Цель урока: характеристика начального периода раздробленности Древнерусского государства во второй половине XI – начале XII в.
Задачи урока:
- Образовательные:
- охарактеризовать основные события Древнерусского государства во второй половине XI – начале XIIв., выявить причины и последствия государственной раздробленности.
- Развивающие:
- развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой – читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду и историческим временем (хронологией),
- способствовать сознательной организации и регуляции учебной деятельности, через работу в парах (группах), самостоятельную работу с текстом учебника;
- развитие умений определять понятия, устанавливать аналогии.
- Воспитательные:
- способствовать становлению гражданской идентичности и патриотических чувств;
- овладение формами и методами самовоспитания: взаимо и самоконтроль.
Социализации: приобретение опыта совместной деятельности и общения со сверстниками и др.
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма проведения: групповая (парная)
Необходимое оборудование:
- учебник История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М. Просвещение 2012.
- Настенная карта « Раздробленность Руси в XII – первой четверти XIII века» , атлас по истории России 6 класс
- презентация по данной теме;
- Проектор, экран;
- Раздаточный материал.
Планируемые результаты:
- Предметные
- научатся определять термины: «Правда Ярославичей», половцы, эксплуатация
- получат возможность научиться: характеризовать политику Владимира Мономаха, называть причины политической раздробленности, извлекать полезную информацию из исторических источников
- Метапредметные УУД
- Регулятивные
- определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий
- Познавательные
- ориентируется в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них
- Коммуникативные
- договариваются о распределение функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами
- Регулятивные
- Личностные УУД
- проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
||||||||||
1. Организационный момент |
Приветствует учащихся, проверяет
готовность класса к уроку, создает эмоциональный
настрой на работу 2. С целью мотивации учебной деятельности учитель предлагает учащимся вспомнить тему предыдущего урока. 3. Учитель предлагает учащимся проверить свои знания по теме прошлого урока. Игра в парах «Что это и когда это?» (Приложение 1) |
Приветствуют учителя, настраиваются на
работу, включаются в деятельность 3. Учащихся
спрашивают друг друга понятия и даты. |
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем
и сверстниками. Личностные УУД: самоопределение, мотивация учения, способность к волевому усилию |
||||||||||
2. Актуализация знаний | Постановка цели: 1. На доске написано название урока с пробелом. Начало древнерусского государства (Презентация, слайд 1) А в игре есть слово раздробленность Ученики не могут ответить или затрудняются Давайте вспомним из истории Средних веков определение политической (феодальной) раздробленности? 2. Давайте поставим цель и задачи, которые мы должны решить на уроке: |
Ответы учащихся Это период обособления отдельных земель (княжеств) во главе с феодалами (князьями) 2. Познакомиться
с новым этапом в жизни страны, выяснить причины и
последствия раздробленности; |
Личностные УУД Смыслообразование (определение границы собственного знания и незнания) Регулятивные УУД целеполагание как постановка учебной задачи Коммуникативные УУД учебное сотрудничества с учителем и сверстниками, владение монологической и диалогической формами речи |
||||||||||
3. Создание проблемной ситуации | 1. Можем ли мы прямо сейчас выяснить
причины и последствия политической
раздробленности Почему? 2. Организация деятельности учащихся. 2.1. Учитель предлагает варианты получения необходимых знаний. План урока (слайд 2) 1) Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. 2) Любечский съезд князей. 3) Правление Владимира Мономаха. 4). Причины и последствия раздробленности. 2.2. Объяснение учителя. 2.3 Составление опорного конспекта (ОК). 2.4. Продуктивное чтение. 2.5. Заполнение таблицы. |
Сейчас мы не можем выяснить, потому что
мы не знаем, исторической ситуации …. Нам не хватает знаний … 2. Формулируют пункты
плана решения проблемы. Работа с учебником. |
Личностные УУД Смыслообразование (определение границы собственного знания и незнания, развитие устойчивого интереса к теме урока) Коммуникативные УУД умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные УУД (выполнение логических операций анализа) Регулятивные УУД планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; |
||||||||||
4. Изучение нового материала | 1. Смысловое чтение, выделение главного и составление Ока. Параграф 9, п.1, стр.80 записывается на доске и в тетрадях вместе с учителем, в конце Ока (слайд 3) проговаривается очередной порядок наследования. Престол переходил не от отца к сыну, а к старшему в роду Рюриковичей: от старшего брата ко второму, потом к третьему, потом, если братьев уже не было, к старшему сыну первого брата и т. д. Подводятся и итоги и коррекция (Приложение 3). 2. Самостоятельная или парная работа с текстом и документом учебника. Любечский съезд князей (слайд 5 или иллюстрация) Задача: заполнить таблицу (см. Приложение 4) – при выполнении задания используйте текст учебника – пункт 2, § 9 стр.82-83 и документ стр. 91. Необходимо заполнить все линии анализа съезда. Проверка на слайде или секретной доске. 3.
