Введение
Известно, что общечеловеческой генетической основой культуры ребёнка, являются игры, которые хранят этнокультуру, они – универсальная возможность проявления вечных духовных ценностей. Неоспоримо и то, что миростановление ребенка происходит именно в игре, через игру.
Главная задача раскрываемой в учебно-методических пособиях игровой технологии учебно-воспитательной деятельности в студии состоит в том, чтобы предложить педагогу возможный психолого-педагогический арсенал для деятельности в учебное и в не учебное время. Ребёнка нельзя заставить научиться чему-либо. Даже наиболее эффективно работающие педагоги, не могут научить детей, которые ещё не готовы учиться. Считаю, что нормальное развитие – это увеличение вариативности жизни ребёнка, в том числе его социально-культурного поля, способного обеспечить простор и свободу творческой индивидуальности обучающегося. Убеждена, что игровая технология как раз и является одной из форм обучающей среды и сферы досуга в каникулярное время.
Использование игровых технологий во внеурочное время
Взрослому человеку детство вспоминается как светлая пора жизни, промелькнувшая слишком быстро. Между тем, каждый день детства плотно заполнен самыми различными событиями и впечатлениями, а детские увлечения оказывают особое влияние на всю дальнейшую взрослую жизнь.
Среди занятий есть такие (например, музыка или математика), которые захватывают рано и надолго, но только некоторых детей, а есть и такие, которыми во все времена, от начала и до конца всего периода детства увлекается любой ребёнок. К последним относятся разнообразные игры, чтение сказок, сбор пазлов рассматривание картинок, декоративное искусство и рисование. (Рисованием называем разные виды изобразительной деятельности детей во время каникул: изображение и разукрашивание сказочных героев, декоративно-прикладное искусство…)
Увлечения игрой, сказками, рассматривание картинок и рисованием, как правило, сопутствуют друг другу и часто сочетаются внутри детской жизни. Предпочтение, отдаваемое детьми именно этим занятиям, означает, по-видимому, что они необходимы и благотворны для развития каждого ребёнка. Поэтому, занимаясь с ребятами рисованием, педагог должен постоянно понимать, что игровая форма организации досуга активизирует детей, что сказочные сюжеты сильнее, чем другие, возбуждают их воображение, а рассматривание картин художников по сказкам обогащает новыми изобразительными средствами.
Игровая культура обучающихся рассматривается как объект педагогической и художественно-творческой деятельности в дополнительном образовании.
Социально-педагогическая теория игры, разработанная в исследованиях П.В. Выговского, С.П. Рубинштейна, В.Т.Морца и других рассматривает игровое поведение как форму социально-ролевой деятельности, выделяя тем самым специфическую особенность игры наличие роли.
Правила игры – это те положения, в которых отражается сущность игры, соотношение всех компонентов. Правило игры есть негласные предписания, устанавливающие логический порядок игры.
Организация досуга в дополнительном образовании через игровую деятельность, ставит целью пробуждать и укреплять интерес к прикладному и изобразительному искусству, развивает эстетические чувства и понимания прекрасного: совершенствует способности и художественный вкус, наблюдательность, творческое воображение и мышление, знакомит с культурой родного края, и с произведениями изобразительного и декоративного искусства.
Рисунки и поделки ребят будут различаться не столько по качеству сколько по оригинальному содержанию. Обычно считают, что эти различия объясняются разными способностями детей. Это, конечно, так. Но не спешите делить ребят на способных, средних и неспособных. Здесь легко ошибиться, потому что способности могут быть актуализированными (уже раскрытыми и развитыми) и потенциальными (ещё не проявившимися и не сформированными по не зависящим от ребёнка причинам). На первых порах важно, что дети уже мотивированы к выполнению заданий, придумывать, изобретать изображать (имеют устойчивое и постоянное желание заниматься во время каникул творчеством) и их не надо заставлять. Однако эта мотивация может ослабеть, если мероприятия станут неинтересными или руководители не будет опираться на игровые технологии, на уже имеющийся детский опыт.
Итак, в течение почти всего периода детства каждый ребёнок увлечённо занимается творчеством. Как и игра, это пристрастие возникает самопроизвольно, но развивается более или менее активно в зависимости от отношения к нему взрослых. При внимательном отношении взрослых увлечение творчеством в игре обязательно перерастёт в любовь к изобразительному творчеству, в котором более или менее ярко проявляется индивидуальность ребёнка.
Исследования учёных показывают, что игровая деятельность в детстве положительно влияет на развитие интеллектуальных, эмоциональных, моторных (двигательных) и других способностей ребёнка. Но особое значение занятия изобразительным искусством имеют для развития воображения.
Воображение, необходимое везде, имеет эстетическое происхождение, т.е. формируется на основе присущей каждому человеку потребности в красоте и наиболее активно развивается именно в тех видах деятельности, которые не сковывают ребёнка нормативными рамками, а предоставляют возможность искать в жизни и самому создавать красоту: в играх и художественных занятиях.
