Предмет : русский язык
Класс : 5
УМК : “Русский язык. 5 класс” под ред. М.М. Разумовской.
Урок рассчитан на 1 учебный час (=45 минут).
Тип урока: урок развития речи, ознакомление с новыми знаниями.
Форма урока: интегрированный (русский язык, живопись, литература, музыка)
Оборудование : компьютер, проектор, репродукция картины К.Ф. Юона“ Русская зима. Лигачево”, стихотворения о зиме, презентация учителя, презентации учащихся, рабочая карта урока (приложение).
Цель: научить собирать материал к сочинению и использовать его при описании изображенного на картине, пользоваться художественно-выразительными средствами в письменной и устной речи.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить с творчеством К.Ф.Юона;
- Опираясь на художественные тексты, музыку, репродукции картин, личные наблюдения обучающихся, подготовиться к сочинению-описанию по картине К.Ф.Юона “Русская зима. Лигачево”.
Развивающие:
- Развивать умение создавать связные речевые высказывания для передачи своих мыслей и впечатлений.
- Развивать чувство прекрасного.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к музыке, поэзии, живописи, русской природе, учить видеть в ней прекрасное, понимать ее.
Ход урока
1. Организация класса.
(Приветствие, создание благоприятного эмоцианального климата).
слайд № 1
- Здравстуйте, ребята, садитесь. Запишите число, тему урока. (все записи на уроке ведутся не в тетради, а на рабочей карте урока (приложение). Приложение распечатывается с двух сторон и складывается как тетрадь.
Целеполагание:
- Какие цели поставим для себя? (дети отвечают, учитель обобщает) (слайд № 2)
Вступительное слово учителя :
За окном сегодня морозный солнечный зимний день , как и на картине К.Ф.Юона, но я не дам вам замерзнуть, т.к. на уроке мы будем беседовать в теплой дружеской атмосфере и усердно работать для достижения поставленной цели.
2. Актуализация знаний.
- Итак, нам предстоит написать сочинение-описание. Что значит сочинить? (изложить свои мысли на заданную тему)
- А что такое описание? Что характерно для этого типа речи? (преобладание прилагательных, перечисление одновременных признаков, один снимок).
- Что можно описывать? (животных, человека, игрушку, природу, местность)
- Мы с вами будем описывать картину, на которой изображен пейзаж. (слайд № 4)
Вспомните, что мы называем пейзажем? (на карте уроке есть подсказка: отрывок из стихотворения А. Кушнера, который можно зачитать).
- Посмотрите на репродукцию картины К.Ф. Юона “Русская зима. Лигачево”. Какие чувства она вызывает? (радость, восторг, вдохновение)
- А вы любите зиму? Какие ассоциации возникают при слове зима? (слайд №5)
(катание на санках, коньках, Новый год, подарки, снежки, горки и т.д.)
Орфографическая пятиминутка.
(слайд № 6).
Задание № 1 на рабочем листе (дублируется на слайде): Дети по цепочке читают слова, называют пропущенную букву, объясняют выбор.
3. Изучение нового материала.
Да, зима замечательное время года. Многие поэты , писатели, художники и композиторы, вдохновленные красотой зимней природы, посвящали ей свои произведения.
(слайд № 7) Русский композитор и дирижер П.И. Чайковский написал цикл произведений для фортепьяно “ Времена года”. В нем каждому месяцу посвящена своя музыкальная композиция. Я предлагаю вам прослушать пьесу “ Зима. Февраль”. (слайд № 8)
На фоне музыки демонстрируются картины зимненго пейзажа.
- Какие чувства пробуждает музыка? (светлые, веселые, бодрые, вдохновляющие, музыка заряжает энергией и т.д.)
- Мы услышали, как композитор с помощью звуков показал красоту и очарование зимней природы, теперь обратимся к поэзии ( на рабочих картах подбор стихотворений), прочитайте стихотворения (чтение вслух).
– Давайте вспомним, какие стихотворения о зиме мы учили, может кто-то прочтет наизусть фрагменты стихотворений. (в слабом классе можно зачитать отрывки напечанных стихотворений).
- Понравились вам стихотворения?
