Цель: формирование и развитие духовно-нравственной личности, обладающей такими качествами как доброта, милосердие, сострадание, вежливость.
Задачи:
- создать условия для формирования понимания терминов «милосердие», «доброта», «бескорыстие»;
- способствовать развитию духовности, нравственности;
- помочь ученикам осознать пути самовоспитания данных качеств.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование, презентация (Приложение 3),
- рабочие листы учащихся и родителей (Приложение 1),
- листы бумаги и полоски «для ковра идей», лепестки ромашки,
- маркеры, клей, магнитная доска, магниты,
- видеофрагмент из м/ф «Цветик-семицветик» (Приложение 7. Спрашивайте матриал у автора статьи. Прим. ред.)
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организация начала работы
СЛАЙД 1
Добрый день, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Сегодня у нас необычное занятие, на котором присутствуют гости и ваши родители, которые выступят сегодня в роли наставников и помощников (представить родителей). На партах перед вами – рабочие листы, они нам помогут в работе. Итак, я желаю всем плодотворного сотрудничества!
II. Введение в тему занятия
СЛАЙД 2
Для начала я предлагаю вам всем выполнить
небольшое задание, которое поможет нам
определить тему сегодняшнего занятия.
Внимательно посмотрите на слайд – там
изображены святые, о которых вы читали на уроках
православной культуры (Андрей Первозванный,
Иоанн Креститель, Серафим Саровский, Сергий
Радонежский). Я сейчас буду задавать вопросы
об этих людях, а вы запишите ответы (их имена) в
рабочих листках (задание 1).
А) Кому из святых пророков выпала миссия идти к
людям и говорить об Иисусе Христе, крестить
покаявшихся? (Иоанн Креститель)
Б) Имя какого святого неразрывно связано с именем
Дмитрия Донского и с подвигом русского народа
в Куликовской битве? (Сергий Радонежский)
В) Назовите имя апостола, которого Христос одним
из первых призвал к Себе в ученики? (Андрей
Первозванный)
Г) Кому из святых принадлежат слова, обращённые к
людям: «Радость, моя! Не время нам унывать!»? (Серафим
Саровский)
Проверим по следующему слайду. СЛАЙД 3
СЛАЙД 4
Теперь снова взгляните на изображения этих
людей. Что объединяет их, живших в разные времена?
(Святые, служили Богу)
Как вы думаете, какие черты характера были у них?
Какими человеческими качествами они обладали? (Доброта,
милосердие, честность, трудолюбие, великодушие,
благочестие)
СЛАЙД 5
Посмотрите на доску (слайд). Встречали ли вы в своей жизни людей, которые обладали хотя бы одним их этих качеств? Кто эти люди? (Наши близкие)
И сегодняшний наш разговор мы посвятим двум из этих качеств – доброте и милосердию. СЛАЙД 6
III. Беседа по теме
О добрых и милосердных людях пишут рассказы и стихи, снимают фильмы. Разрешите мне сегодня прочитать отрывок из Священной истории, притчу. Кто помнит, что такое притча? (поучительный рассказ) СЛАЙД 7
Прочитать детям притчу (Приложение 2). Беседа.
– Какой вопрос был задан Иисусу?
– Как он на него ответил?
– Кто же оказался ближним пострадавшему от
разбойников человеку?
– Что мы может сказать о самарянине?
СЛАЙД 8
Продолжаем наш разговор. У вас было небольшое задание. Нужно было написать, как вы понимаете слово «доброта». Кто хочет зачитать свои высказывания? (выслушать детей)
СЛАЙД 9 + музыка (Приложение 4)
А теперь вместе с родителями вашим группам
предстоит такая творческая работа: подумайте,
обсудите, что такое «милосердие»? Свои мысли вы
можете зафиксировать на рабочем листе (совместная
работа, обсуждение, около 3-х минут). Опрос
мнений.
По 1 выступающему от каждой группы.
СЛАЙД 10
Вот что по этому поводу говорят нам «умные»
книги – словари.
(зачитать, у кого совпали определения?)
