Условия подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

Разделы: Общепедагогические технологии


В современной концепции фундаментального ядра содержания общего образования определены системы базовых национальных ценностей, основных понятий и системы ключевых задач. Не последнее место отводится развитию творческой личности в системе образования. В тоже время при формировании творческих способностей не последнее место занимают различного рода инновационные идеи, которые требуют систематизации и последовательного применения. Таким образом, педагогические исследования, посвящённые изучению проблеме психолого-педагогической подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся, представляются на сегодня особенно актуальными.

Проблема структуры учебной деятельности учащихся, в том числе и творческой деятельности, а также основ­ные психолого-педагогические условия развития учащихся и механизмы процесса усвоения на сегодняшний день наиболее полно описывает системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова, В. В. Рубцова [2].

Однако, на современном этапе, уделяется не достаточно внимания психолого-педагогической подготовке педагогов к развитию творческой активности обучающихся. Проблему развития творческой активности учащихся рассматривали и отечественные, и зарубежные исследователи (Д. Дьюи, A. Маслоу, И.Я. Лернер, В.Д. Путилин, В.А. Сластенин). Они указывали на то, что эта проблема может быть решена путём создания определённых психолого-педагогических условий в ходе образовательного процесса [3].

Творческая активность и процесс творчества – понятия, которые не обязательно совпадают. Без активности нет творчества, но творческая активность может проявляться в любой деятельности, даже не носящей творческий характер. Творчество в науке и практике рассматривается как процесс создания нового, а творческая активность как способность к самореализации по созданию нового, общественно значимого [4].

Анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить важнейшие условия развития творческой активности обучающихся. К ним относятся личностные характеристики, как педагогов, так и школьников, (мобильность, креативность, творческое мышление и т.д).; совместная плодотворная деятельность всех сторон образовательного процесса. Добиться успеха можно при помощи правильно подобранных средств и методов, таковыми на наш взгляд являются: деятельностный подход в обучении; различные методики по работе с текстами, в том числе и кейсы.

В тоже время необходима преемственность на всех этапах многоуровневого педагогического образования, а именно ориентация высшей ступени на обобщенную модель подготовки учителя к развитию творческой деятельности; психолого-педагогическая диагностика готовности преподавателей к инновациям; формирование творческой активности и целостно-мотивационного отношения к нововведениям; наличие взаимосвязи в специальной, общепедагогической, методологической, методической и психологической подготовки учителя; возможность осуществления межциклических и междисциплинарных взаимодействий, а также интеграция психолого-педагогических знаний в систему обобщённых проблем инноватики; формирование инновационной культуры, восприимчивости и чувствительности к новому; обеспечение систематизации основных  функций психолого-педагогической практики в их единении с научно-исследовательской подготовкой; изучение и критериальное оценивание динамики освоения инновационной творческой деятельности учителя.

В нашем случае условиями инновационного образовательного процесса является система соответствующих рекомендаций для преподавателей, родителей и самих учащихся, которая обуславливает направления индивидуальной помощи обучающимся и остальным субъектам образования [1].

Выявленные психолого-педагогические условия составляют содержательную основу обеспечения эффективной подготовки педагогов к развитию творческой активности обучающихся.

Список использованной литературы:

  1. Аверьянова, Г.А. Психолого-педагогические условия развития творческого потенциала учащихся[Текст] / Г.А. Аврьянова Психологическая наука в современном образовании: материалы III Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 50-летию факультета иностранных языков ПГПУ им. В.Г. Белинского/ Под ред. Т.Г. Ивошиной, М.Е. Питановой. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2012. – С.154 - 158.
  2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] Л.С. Выготский. – СПб.: Союз,1997.–91с.
  3. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. – М.: Педагогика, 1981. – 186 с.
  4. Щелина, Т.Т. Технологии воспитании профессионально-компетентной, творческой и социально активной личности социального педагога в процессе духовно-ценностной ориентации в вузе / Т.Т.Щелина // Актуальные проблемы психолого-педагогической подготовки специалистов: Сборник трудов Межвузовской научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, соискателей, студентов (20 декабря 2005 г.). – Н.Новгород: ВГИПУ, 2005. – С.42-45.