ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
СТАТУС ДОКУМЕНТА
В данном документе представлена рабочая
программа по математике к учебно-методическому
комплекту Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С.
Чеснокова, С.И. Шварцбурда (М.: Мнемозина).
Рабочая программа ориентирована на обучающихся 5
классов и реализуется на основе следующих
документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации.– М.: Просвещение, 2011 – 48 с.- (Стандарты второго поколения);
- Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения).
При разработке учебной программы учтены следующие нормативные документы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
- Закон Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции);
- Приказ МО и Н РФ от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010года № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2 .2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию;
- Устав муниципальной бюджетной общеобразовательной организации;
- Локальный акт ОО «Положение о рабочей программе».
МЕСТО ПРЕДМЕТА В ФЕДЕРАЛЬНОМ БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно федеральному базисному учебному
плану для образовательных учреждений Российской
Федерации на изучение математики на ступени
основного общего образования отводится не менее
875 ч из расчета 5 ч в неделю с 5 по 9 класс. На
изучение математики в 5 классе отводится 5 ч в
неделю, итого 170 ч за учебный год. В том числе 14
контрольных работ, включая итоговую контрольную
работу. Уровень обучения – базовый.
Отбор материала обучения осуществляется на
основе следующих дидактических принципов:
систематизации знаний, полученных учащимися в
начальной школе; соответствие обязательному
минимуму содержания образования в основной
школе; усиление общекультурной направленности
материала; учет психолого-педагогических
особенностей, актуальных для этого возраста;
создание условий для понимания и осознания
воспринимаемого материала.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Математика играет важную роль в формировании у
школьников умения учиться.
Обучение математике закладывает основы для
формирования приёмов умственной деятельности:
школьники учатся проводить анализ, сравнение,
классификацию объектов, устанавливать
причинно-следственные связи, закономерности,
выстраивать логические цепочки рассуждений.
Изучая математику, они усваивают определённые
обобщённые знания и способы действий.
Универсальные математические способы познания
способствуют целостному восприятию мира,
позволяют выстраивать модели его отдельных
процессов и явлений, а также являются основой
формирования универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия обеспечивают
усвоение предметных знаний и интеллектуальное
развитие учащихся, формируют способность к
самостоятельному поиску и усвоению новой
информации, новых знаний и способов действий, что
составляет основу умения учиться.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
в направлении личностного развития
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Целью изучения курса математики в 5 классе
является систематическое развитие понятие
числа, выработка умений выполнять устно и
письменно арифметические действия над числами,
переводить практические задачи на язык
математики, подготовка учащихся к изучению
систематических курсов алгебры и геометрии.
На каждом уроке математики выделяется 8-10 минут
для развития и совершенствования вычислительных
навыков.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки
вычислений с натуральными числами, овладевают
навыками действий с обыкновенными и десятичными
дробями, получают начальные представления об
использовании букв для записи выражений и
свойств арифметических действий, составлении
уравнений, продолжают знакомство с
геометрическими понятиями, приобретают навыки
построения геометрических фигур и измерения
геометрических величин.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и
теории вероятностей вводятся в 4-ой четверти.
Примеры решения простейших комбинаторных
задач: перебор вариантов, правило умножения.
Представление данных в виде таблиц, диаграмм.
Понятие и примеры случайных событий.
Основные задачи обучения математики в 5 классе:
- выявить и развить математические и творческие способности учащихся;
- обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений;
- обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения смежных дисциплин и продолжения образования;
- освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой);
- сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
- воспитывать стремление к расширению математических знаний;
- способствовать интеллектуальному развитию, формированию качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Повторение на уроках проводится в следующих видах и формах:
- повторение и контроль теоретического материала;
- разбор и анализ домашнего задания;
- устный счет;
- математический диктант;
- самостоятельная работа;
- контрольные срезы.
Особое внимание уделяется повторению при проведении самостоятельных и контрольных работ.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
Предметная область «Арифметика»:
Выполнять устно арифметические действия:
сложение и вычитание двузначных чисел и
десятичных дробей с двумя знаками; умножение
однозначных чисел, однозначного на двузначное
число; деление на однозначное число, десятичной
дроби с двумя знаками на однозначное число;
Переходить от одной формы записи чисел к другой,
представлять десятичную дробь в виде
обыкновенной и в простейших случаях
обыкновенную в виде десятичной, проценты – в
виде дроби и дробь – в виде процентов;
Находить значение числовых выражений,
содержащих целые числа и десятичные дроби;
Округлять целые и десятичные дроби, выполнять
оценку числовых выражений;
Пользоваться основными единицами длины, массы,
времени, скорости, площади, объема; переводить
одни единицы измерения в другие;
Решать текстовые задачи, включая задачи,
связанные с дробями и процентами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Решения несложных практических расчетных
задач, в том числе с использованием при
необходимости справочных материалов,
калькулятора;
Устной прикидки и оценки результата вычислений;
проверки результата вычисления с использованием
различных приемов;
Интерпретации результатов решения задач с
учетом ограничений, связанных с реальными
свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Предметная область «Алгебра»:
Переводить условия задачи на математический
язык;
Использовать методы работы с простейшими
математическими моделями;
Осуществлять в выражениях и формулах числовые
подстановки и выполнять соответствующие
вычисления;
Изображать числа точками на координатном луче;
Определять координаты точек на координатном
луче;
Составлять буквенные выражения и формулы по
условиям задач; осуществлять в выражениях и
формулах числовые подстановки и выполнять
соответствующие вычисления;
Решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами.
Предметная область «Геометрия»:
Пользоваться геометрическим языком для
описания предметов окружающего мира;
Распознавать и изображать геометрические
фигуры, различать их взаимное расположение;
Распознавать на чертежах, моделях и в окружающей
обстановке основные пространственные тела;
В простейших случаях строить развертки
пространственных тел;
Вычислять площади, периметры, объемы простейших
геометрических фигур (тел) по формулам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Решения несложных геометрических задач,
связанных с нахождением изученных
геометрических величин (используя при
необходимости справочники и технические
средства);
Построений геометрическими инструментами
(линейка, угольник, циркуль, транспортир).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Количество часов, отводимых на изучение каждой темы, и количество контрольных работ по данной теме приведено в таблице:
№ п/п | Изучаемый материал | Кол-во часов |
Контрольные работы |
1 | Повторение курса начальных классов | 3 |
|
2 | Глава 1. Натуральные числа | 75 |
|
Натуральные числа и шкалы | 15 |
1 |
|
Сложение и вычитание натуральных чисел | 21 |
2 |
|
Умножение и деление натуральных чисел | 27 |
2 |
|
Площади и объемы | 12 |
1 |
|
3 | Глава 2. Десятичные дроби | 81 |
|
Обыкновенные дроби | 23 |
2 |
|
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей | 14 |
1 |
|
Умножение и деление десятичных дробей | 26 |
2 |
|
Инструменты для вычислений и измерений | 18 |
2 |
|
4 | Повторение. Решение задач | 14 |
1 |
5 | Резерв | 2 |
|
Итого | 175 |
14 |
Содержание обучения, требования к уровню подготовки выпускников 5 класса расположены в Приложении 1.
КТП к данной пояснительной записке расположено в Приложении 2.