Образовательные цели урока:
- обобщить знания по теме “Прогрессии”, повторить все формулы по теме;
- показать актуальность темы, ее применение в жизнедеятельности человека;
- развивать творческие способности учащихся;
- продолжить подготовку к итоговой аттестации
Воспитательные цели урока:
- Формирование интереса к изучению математики;
- Воспитание культуры общения.
Медиа образовательные:
- Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
- Развитие аналитического, критического мышления:
- научить детей отвергать ненужную или неверную информацию;
- выделять ошибки в рассуждениях;
- избегать категоричности в рассуждениях;
- Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность.
- Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.
Оборудование:
- презентация, карточки, заготовленные таблицы №1 №2 для учащихся,
- индивидуальные задания, задания из ГИА по математике 2014 года.
План урока:
- Мотивационное начало, вводная часть (исторические сведения о прогрессиях устно, работа с таблицей);
- Сообщение цели урока;
- Сценка “Мужик и купец”
- Исторические задачи
- “Истинно” или “ложно” (знание теоретического материала)
- Решение задач: по теме урока “Марафон” (кто больше),
- Обобщение информации – заполнить таблицу
- Задание на дом;
- Итог урока (анекдот математический)
Ход урока
I. Мотивационное начало
1.Учащимся предлагается обнаружить закономерности в таблице:
2 | 4 | 8 | 16 |
0 | 1 | 2 | 3 |
-2 | 1/4 | -4 | -10 |
-4 | 1/16 | -10 | -23 |
2. Как можно сформулировать тему данного урока?
Учащиеся формулируют тему урока, записывают в тетрадь.
2. Сценка “Мужик и купец” (учащиеся 6б класса):
Действующие лица: ведущий, купец, жена, мужик.
На сцене стол, на столе самовар, лавка, у окна сидят купчиха и её дочь, входит купец
Купец. Послушай, жена, на базаре я встретил глупого мужика и заключил с ним выгодную сделку.
Жена. Какую?
Купец. Он каждый день будет приносить мне по 100000 рублей, а я ему в 1-ый день отдам копейку. Ты слышишь, копейку за 100000 рублей! Во 2-ой день – 4 копейки и так целый месяц. А он мне целый месяц будет приносить каждый день по 100000 рублей.
Жена. Откуда у этого глупца столько денег?
Купец. Это не наше дело. Об одном жалею, что заключил договор только на один месяц. Боюсь, что этот чудак поймёт, что его обманывают, и не принесёт свои деньги. (Раздаётся стук в дверь. Жена выглядывает в окно)
Жена. Там кто-то пришёл.
Купец. (Выглядывает в окно) Это он! (Входит мужик)
Мужик. Получай, купец, свои деньги и отдай мою копейку!
Взяв свою копейку уходит.
Купец. Как я боялся, что он не придёт. А вдруг завтра он не придёт? Или придёт и заберёт свои деньги?
Жена. Успокойся! Если он сегодня не понял, что его обманывают, не думаю, что поймёт завтра. Говорят же: “Если дурак, то надолго”
Купец. Так-то оно так, да всё равно боязно.
Ведущий. Каждый день мужик приносил по 100000 рублей и забирал свои копейки. Вначале купец радовался и не задумывался над тем, сколько он отдаёт мужику. На 24-ый день он отдал 83000, а на 25-ый 166000, а на 27-й день 671000 рублей.
Купец. О горе мне, горе! Мужик оказался не так глуп. Ведь он отдал мне всего 3 миллиона, а получил от меня 10 миллионов рублей! Какой я глупец! Разве можно заключать сделки на базаре!
Как неожиданны бывают результаты, когда не знаешь математику.
3.Стадия осмысления (реализации).
Первые представления об арифметической и геометрической прогрессиях были еще у древних народов. В клинописных вавилонских табличках и египетских папирусах встречаются задачи на прогрессии и указания, как их решать.
1 ученик: В древнеегипетском папирусе Ахмеса (ок. 2000 до н.э.) приводится задача: “Пусть тебе сказано: раздели 10 мер ячменя между 10 людьми так, чтобы разность мер ячменя, полученного каждым человеком и его соседом, равнялась 1/8 меры”.
В этой задаче речь идет об арифметической прогрессии.
Условие задачи, пользуясь современными обозначениями, можно записать так: S10 =10, d= 1/8. Найти: а1 , а2 , …, а10 .
2 ученик: В одном древнегреческом папирусе приводится задача: “Имеется 7 домов, в каждом по 7 кошек. Каждая кошка съедает 7 мышей, каждая мышка съедает 7 колосьев, каждый из которых, если посеять зерно, дает 7 мер зерна. Нужно подсчитать сумму числа домов, кошек, мышей, колосьев и мер зерна”.
Решение этой задачи приводит к сумме пяти членов геометрической прогрессии: а1 =7, q=7. Найти: S5.
