана на добрые дела: методические рекомендации по проведению Уроков доброты/ под ред. И.В.Скворцовой. – Ульяновск, УИПКПРО, 2007 г. http://ulprof.ulgov.ru/attfiles/dobr.doc
2.  Панова О. В. Урок   благотворительности для учащихся 7-11 лет. Тема: «Дорогою добра»http://www.blago-samara.ru/files/panova.pdf

Интернет-ресурсы:

Музыкальные файлы и видеофрагменты:

  • Bernward Koch, Reminiscence Of  A Motion Picture
  • Bernward Koch, Festive
  • Энтин Ю., Минков М. «Дорогою добра»
  • «Цветик-семицветик», студия «Союзмультфильм», 1948 г.