Цели:
- изучение строения сонатно-симфонической формы с использованием одного из литературных жанров (сказки);
- определение построения произведения, характера образов, драматического развития;
- осмысление жизненных противоречий в сонатной форме.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический, стимулирующие методы, показ, метод музыкального обобщения.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Объяснение нового материала
– Темой нашего урока стали слова М.И.Глинки
«Форма – это красота».
Форма – (от лат. forma) – вид, облик, образ,
наружность, красота.
Разговор пойдёт о сонатной форме. В её основе
лежит принцип конфликтного развития,
возникающего из столкновения противоречивых
образов.
Сонатная форма — музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов, где в первом разделе (экспозиции) противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы развиваются, в третьем (репризе) повторяется экспозиция с тональными (и, возможно, иными) изменениями. Кода в музыке — дополнительный раздел, возможный в конце музыкального произведения и не принимающийся в расчёт при определении его строения.
Так выглядит схема построения сонатной формы:
Сонатная форма
1 Экспозиция
вступление
главная тема
связующая тема
побочная тема
заключительная тема
2 Разработка
3 Реприза
4 Кода (финал)
– Кто сможет повторить строение сонатной формы с первого раза? (Ответы учащихся)
– Для лучшего усвоения представим её в виде сказки Ш.Перро «Красная Шапочка».
Экспозиция
Вступление.
Жила-была в одной деревушке девочка красоты невиданной: мать от неё без ума была, и бабушка её тоже любила.
Главная тема.
Эта добрая старушка купила ей красную шапочку, которая так девочке к лицу пристала, что от шапочки ей и кличка пошла, везде её звали Красной Шапочкой.
Связующая тема.
Раз мать вынула из печи пироги и говорит ей:
– Сходи-ка к бабушке понаведаться; сказывают, она
нездорова. Да снеси ей пирожок и горшочек масла.
Красная Шапочка и отправилась к бабушке, которая
жила в другой деревне, а дорога шла через лес.
Побочная тема.
В лесу жил злой и голодный волк. Встретил он на тропинке Красную Шапочку и хотел было её съесть, да не посмел, потому что поблизости были дровосеки слышны.
Заключительная тема.
Вот он и спрашивает:
Разработка.
– Куда ты идёшь?
– Иду к бабушке, несу ей от матушки пирожок да
горшочек масла.
– А далеко живёт твоя бабушка? – спрашивает волк.
– О, далеко! – отвечает Красная Шапочка. – За той
мельницей, что вон-вон виднеется впереди, а там
будет первыё дом, как войдёшь в деревню.
– Знаешь что, – говорит ей волк, – пойду-ка и я к
бабушке. Я пойду этой дорогой, а ты ступай той:
посмотрим, кто из нас скорее дойдёт.
Реприза.
Но Красная Шапочка была доброй и доверчивой
девочкой. Она не знала, что с волками опасно
останавливаться и разговаривать.
А злой и кровожадный волк бросился изо всех сил
бежать по самой короткой дороге к дому бабушки.
Он бросился на старушку и разом проглотил её,
потому что более трёх дней ничего не ел. Затем,
притворившись бабушкой, съел и Красную Шапочку.
Кода.
Мимо проходили дровосеки, услышали шум в доме, зашли и убили волка. Вспороли ему живот. Оттуда вышли бабушка и Красная Шапочка живые и невредимые.
3. Слушание и определение построения увертюры к опере «Руслан и Людмила» М.И.Глинки
4. Тренинг на проверку памяти и внимания
5. Задание по группам
Выбрать из предложенного списка сказку, подходящую по строению одной из музыкальных форм и рассказать её.
«Золушка»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Цветик-семицветик»
«Три орешка для Золушки»
«Колобок»
«Репка»
1 группа – трёхчастная форма (А Б А).
2 группа – форма рондо (А Б А С А Д А)
3 группа – форма вариаций (А А1 А2 А3 А4)
6. Рефлексия
Выбрать из предложенных героев сказок того, кто в данную минуту соответствует вашему настроению, и отметить любым знаком на лепестках цветика-семицветика, каждый лепесток которого соответствует одному герою.