Тип урока: урок изучения нового.
Цели обучения:
- Обучающие: раскрыть содержание понятия «взаимно обратные числа», используя методы индукции, дедукции, анализа, синтеза.
- Развивающие: продолжить развитие учебно-познавательной компетентности, коммуникативной и смысловой компетенции.
- Воспитательные: воспитывать культуру общения, создавать условия для самооценки учащихся.
В результате ученик:
- знает определение взаимно обратных чисел;
- умеет находить число, обратное: а) натуральному числу, б) дробному числу, в) смешанному числу.
- определять, являются ли числа взаимно обратными.
Оборудование: компьютер, проектор, Презентация, Приложение 1, Приложение 2
Этапы урока:
- Организационный момент. Мотивация.
- Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
- Физкультминутка.
- Изучение и усвоение новых знаний и способов деятельности..
- Первичная проверка усвоения новых знаний.
- Домашнее задание.
- Итог урока. Рефлексия.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя |
Деятельность учащиеся |
|||||||||
1. Организационный момент. Мотивация (2 мин.) | ||||||||||
– Здравствуйте. Меня зовут Юлия
Николаевна. Я очень рада с вами познакомиться. Сегодня на уроке, ребята, нам предстоит выполнить серьезную работу – мы попытаемся совершить маленькое, но самостоятельное открытие. От вас потребуется усидчивость, внимание, настрой на работу – в общем показать, что вы умеете работать на отлично. А чтобы окончательно настроится на работу, я предлагаю вам следующее задание: Презентация. Слайд 2. Перед вами два изображения картины известного французского художника Анри Матисса «Лодка». Но одно из них правильное, а другое перевернутое вверх ногами. Ваше мнение: какое изображение правильное, а какое нет? Ответ: правильный рисунок – слева. Кстати, эта картина была выставлена 17 октября 1961 года в Нью-Йоркском музее современного искусства и только 3 декабря заметили, что картина висит вверх ногами. Я надеюсь, что у нас на уроке таких казусов не будет. И мы приступаем с вами к работе. |
Ответы учащихся. |
|||||||||
2. Подготовка учащихся к
усвоению новых знаний 2.1.Актуализация знаний и умений учащихся (2,5 мин.) |
||||||||||
На парте у вас у каждого лежит
файл с заданиями (Приложение 1).
Достаньте 1 лист с заданием №1 Слайд 3 Задание 1 1. Распределите числа в таблицу:
Работаем на листочках в течение 1 мин |
Работают с заданием. | |||||||||
– Проверим вашу работу. Слайд 4 – Все проверили? Если у вас все правильно, поставьте себе оценку – 5, если одна ошибка – 4, две ошибки – 3 , более 3 ошибок – 2. – Передайте листочки на 1 парту. |
Высказывают свои замечания. Поднимают руки. | |||||||||
1.2. Мотивация работы (6 мин.) | ||||||||||
– Какие действия вы умеете выполнять с натуральными числами? | Складывать, вычитать, умножать, делить. | |||||||||
– Какие действия вы умеете выполнять с десятичными дробями? | Складывать, вычитать, умножать, делить. | |||||||||
– А какие действия вы умеете выполнять с обыкновенными дробями и смешанными числами? | Складывать, вычитать, умножать. | |||||||||
– А что не умеете делать? | Делить. | |||||||||
– Так вот, ребята, правило деления обыкновенных дробей и смешанных чисел вам предстоит изучить в недалеком будущем, но для этого нужно знать одну тему, которую вы для себя сегодня откроете и изучите. | ||||||||||
– Следующее задание вы вновь выполняете на листочках. | ||||||||||
– Решаем задание №2
самостоятельно в течение 3 минут. Слайд 5 |
Учащиеся работают самостоятельно. | |||||||||
Вариант 1 |
Вариант 2 |
|||||||||
Закончили работу. Обменяйтесь с
соседом по парте листочками. Проверьте работу
товарища. Если верно, ставим +, неверно –. Слайд 6 Правильные ответы на слайде. Слайд 7 Оцените работу: 5 верно выполненных заданий – «5» 4 верно выполненных задания – «4» 3 верно выполненных задания – «3» менее 3 заданий – «2» Выставите оценку в графу оценка. Передайте мне листочки. |
Проверяют и оценивают работу. | |||||||||
2.3. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы (5 мин.) | ||||||||||
Слайд 8 Вернемся еще раз к самостоятельной работе. Что общего во всех этих заданиях? |
В ответе везде получается 1. | |||||||||
Слайд 9 Обратимся к 1 примеру. Что можно сказать о первом множителе? О втором? Чем они отличаются? |
Предполагаемые ответы учащихся: они перевернутые и т.д. | |||||||||
Слайд 10 (Щелчок – щелчок –
щелчок – щелчок) Давайте вместе выберем подходящее название этим числам. – перевернутые – обратные – взаимно обратные. |
Выбор учащихся. | |||||||||
2.4. Постановка учебной задачи (цели) урока (5 мин.) | ||||||||||
Итак, в ходе работы вы
«обнаружили» новое для вас понятие «взаимно
обратные числа». Как вы думаете, какова же тема нашего урока. Слайд 11 (щелчок – щелчок) |
Взаимно обратные числа |
|||||||||
А цель урока? Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число. Классная работа и тему урока. |
Изучить взаимно обратные числа | |||||||||
Давайте вместе составим план
изучения нового понятия. Слайд 12 ( каждый пункт – свой щелчок) План: 1. Какие числа называются взаимно обратными? |
Рассуждают, приходят к выводу. | |||||||||
План составлен, нам предстоит с вами большая работа, поэтому я предлагаю вам вместе со мной сделать комплекс упражнений, чтобы поднять тонус всего организма. | ||||||||||
3. Физкультминутка (1 мин.) | ||||||||||
Комплекс упражнений 1.