Наличие эмоциональной связи между фантазией и реальностью требует от организаторов создавать два вида условий для детского творчества. Сначала необходимо создать у ребят эмоциональное отношение к заданию (через игровые технологии), а затем, когда эмоции уже действуют, оберегать их от сторонних помех и собственного несвоевременного вмешательства. Чувства легко «спугнуть», а вместе с ними исчезнут и ещё неустойчивые у детей образы, фантазии.
Для ребят по младше такими образами-символами являются прежде всего положительные или отрицательные персонажи сказок: Буратино и Карабас Барабас, Иван-царевич, Дюймовочка, Золушка…Особенно привлекают детей волшебные сказки, где происходят таинственные превращения (лягушки в царевну, Чудища – в красавца-принца и т.д.) Каждое детское поколение увлеченно и по-разному рисует сказочных героев, наделяя их чертами своего времени.
Представление о том, что воображение является деятельностью исключительно внутренней, протекающей, так сказать, «в голове» человека и не зависящей от внешних условий, ошибочно. Нередко первичными и решающими для возникновения нового образа становятся такие внешние действия ребёнка, как, например, соединение в мозайке (аппликации, коллаже) двух-трёх разных форм, неожиданно складываются в силуэт сказочного животного или характерный профиль человека.
Эта почти случайная «находка» подсказывает ребёнку новые элементы образа, которые он достраивает и объединяет в выразительное изображение. Последующие попытки соединять такие же формы по-другому ведут к тому, что ребёнок овладевает способами поиска вариантов комбинирования, которые включаются во внутреннюю деятельность его фантазии.
Художник – зритель игра, часто применяемая во время каникул. Одной из важнейших сторон методики и организации игры является распределение между учениками позиций «художника» и «зрителя».
Позицию «художника» в различных ситуациях ребёнок занимает всякий раз, когда видит и оценивает произведение с точки зрения его автора, т.е. «изнутри», а не «со стороны». По отношению к собственному творчеству он является «художником» в буквальном смысле слова, по отношению к работе кого-то другого (известного мастера или своего сверстника) он может встать на эту позицию лишь при условии, если понятен замысел картины или догадался, зачем автор использовал именно такие средства для реализации своего замысла. «Зритель» в большей или меньшей мере нацелен на критическое отношение к воспринимаемой картине и чаще склонен к отрицательной оценке того, что ему непонятно или недоступно.
Так, ребёнок-«художник» видит и оценивает на своём рисунке преимущественно то, что хотел сделать и вырезать (намерение, замысел), но как это получилось, что реально сделано, чаще всего не замечает. Тот же ребёнок, становясь «зрителем», часто не пытается понять замысел рисунка сверстника, а рассматривает хорошие или плохие (с точки зрения) качества изображений отдельных предметов, существ или явлений и делает это безотносительно к содержанию задуманного художественного образа.
За период начального обучения изобразительного искусству должно происходить совмещение в одном ребенке обеих позиций – приобретение способности воспринимать свои рисунки и рисунки сверстников с позиции «художника-зрителя». В итоге «художники» научаются видеть на своём рисунке не только свои намерения (замысел), но и те средства, которые делают рисунок выражающим или не выражающим этот замысел другому человеку.
Конкурсами и заданиями предложенными в материале можно пользоваться как на занятиях по изобразительному искусству, так и использовать их в другой педагогической работе, во время каникул. Творческие конкурсы помогут решить ещё одну задачу – развить у всех читающих или выполняющих задания нестандартность мышления. Они приучат смотреть на привычные вещи непривычно. Они заставят фантазировать, изобретать, преодолевать штампы и стереотипы. Одним словом, задания помогут формировать ребёнка творческого. Успехов вам в этом благородном деле.
Список литературы, используемый педагогом
1. Пономарёв, В.Д. Введение в игровую
технологию учебно-воспитательной деятельности
современной школы/ В.Д. Пономарёв. М.: 1998.
2. Гуськов, Н.А. Кладоискатели – сборник
методических рекомендаций по программе/ Н.А.
Гуськов. М.: 1996.
3. Афанасьев, С. Триста творческих
конкурсов/С.Афанасьев. Кострома.: 1999.
4. Нерсесова, О.И. Чудо – кисточка/ О.И.
Нерсесова. М.: 2007.
5. Выгодский, Л.С. Воображение и творчество в
детском возрасте/ Л.С.Выгодский.М.: 1967.
6. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего
обучения/ В.В. Давыдов. М.: 1968.
7. Полуянов, Ю.А. Воображение и способности/
Ю.А. Полуянов. М.: 1982.
8. Выгодский, Л.С. Игра и её роль в
психологическом развитии ребёнка/Л.С.
Выгодский. М.: 1997.
9. Красило, А.И. Психология обучения
художественному творчеству/А.И. Красило. М.:1998.