Ход непосредственно-образовательной деятельности
<Слайд 2>
Начинаются наши сказки, заплетаются наши сказки.
<Слайд 3>
На море-океане, на острове Буяне,
<Слайд 4>
Там берёзонька стоит,
<Слайд 5>
На ней люлечка висит, в люльке котик крепко спит.
<Слайд 6>
Рядом бабушка сидит, Зайке сказки говорит...
Слушать сказки очень интересно...
- Бабушка, расскажи сказку! – можно было услышать и 100 и 200 лет назад.
Бабушка брала в руки веретено и начинала рассказывать своим внучатам волшебные сказки. Так было раньше. А вы любите слушать сказки? (Ответы детей)
- Вам мамы рассказывают сказки? (Ответы детей)
- Да, сейчас чаще всего вам читают сказки. Так как люди научились создавать книги. Для детей издаётся и продаётся множество книг, да не просто книг, а красочных, иллюстрированных. Слушает ребёнок сказку, а сам картинки рассматривает:
- Давайте заглянем в книгу сказок нашей Бабушки-сказочницы. Согласны? (Ответы детей)
<Слайд 7>
- Из каких сказок эти картинки? (Ответы детей)
<Слайд 8>
- А эта картинка из какой сказки? (Ответы детей)
<Слайд 9>
- А эти? (Ответы детей)
- А вы знаете, как называются картинки в книжках? (Иллюстрации)
- А художники, которые их рисуют? (Они называются художники-иллюстраторы)
<Слайд 10>
- Эти картины – иллюстрации нарисовал замечательный русский художник Евгений Михайлович Рачёв. Работе с книгами он посвятил всю свою жизнь и создал сотни прекрасных рисунков. Как же вы такие сказочные рисунки смогли нарисовать? – спросили у Евгения Михайловича Рачёва.
- Я очень люблю на животных смотреть. Животные как люди: и чувствуют, и думают, и глаза у них меняются: то печальные, то задумчивые, то весёлые.
<Слайд 11>
Много лет сказки о животных иллюстрирует художник Евгений Михайлович Рачев. Превращает обыкновенных зверей и птиц в сказочных героев. Заставляет их жить по-новому. В одежде, в поведении и в характере животных Евгений Михайлович умело передает черты и поступки, которые есть у людей. А чтобы животные ещё больше были похожи на людей, художник их “одевает”. Одевает, как людей, в русские национальные костюмы.“Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...” Посмотреть рисунки можно очень быстро, но вот создать их... Для этого нужна большая подготовительная работа. Поэтому Евгения Михайловича можно часто видеть в зоопарке, в лесу, у реки, в библиотеке или в музее... и там он все рассматривал, разглядывал и запоминал, а потом делал зарисовки.
<Слайд 12>
Художник делает зарисовки для того, чтобы люди могли узнать где происходит действие и в какое время. Чтобы Слайд к сказке был понятен детям, ему надо знать, как в старину одевались люди, какие у них были дома, мебель, посуда. И мы с вами сейчас увидим уже законченные работы Евгения Михайловича.
<Слайд 13>
- Посмотрите и скажите, что делают звери на иллюстрациях художника? (Ответы детей – ходят, бегают, сидят, улыбаются, боятся, слушают, кричат, приседают от страха, держат, прижимают, зажмуривают глаза)
- А какая по характеру лиса на этих иллюстрациях? (Ответы детей – хитрая, коварная, злая, наглая, и в то же время легкая и изящная, красивая)
- Что помогает нам понять, что на этом рисунке она хитрая и коварная? (Ответы детей)
- А как вы догадались, что на этом рисунке, она наглая и злая? (Ответы детей – рот широко открыт, лапы в бока уперты, ноги расставлены)
<Слайд 14>
- А вот совсем не страшный волк. Каким по характеру изобразил его художник? (Ответы детей – простоватым и даже глупым)
- Как художник нарисовал губы, глаза, плечи, спину? (Ответы детей)
- Для чего он это сделал? (Ответы детей)
- Как вы узнали, что волк глупый? (Ответы детей –уголки губ опущены, глаза грустные, плечи опущены, сам сгорбленный. По совету хитрой лисы, он опустил хвост в прорубь, чтобы поймать рыбу. Тёмной ночью сидит он на морозе и ждёт. Ждет и не догадывается, что лиса обманула его. Ему холодно. За ночь хвост примёрз ко льду крепко-крепко. А волк думает: “Вот сколько рыбы я поймал!” Целую ночь просидел волк около проруби и не мог вытащить свои хвост. А утром пришли к проруби за водой женщины и избили волка Прыгал он, прыгал и оторвал себе хвост. Только тогда и смог убежать)
<Слайд 15>
- А это любимый персонаж русских сказок - медведь. Какой он величины? (Ответы детей)
- Во что он одет? (Ответы детей – в длинный украшенный кафтан)
- А во что одета Маша, Мужик? (Ответы детей – в простой сарафан, кафтан, без украшений)
-Этим художник нам показывает, что медведь богач, хозяин леса, а Маша и мужик простые бедные люди, но они смогли перехитрить добродушного медведя.
<Слайд 16>
- Рисуя иллюстрации к сказкам. Рачёв, кроме самих сказочных персонажей, показывает обстановку, в которой они живут и действуют.
-Посмотрите, какие предметы мебели вы видите на его иллюстрациях? (Ответы детей - В его рисунках мы видим деревянные столы, кровати, печки, телегу, забор и т.д.)
- Для чего именно так рисует свои рисунки? (Ответы детей – чтобы нам с вами было понятно что происходит с героями, что они делают, где и как живут, какие они по характеру, какие поступки совершают)
- Знаете, в рисунках Евгения Михайловича есть свой маленький секрет. Хотите его узнать? Он любил рисовать гуашью, чтобы рисунки были яркими, он обводил свои изображения чёрной линией. Попробуйте определить, чем нарисована чёрная обводка. (Ответы детей) Затем демонстрирую уголёк.
- Вы не угадали. Такую черную линию он рисовал с помощью уголька. Посмотрите! (Воспитатель проходит вдоль столов и дает детям уголек)
<Слайд 17>
- Будьте осторожны, не замарайтесь. Мы с вами тоже раскрашивали рисунки к сказкам. Хотите попробовать обвести ваши рисунки угольком, как Евгений Рачев? (Ответы детей)
- Тогда становитесь за мной, и мы пойдем в художественную мастерскую, чтобы закончить наши рисунки.
Дети проходят к мольбертам и обводят свои рисунки. Когда дети закончат работу, воспитатель предлагает разложить рисунки на столах.
<Слайд 18>
- Ребята, вам нравятся рисунки? (Ответы детей)
- Бабушке-сказочнице тоже нравятся ваши рисунки. Она закрывает свою волшебную книгу сказок и прощается с вами.
- Давайте скажем ей спасибо за то, что она познакомила нас с Евгением Михайловичем Рачевым.
<Слайд 19>
- А что можно сделать с этими рисунками? (Ответы детей)
- А как по другому они называются в книге? (Ответы детей)
- Значит и вы были кем? (Ответы детей)
- Да, вы были тоже художниками-иллюстраторами. Давайте соберем книгу их ваших иллюстраций по порядку.
Дети подают рисунки, а воспитатель собирает их в книгу.