Эпиграф: «Искусство оказывает величайшее влияние на душу человека». (Рамис да Пареха)
Цели урока:
- Познавательные:
- познакомить учащихся с выдающимися произведениями изобразительного искусства, отражающими события Куликовской битвы;
- познакомить детей с особенностями исторического жанра в живописи;
- продолжить развитие умений создавать тематические композиции (батальная сцена);
- развивать умение превращать графические зарисовки в интересные образы.
- Развивающие:
- развитие у детей воображения, способности к образному мышлению;
- развитие умений анализировать и оценивать рисунки с художественно-эстетических позиций.
- Воспитательные:
- ввести учащихся в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий;
- воспитывать уважение к истории России, т.к. «от того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу отцов и дедов, зависит его нравственный облик…» (В.Сухомлинский).
Образовательные технологии: кейс-технологии, интегрированное обучение, личностно-ориентированное обучение, метод проектов.
Методы и приёмы:
- словесный;
- наглядный;
- практический (рисование).
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация; наглядные пособия; заготовки фигур для работ по изобразительному искусству, заготовки рисунков; репродукции картин художников; кантата С.Прокофьева «Александр Невский», часть 1 «Русь под игом монгольским»; материалы кейсов для работы в группах.
Материалы: ватман (1/2 листа); листы А4; карандаши, фломастеры; гуашь, краски, лоскуты ткани.
Подготовка к уроку:
Рабочая группа учеников (5 человек) получают кейс (см. Приложение 1), работают с ним в течение недели. После этого проходит обсуждение вопросов, которые решали учащиеся, работая с материалами кейсов. Каждый участник рабочей группы, выбравший в ходе обсуждения картину для представления её классу, собирает «свою» группу (4-5 человек) для работы на уроке. Таким образом, весь класс делится на 4 – 5 групп, каждая из которых делает заготовки для создания коллажа (см. Приложение 2).
ХОД УРОКА
1.Введение в тему. Актуализация опорных знаний.
Учитель МХК:
– Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в
увлекательное путешествие в мир русской
живописи. Перед вами картины известных русских
художников. (Слайд)
Распределите их на 2 группы, объясните свой выбор.
(Картины относятся к разным жанрам: портрет;
историческая тема)
– Какие жанры изобразительного искусства вам
известны? (Пейзаж, натюрморт…)
– А как вы думаете, в каком жанре наиболее четко
отражены проблемы судеб нации, личности и
окружающего мира, духовные и нравственные
вопросы? (Исторический)
– Этот жанр возвращает нас к нашим истокам,
заставляет нас осмысливать события и факты,
делать выводы и задумываться о будущем.
В основе сюжетов картин данного жанра – важные
события, герои, оставившие след в истории.
– «Куликовская битва» – историческое событие,
которое нашло отражение в творчестве разных
художников. Поэтому тема нашего урока: «Опять над
полем Куликовым взошла и расточилась мгла…» /А.
Блок/ . Мы познакомимся с известными
картинами, созданными в историческом жанре, и
попробуем создать свою, коллективную.
– Прослушайте музыкальный фрагмент (Звучит
фрагмент кантаты С.Прокофьева «Александр
Невский», часть 1 «Русь под игом монгольским»).
– Какие чувства, мысли вызвала у вас музыка?
2. Работа с кейсами (см. Приложение 3) в группах
Учитель МХК:
– А теперь давайте обратимся к живописи. Сегодня
мы с вами узнаем интересные и немаловажные факты
биографии некоторых художников, обращавшихся к
данной теме, а также познакомимся с их картинами.
Предлагаю вам немного поработать в группах по
следующему плану.
1. Изучить некоторые факты из биографии,
проанализировать их и поделиться с остальными
полученными сведениями.
2. Проанализировать художественное произведение,
составить краткий рассказ по картине.
Вопросы для анализа картины:
- Название картины (автор).
- Сюжет (что изображено).
- Герой (герои) картины.
- Пейзаж (роль пейзажа: помогает понять настроение, является фоном…).
- Сочетание цвета, красок.
- Основная идея произведения.
(Ответы детей по результатам работы с кейсами).
3. Повторение опорных терминов
Учитель ИЗО:
– Вы познакомились с картинами известных
художников, с их (художников) видением темы.
Исторический жанр – один из самых трудных в
живописи. Исторический живописец должен быть
сродни учёному. Ему надо досконально знать
историю, подробности быта эпохи. Он должен
обладать творческой фантазией, чтобы силой
воображения достоверно воссоздать историческое
событие. Сегодня я предлагаю вам выразить своё
представление о Куликовской битве. Мы попытаемся
сами создать композицию на историческую тему.
Для создания композиции выполним интересное
задание: превратим графические зарисовки в
художественные образы.
Вспомним:
– Что такое художественный образ?
– Какими средствами можно создать
художественный образ в изобразительном
искусстве?
– Давайте посмотрим, какую одежду, доспехи
носили русские воины, а также познакомимся с
особенностями костюма татаро-монгольских
воинов. (Слайды)
4. Творческая работа.Оформление коллажа
Учитель ИЗО:
– Приступаем к созданию нашей картины. Мы её выполним в виде коллажа.
Продолжается работа в группах.
Каждая группа получает своё задание:
1: закончить оформление фигур Пересвета и
Челубея; фигуры коней;
2: оформляет массовку, задний план, пейзаж;
3. рисует лица и раскрашивает костюмы русских
воинов;
4: рисует лица и раскрашивает костюмы
татаро-монгольских воинов;
5: оформляет коллаж на листе ватмана по мере
окончания работы всех групп.
5. Рефлексия
– К какому жанру изобразительного искусства вы
отнесёте свою картину? Почему?
– На партах у вас лежат цветные карандаши.
Поднимите карандаши тех цветов, которые
соответствуют вашему настроению.
6. Подведение итогов, выставление оценок