Соединить ладони перед грудью, интенсивно
потереть друг о дружку. (Мобилизация
энергетического потенциала). |
Повторяют за учителем. | |||||||||
4. Изучение и усвоение новых знаний и способов деятельности | ||||||||||
План работы известен. Давайте выясним, как можно добыть новую информацию. | Ответы: а) прочитать в книге, б) спросить у друзей, у взрослых, в) поискать в Интернете. | |||||||||
Какой способ добычи информации нам более приемлем. | Ответы: прочитать в книге, поискать в Интернете. | |||||||||
Чтобы работать более оперативно
работать будем парами. (Парта – пара). Правила работы в группе: говорить самому, но и слышать других. Дисциплина прежде всего. |
Разбиение на группы. | |||||||||
Каждая пара получает
карточку-задание по нашему плану (Приложение
2). Быстро распределите роли, кто чем
будет заниматься. Работать со своим вопросом вы будете в течение 3-5 минут. |
||||||||||
– Ваше время истекло. Давайте
заслушаем ответы пар и по ходу ответов
составим кластер. Слайд 13 (по щелчку ответ на каждый вопрос) |
||||||||||
Кластер в тетрадь (если будет время) | ||||||||||
– Итак, мы изучили с вами новое
понятие, а теперь давайте поучимся находить
числа, обратные данным, играя. Правила игры таковы. Я называю число. 1 группа называет обратное ему число, а затем свое число называет следующей группе и так по цепочке. Время: 1 мин |
Работа групп по цепочке. | |||||||||
Следующее задание: Слайд 14 Выпишите в тетрадь те пары чисел, которые являются взаимно обратными: |
Работают в тетрадях 2-3 мин | |||||||||
Проверим. Слайд 15 | ||||||||||
5. Первичная проверка усвоения знаний (7 мин.) | ||||||||||
Вы сегодня много рассуждали,
много нового открыли ля себя. Но для того, чтобы
выяснить, все ли вам понятно, предлагаю
выполнить проверочный тест. Время работы 5 минут. 1) Взаимно
обратными называются два числа … , которых равно
1. |
Решают тест | |||||||||
Время вышло. Возьмите в руки
карандаши и проверьте себя. Слайд 16. Ответы: 1.б) 2.в) 3.а) 4. г) 5. б) |
Проверяют работы и оценивают себя. | |||||||||
6. Итог урока 6.1.Подведение итогов урока (5 мин.) |
||||||||||
В начале урока я вам говорила, что вы сегодня совершите маленькое, но собственное открытие. Так какое открытие вы сделали на уроке? | Ответы учащихся. | |||||||||
Урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы пытались достичь на уроке. | Изучить взаимно обратные числа. | |||||||||
Давайте вернемся к плану, который
мы составили в начале урока. Слайд 17 Даю вам 1 минуту на то, чтобы вы подумали, что вам непонятно, что вам понравилось, и довольны ли вы своей работой. Все ли вопросы мы смогли разобрать на сегодняшнем уроке? |
Нет. У нас остался последний вопрос. | |||||||||
Найти ответ на этот вопрос – цель следующих уроков. | ||||||||||
6.2. Оценка деятельности учащихся на уроке | ||||||||||
Учитель предлагает двум – трем
учащимся высказаться по следующим вопросам: Слайд 18 1) Доволен ли я своей работой на уроке? 2) Что мне было не понятно? 3) Какой момент мне больше всего понравился? 4) К обсуждению каких вопросов мне хотелось бы вернуться? Затем учитель подводит итог урока, касающегося личного участия ребят в открытии нового для них знания; отмечает, кто как себя проявил. Вспомнить начало урока – картина «Лодка». |
Высказывания учащихся. | |||||||||
6.3 Задание на дом | ||||||||||
Сочините частушку про взаимно
обратные числа. Благодарю за урок. |
Используемая литература:
1. Математика 6 класс: учеб. для общеобр. учреж./ Н.Я Виленкин и др.– М.: Мнемозина, 2011.