Цель: формирование представлений обучающихся о состоянии экономики в годы правления Петра I.
Задачи:
- Рассмотреть основные направления экономической политики Петра I.
- Познакомиться с изменениями в сельском хозяйстве, мануфактурном и ремесленном производстве, торговле, денежной и налоговой реформах.
- Продолжить формирование умений у обучащихся работать в группах, с историческими документами, с исторической картой, умений обобщать материал, активно воспринимать информацию.
- На фактах социально-экономического развития России первой половины XVIII века, с одной стороны формировать чувства гордости и уважения к её заслугам и достижениям, с другой стороны – чувства сопричастности драматическим событиям её истории.
Оборудование: компьютер, проектор, экран проекционный, интерактивная карта, презентация к уроку.
Новые понятия: меркантилизм, протекционизм, подушная подать, приписные крестьяне.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний по предыдущей теме.
Фронтальный опрос:
Найти и выделить в матрице главные понятия предыдущего урока и ответить на вопросы:
1. Высшее правительственное учреждение при Петре (Сенат)
- В каком году был создан Сенат? (1711)
- Какие функции он выполнял? (законодательную, распорядительную, судебную, а также контролировал работу разветвлённого государственного аппарата в центре и на местах)
- В чём состоит связь генерал – прокурора П.И. Ягужинского с Сенатом? (Ягужинский осуществлял контроль над деятельностью Сената).
2. Учреждения, заменившие приказы (коллегии)
- Когда была проведена реформа, в ходе которой громоздкие приказы были заменены коллегиями? (1718 – 1720)
- Что входило в ведение Коллегии иностранных дел (ведала внешней политикой), Воинской к (сухопутная армия), Адмиралтейств – коллегии (морской флот), Юстиц – коллегии (гражданский и уголовный суд), Берг-коллегии (горно-заводская промышленность), Мануфактур – коллегии (мануфактурная промышленность)
- Кто возглавлял каждую коллегию? (президент, вице-президент, советники)
3. Крупные единицы в новом административно-территориальном делении России? (губернии)
- В каком году страна была разделена на губернии, сколько их было? (1708, 8, а позднее больше)
- Кто стоял во главе губерний? (губернатор)
- В чём состояли особенности местного управления на Украине? (Власть принадлежала гетману; для контроля за его действиями была создана Малороссийская коллегия, которую возглавлял царский офицер. После смерти гетмана Скоропадского в 1722 году новые выборы гетмана были запрещены, а гетман впервые был назначен царским указом)
4. Выборный глава городского правления? (бурмистр)
- Кто входил в состав городского населения? (основную часть городского населения составляли ремесленники и мелкий посадский люд, появились первые мануфактурные рабочие, купцы и торговцы)
- Что нового было введено в управлении городами? (Посадское население было изъято из ведения воевод и передано в руки выборной Бурмистерской палаты в Москве, а в других городах - выборных бурмистров. Управление ими осуществлял созданный в 1720 в Петербурге Главный магистрат. Горожане теперь делились на “регулярных” (высших: богатые купцы и лица свободных профессий (врачи, аптекари, художники) и подлых (низших: ремесленники и торговцы)
5. Лицо выполнявшее обязанности главы церкви, вследствие неизбрания патриарха? (местоблюститель)
- Каковы были итоги церковной реформы? (Пётр запретил проводить выборы патриарха и сам назначил местоблюстителя патриаршего престола Стефана, Яворского; Управление церковными делами было передано Духовной коллегии, вскоре преобразованной в Святейший Правительствующий Синод)
6. Форма правления, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть? (абсолютизм)
В чём суть “Указа о единонаследии”, “Табеля о рангах”? Когда они были приняты? (1714, 1722; поместья дворян оказались приравнены к боярским вотчинам, стирались грани между родовой и новой знатью; старая и новая аристократия уравнивались в служебном положении, появилась возможность служебного роста любого служилого человека, за заслуги, вне зависимости от его происхождения)
Значение петровских преобразований?
- укрепили безопасность стран
- укрепили Российское государство
- исчезли грани между боярством и дворянством
- усовершенствовали систему местного управления
- церковь окончательно превратилась в один из государственных инструментов
- лишали участия в управлении простых подданных.
3. Изучение нового материала.
План:
- Экономическая политика Петра I.
- Сельское хозяйство, мануфактурное и ремесленное производство, торговля, денежная и налоговая реформы в годы экономических преобразований Петра I.
- Итоги экономического развития.
Постановка учебных задач (ставят обучающиеся)
Экономическая политика Петра I. (Рассказ учителя)
Несмотря на серьёзные перемены, происшедшие в 17 веке, Россия продолжала отставать от ведущих европейских держав. В то время как в Западной Европе шёл процесс разложения феодального строя, Россия предпринимала попытки по его усовершенствованию. Это вело к нарастанию экономических проблем:
- в стране не хватало металла, и она была вынуждена покупать его в Швеции
- слабым было мануфактурное производство
- по старинке развивалось сельское хозяйство
- мелкое ремесленное производство не могло удовлетворить потребностей населения.
Все эти проблемы видел и осознавал Пётр I с самого начала своей государственной деятельности.
- Как вы думаете, что послужило толчком к началу проведения Петром экономических преобразований?
(увиденное во время поездки в Европу, начало войны со Швецией).
Каковы же особенности экономических преобразований Петра I (на экране):
Усиление государственного вмешательства в развитие экономики.
(Практически всё промышленное строительство первой четверти 18 века было ориентировано на нужды армии и флота. Лишь с 1715 года царь стал поощрять частное предпринимательство. Одной из главных причин этого была неэффективность государственного управления многими мануфактурами. Поэтому в частные руки передавались, как правило, убыточные предприятия)
Главные направления экономической политики
А) меркантилизм
Б) протекционизм
Задание: найдите в учебнике на с.123 определения данным понятиям
Введена казённая монополия на соль (полученные от этого большие средства шли на строительство каналов, выдачу средств предпринимателям)
Вывод: Видя недостатки в экономике, Пётр перешёл к её преобразованию.
Какое влияние оказала экономическая политика Петра I на разные отрасли экономики? В чём суть денежной и налоговой реформы? Работа в группах:
Задание для 1 группы: Приложение 1. Задание для 2 группы: Приложение 1. Задание для 3 группы: Приложение 1.
Проверка заданий.
Итоги экономического развития. Работа над текстом на с. 128-129 “Итоги экономического развития”.
- Ребята, мы с вами выделили положительные итоги экономической политики Петра I, а были ли отрицательные? (тяжёлые налоги вели к обнищанию многих крестьянских хозяйств; крепостническая система тормозила свободное предпринимательство; вызывала конфликты и потрясения в обществе.
4. Итог урока. А теперь вернёмся к задачам, поставленным нами в начале урока. Удалось ли нам их решить? (комментирование учебных задач детьми)
5. Домашнее задание. Параграф 16, записать новые понятия, рабочая тетрадь № 1, 5, 6.
Оцените свою работу на уроке, путём выбора карточки соответствующего цвета (красный – 5, зелёный – 4, жёлтый – 3, оранжевый – 2; на карточке пишется фамилия)