IV. «Ковёр идей»
Много славных дел вас ждет в жизни, но, прежде
всего вы должны вырасти настоящими людьми –
добрыми, чуткими, отзывчивыми, милосердными. А
как научиться быть добрым? Как им стать? Выпить
специальную таблетку? Написать
большой плакат? Я предлагаю вам творческое
задание. На партах белые листы, полоски, маркеры,
клей. Обсудите, напишите, что же нужно делать,
чтобы стать добрым? Уважаемые родители, надеюсь,
ваш жизненный опыт поможет в обсуждении этого
вопроса. После этого наклейте полоски на лист
(коврик) и мы получим ваш «коврик идей». СЛАЙД
11 + музыка (Приложение 5)
V. Работа с пословицами
Чтение, обсуждение одной из пословиц. СЛАЙД 12
VI. Работа с видеофрагментом (м/ф «Цветик-семицветик»)
Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент из
известного всем мультфильма. Вспомните его
название и автора истории.
После просмотра – обсудим (до 5 минут)
Как называется мультфильм?
Кто автор сказки?
Какая была Женя?
Что потом мы можем о ней сказать?
А можно ли её назвать милосердной? (Бескорыстный
поступок ради незнакомого мальчика)
Кто помнит концовку? Что сказала
старушка-волшебница? (Из одного доброго
лепестка вырос новый цветок)
VII. Подведение итогов, рефлексия
СЛАЙД 13 + музыка (Приложение 6)
А теперь вы представьте, что у вас тоже в руке
такой волшебный лепесток. Подумайте и запишите,
на какое доброе, милосердное дело вы его
потратите? Составьте свою волшебную ромашку
добрых дел. Родителей прошу помочь.
А кто хочет поделиться своими добрыми делами?
(зачитать)
И закончить нашу встречу хочется закончить такими словами:
СЛАЙД 14
Чтобы выйти из заколдованного круга
Будьте добры друг к другу!
Чтобы не быть в обиде
Когда приходится туго
Будьте добры друг к другу!
Во время труда и в час досуга
Будьте добры друг к другу!
Зимой за окном свирепствует вьюга,
Будьте добры друг к другу!
Цветут цветом ярким
растения луга
И летом жарким –
Будьте добры друг к другу!
Вы живете на Западе
иль приехали с Юга
Запомните заповедь –
Будьте добры друг к другу!
Дети и взрослые! Молодые и старые!
Это всем говорит наука:
Во что бы то ни стало –
Будьте добры друг к другу!
Наша встреча подошла к концу. Огромное спасибо
всем за хорошую добрую работу – родителям, детям,
гостям.
Мы будем рады, если Вам доставили хоть чуточку
удовольствия. Улыбнитесь друг другу, поделитесь
своей доброй улыбкой!
Пусть царит на Земле Доброта.
Делайте людям добро и Добро к вам
обязательно вернется!!!
Список использованных материалов:
Печатные издания:
1. Жизнь дана на добрые дела: методические
рекомендации по проведению Уроков доброты/ под
ред. И.В.Скворцовой. – Ульяновск, УИПКПРО, 2007 г. http://ulprof.ulgov.ru/attfiles/dobr.doc
2. Панова О. В. Урок
благотворительности для учащихся 7-11 лет. Тема:
«Дорогою добра»http://www.blago-samara.ru/files/panova.pdf
Интернет-ресурсы:
- http://akaka.al.ru/slovar/m.htm
- http://days.pravoslavie.ru/Images/alln.htm
- http://azbyka.ru/dictionary/08/zakon_bozhiy_162-all.shtml
- http://daz.su/
- http://download.multfilmchik.ru/
- http://www.edudic.ru/
- http://fondmiloserdie.ru/
- http://graivoron.edu.ru/
- http://www.miloserdie.ru/
- http://lick.ru/index.htm
- http://vasilchuki.ru/
- http://www.rusedu.ru/
- http://numi.ru/
- http://ru.wikipedia.org/
Музыкальные файлы и видеофрагменты:
- Bernward Koch, Reminiscence Of A Motion Picture
- Bernward Koch, Festive
- Энтин Ю., Минков М. «Дорогою добра»
- «Цветик-семицветик», студия «Союзмультфильм», 1948 г.