- А как поэтам удается создать чудесные картины зимы? (при помощи слов, художественно- выразительных средств).
- Какие средства выразительности вы знаете? Приведите примеры из стихотворений.
Итак, в стихотворениях поэтов природа не является просто фоном, она является активным действующим лицом, она неразрывно связана с миром человеческой души. Она одушевлена.
Теперь вернемся к картине К.Ф. Юона “Русская зима. Лигачево”. А что мы знаем о живописце? (слайд № 9) (проверка домашнего задания, презентация или сообщение учеников).
(Можно задать дополнительные вопросы: Какая тема нашла отражение в творчестве Юона? Какое время года было любимым? Почему в названии описываемой картины присутствует слово Лигачево?)
- Посмотрительно внимательно на репродукцию картины “Русская зима. Лигачёво”
(слайд № 10), а теперь закройте глаза и представьте, что вы оказались там. Тихонько походите, прислушайтесь, приглядитесь. Откройте глаза.
- Что вы почувствовали? (свежесть морозного утра, дуновение ветерка, легкий холодок и т.д)
- Что вы услышали? (скрип шагов, лай собак, голоса детей, их смех)
- Что увидели на переднем плане? (ребята, гуляющие по лесу, березы, заснеженная дорога, собака)
- Что увидели на заднем плане? (заснеженные избы, ездок на лошади, ребята, катающиеся с горы).
А теперь отдохнем. Физкультминутка (слайд №11)
Не боимся мы пороши,
Ловим снег - хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам,
Снега хватит вам и нам.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
По пороше побежали
И снежинкой полетали.
Руки плавно отпустили,
Всем улыбки подарили.
Продолжим урок. Сейчас нам предстоит заполнить таблицу. (рабочая карта). На самостоятельную работу отводится 3-5 минут.Затем дети зачитывают свои записи, дополняют их.
- 1 колонка заполняет строки - снег, деревья
- 2 колонка заполняет строки - воздух, небо
- 3 колонка – дети, избы
- 4 колонка - настроение, пейзаж
Под таблицей есть слова для справок, которые дети могут использовать, если у них появилось затруднение.
Дети зачитывают подобранные эпитеты, другие дети дополняют, учитель может задать наводящие вопросы, если что-то дети упустили. Проверка сопровождается слайдами № 12-13
Подведем небольшой итог:
- Какова тема картины? (русская зима)
- Какова основная мысль? Что хотел показать (сказать) автор картины? (К.Ф.Юон восхищается русской зимой, красотой русских пейзажей. Живописец хочет, пробудить в нас любовью к родной местам, к природе).
Перейдем к следующему этапу.
Задание №3 Словарная работа.
Описывая картину, вы можете столкнуться с речевыми повторами. Чтобы их избежать, давайте подберем синонимы к наиболее часто употребляемым в работе словам. (слайд № 14 )
Художник- живописец, автор, пейзажист.
Нарисовал- создал, изобразил, показал.
Картина- полотно, произведение живописи, репродукция.
Заключительный этап работы.
- Составим план сочинения, которое нам предстоит написать.
- Сколько частей в нем будет? С чего начнем? (совместная работа учителя и детей, рабочая карта).
1 часть (вступление)
- О чем можно написать в 1 части? (о художнике, о его творчестве)
К.Ф. Юон-замечательный художник - пейзажист.
- О чем расскажем во 2 части? (что изобразил Юон на описываемой картине, и как ему удалось передать всю красоту природы)
2 часть Русская зима в изображении Юона.
А) Белый и пушистый снег.
Б) Деревья-великаны.
В) Небо, воздух.
Г) Зимние забавы ребятишек.
- О чем напишем в заключении?
3 часть. Заключение.
- Какие мысли и чувства вызывает пейзаж, какое настроение создает. Что хотел сказать художник своей работой?
Рефлексия.
- Что мы сегодня делали на уроке? (готовились к сочинению, говорили музыке, поэзии, о Юоне, о зиме и т.д).
- Все ли удалось?
- Что вызвало затруднение?
Домашнее задание.
Написать сочинение по картине К.Ф.Юона “Русская зима. Лигачёво”, используя рабочую карту урока.