3 ученик: Древнейшая задача на прогрессии – не вопрос о вознаграждении изобретателя шахмат, насчитывающий за собой двухтысячелетнюю давность, а гораздо более старая задача о делении хлеба, которая записана в знаменитом египетском папирусе Ринда. Папирус этот, найденный Риндом в конце пошлого столетия, составлен около 2000 лет до нашей эры и списан с другого, еще более древнего математического сочинения, относящегося, быть может, к третьему тысячелетию до нашей эры. Среди задач там имеется и такая:
Сто мер хлеба разделить между пятью людьми так, чтобы второй получил на столько же больше первого, на сколько третий получил больше второго, четвертый больше третьего и пятый больше четвертого. Кроме того, два первых должны получить в 7 раз меньше трех остальных. Сколько нужно дать каждому?
Имеем словесное описание арифметической прогрессии: S5=100 и 7(а1 + а2) = а3 + а4 + а5. Найти: а1, а2, а3, а4, а5.
1. Назовите основное сходство и различие в данных задачах.
4 “Истинно или ложно?” (знание теоретического материала)
Применяется прием “верные или неверные утверждения”.
1 вариант:
1. Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная с первого, равен предыдущему члену, умноженному на одно и то же число.
2. В формуле , q называется разностью геометрической прогрессии.
3.
4. Формула n-го члена арифметической прогрессии
5. Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии равна
(поменялись карточками, проверяем правильность ответов, исправляем ошибки и оцениваем результаты)
2 вариант:
1. Геометрической прогрессией называется последовательность отличных от нуля чисел, каждый член которой, начиная с первого, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом.
2. В формуле , d называется знаменателем арифметической прогрессии.
3.
4.Формула n-го члена геометрической прогрессии
5. Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии равна
Физминутка: По кабинету развешены карточки с числами. Составить из них последовательности. Итог подведём в конце урока.
6. а) “Я сам” (Марафон) Выполнить задание.
Каждый ученик решает самостоятельно, и каждый ученик решает одно задание у доски (заранее разрезать таблицу и каждому ученику раздать по одному заданию):
№1 В арифметической прогрессии : -10;-7;-4;-1;… .Найти . |
№2 В арифметической прогрессии : -8;-6;-4;-2;… .Найти . |
№3 Найдите четвертый член геометрической прогрессии, если . |
№4 Найдите третий член геометрической прогрессии, если . |
№5 Найдите сумму семи первых членов арифметической прогрессии 10;6;2;… . |
№6 Найдите шестой член геометрической прогрессии |
№7 В геометрической прогрессии |
№8 Дана арифметическая прогрессия |
№9 Дана геометрическая прогрессия |
№10 Чему равна сумма трех первых членов арифметической прогрессии |
№11 В арифметической прогрессии |
№12 В геометрической прогрессии |
№13 3;1;… - геометрическая прогрессия. Найдите сумму пяти первых членов. |
Итог, проверка.
б) (подготовка к экзаменам) решение заданий по прогрессиям из КИМов 2014 г.
в) С классом задачи: (практическая направленность)
№1 При хранении бревен строевого леса их складывают так, как показано на рисунке. Сколько бревен находится в одной кладке, если в ее основании положено 12 бревен? (ответ: 78 брёвен)
№2 Банк даёт своим вкладчикам 25% годовых. Чему станет равным вклад в 100000 рублей через 2 года? (ответ: 156250 рублей)
1) 100000 (1 + 0,25 ) = 125000 р – через год
2) 125000 (1 + 0,25 ) = 156250р – через 2 года
7. Рефлексия
Каждому из учеников дается следующее задание: Заполнить таблицу№2
Данная стадия дает целостное осмысление, обобщение полученной информации.
Формула n-го члена | Изменение последующего члена по отношению к предыдущему происходит на или в | Как это число найти | Как называется это число | Формула суммы n- первых членов | |
Арифметическая прогрессия | |||||
Геометрическая прогрессия |
8. Домашнее задание:
а). Составить кроссворд по теме: “Арифметическая и геометрическая прогрессии”;
б). Домашняя контрольная работа №4;
в). Повторить параграфы 15 - 17, подготовиться к контрольной работе.
9. Умственная физминутка: (математический анекдот) Однажды Шерлок Холмс и его неизменный спутник Ватсон отправились в путешествие на воздушном шаре. Сильный ветер погнал их шар в неизвестном направлении. Затем ветер несколько унялся, и они приземлились в пустынной и загадочной местности.
Вскоре, однако, они заметили приближающегося к ним человека.
- Не могли бы вы хотя бы приблизительно. Сказать нам. Где мы находимся? – спросил его Холмс.
Человек задумался на некоторое время и затем ответил:
- Почему приблизительно? Я могу ответить абсолютно точно. Вы находитесь в гондоле воздушного шара.
Очередной порыв ветра понёс шар дальше в неизвестном направлении.
- Чёрт бы побрал этих математиков! – раздражённо проговорил Шерлок Холмс.
- А почему Вы считаете, что этот человек был математиком? – как всегда удивился Ватсон.
- Ну, во-первых, прежде чем ответить, он подумал. А во-вторых, его ответ был абсолютно точен и абсолютно бесполезен для нас.
10. Итог, оценки за урок