Вопросы предваряют сообщение. |
1. Работа с текстом учебника. Параграф 9,
п.1, стр.80 На доске учитель или ученик, остальные
в тетрадях составляется ОКа 2. Продуктивное чтение. Заполнение таблицы.
Взаимопроверка правильности
заполнения и выставление оценок 5. Вспомним что такое раздробленность еще раз? |
Личностные УУД Развитие устойчивого интереса к теме урока Регулятивные УУД планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Коммуникативные УУД сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные УУД (работа с информацией) |
||||||||||
5. Закрепление. | 1. Катехизисная беседа Годы правления Ярославичей – 1054-1093гг. Какое событие произошло в 1072г., 1068г., 1097г.? 2. Давайте обратимся к исторической карте и найдем города Киев, Чернигов, Переяславль 3. Для закрепления изученного на уроке материала выполним задания в рабочей тетради ЕВ Симоновой «История России с древнейших времен до конца XVI века » стр. 20 -21, зад. 3.2, 3.3, 3.4 |
1. Ответы учащихся по новому материалу 2. Настенная карта, атлас или карта учебника стр. 89 3. Выполнение заданий в рабочей тетради на печатной основе ЕВ Симоновой «История России с древнейших времен до конца XVI века» стр. 20 -21, зад. 3.2, 3.3, 3.4.. Взаимопроверка по эталону. |
Регулятивные УУД (управление своей деятельностью и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) |
||||||||||
6. Рефлексия | 1. Какую цель ставили? Удалось ли ее достичь? Какими способами? Понравился ли урок? Что вызвало затруднения? С каким настроением ты отправишься на следующий урок? 2. Подведение общих итогов урока, выставление и комментирование отметок |
Ответы учащихся | Познавательные УУД: анализ
способов и условий своих действий. Личностные УУД: определять уровень усвоения изученного материала. Регулятивные УУД: оценка-осознание уровня и качества усвоения; констатация необходимости продолжения действий, определение причин успеха (неуспеха). |
||||||||||
7. Домашнее задание | § 9, стр. 80, вопр. 1-7, заполнить таблицу
«Последствия раздробленности Древнерусского
государства»
|
Записывают домашнее задание. | Личностные УУД: формирование своего отношения. Регулятивные и познавательные УУД: организация самостоятельного поиска и заполнение таблицы | ||||||||||
Динамическая пауза |
Учитель или ученик показывают упражнения (Приложение 2) | Ученики слушают и выполняют упражнения | Личностные УУД Осознание важности выполнения упражнений Регулятивные УУД саморегуляция Коммуникативные УУД учебное сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные УУД новые упражнения на внимание … |
Литература к уроку:
- Базовый учебник: История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М. Просвещение 2012.
- Новожилова М.Б. История. 6 класс: рабочая программа по учебникам «История Средних веков» Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского, «История России» А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. – Волгоград: Учитель, 2014
- Симонова Е.В. «История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс. – М. «Экзамен», 2014
- Симонова Е.В. Поурочные разработки по истории России: 6 класс: к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. С древнейших времен до конца XVI века». – М. «Экзамен», 2011
- Черникова Т.В. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. – М. Дрофа, 2007
- Шаповал В.В. Дидактические материалы по истории России с древнейших времен до конца XVI века: к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. С древнейших времен до конца XVI века». – М. «Экзамен», 2008
- Интернет ресурсы к презентации