Характерной чертой современной педагогической науки является поиск и разработка новых образовательных технологий, направленных на развитие познавательного интереса и творческих способностей обучающихся, способствующих их самореализации. Важнейшей составляющей педагогического процесса при таком подходе становится личностно-ориентированное взаимодействие субъектов учебной деятельности: учителя и ученика. В связи с этим я апробирую в учебном процессе различные инновационные технологии, исследую их эффективность, одной из которых является интерактивная технология обучения (специальная форма организации познавательной деятельности).
Ее суть состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что знают и думают. В результате создаются условия, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Учащиеся учатся критически мыслить, решать самостоятельно поставленные задачи на основе анализа информации, извлекаемой из различных источников, участвовать в дискуссиях, доказывать правильность своего мнения, совместно решать значимые проблемы.
Интерактивное обучение в школе предусматривает многосторонний тип коммуникации между учителем и учащимися, а также между самими учениками, причем возможны следующие коммуникационные взаимодействия: «ученик–ученик» (работа в парах), «ученик – группа учеников» (работа в группах), «ученик – аудитория» или «группа учеников – аудитория» (презентация работы в группах) и т.д.
Поэтому моя задача состоит в том, чтобы создавать условия, при которых ученик почувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что сделает продуктивным сам процесс обучения русскому языку и литературе.
Занятия с применением элементов технологии интерактивного обучения строю, придерживаясь следующих правил:
- вовлеченность в работу большей части обучающихся;
- применение приемов мотивации на уроке;
- в группе не должно быть более 25 человек;
- заблаговременное обсуждение процедуры и регламента работы;
- должны быть вовлечены в той или иной мере все ученики;
- деление участников на группы лучше построить на основе добровольности.
Организуя индивидуальную, парную и групповую работу и применяя различные формы урока (урок – путешествие, ролевая игра, деловая игра, конкурс, соревнование, турнир, урок КВН, поиск, консультация, творческий отчет и другие), учу детей критически мыслить, решать самостоятельно поставленные задачи на основе анализа информации, извлекаемой из различных источников (учебника, словарей, энциклопедий, художественных произведений, критических статей), участвовать в дискуссиях, доказывать правильность своего мнения, совместно решать значимые проблемы, общаться с другими людьми.
В результате работы я сделала вывод о том, что применение интерактивной технологии обучения влияет не только на формирование познавательного интереса и успешное усвоение материала на уроках русского языка и литературы, но и на увеличение хороших и отличных оценок, на отношение учащихся к предмету. Наблюдение за работой учеников на уроках показало, что изменился психологический климат на уроке, он перестал быть актом передачи информации от учителя к ученику. В ходе занятий сформировались новые отношения, в которых учитель и ученик выступают в роли партнеров при достижении одной цели. Ученик при этом испытывает ощущение успешности.
Интерактивное обучение благодаря смене форм деятельности способствует, в известной мере, и релаксации, снятию нервной нагрузки.
Таким образом, интерактивное обучение:
– развивает познавательный интерес,
коммуникативные умения и навыки;
– приучает работать в команде;
– обеспечивает обучающихся необходимой
информацией, без которой невозможно реализовать
совместную деятельность;
– развивает общеучебные умения (анализ, синтез,
постановка целей и пр.).
Результаты апробации технологии интерактивного обучения позволяет обучающимся участвовать в общественной деятельности школы и района, в творческих конкурсах («Театральная весна», презентация «Мой класс»), конкурсах сочинений («История одного несчастья», «Пожарный глазами ребенка», «Сочинение о земляке – участнике ВОВ»), социально значимой акции «Скажи наркотикам нет», научно-практической конференции «Эврика».