И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. Информатика и ИКТ. 8 класс, 5-е издание. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011
Цель урока: Формировать у школьников целостную систему ведущих знаний по теме “Пользовательский интерфейс”; учебно-познавательную компетентность через содержание, методы и организацию учебного занятия.
Задачи:
обучающие:
- сформировать представление учащихся о пользовательском интерфейсе;
- учить ориентироваться в среде пользовательского интерфейса операционной системы;
- учить активизировать объекты с помощью элементов управления;
- учить различать окна по назначению и виду;
- закрепить новые знания в практической деятельности учащихся;
- осуществить контроль изучаемой темы урока.
развивающие:
- развивать наблюдательность и логическое мышление, умение выявлять причинно - следственные связи;
- развивать самостоятельность и творческую деятельность;
- развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке;
- поддерживать познавательную активность посредством смены видов учебной деятельности;
- развивать специальные технические умения работы с компьютерными программами и ресурсами сети Интернет.
воспитательные:
- формировать навыки контроля и самоконтроля, умение работать в коллективе и сотрудничать со сверстниками;
- воспитывать сознательную дисциплину.
Тип урока: введение нового материала с использованием ЭОР при ведущей роли учителя.
Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные и групповые.
Необходимое техническое оборудование:
- компьютерный класс, операционная система Ubuntu11.04, рабочая среда GNOME, веб-браузер Mozilla Firefox for Ubuntu 7.0.1
- ЭОРы, представленные на сайтах ФЦИОР и school-collection;
- мультимедийный проектор,
- учебник Семакина “Информатика. Базовый курс. 8-9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011;
- презентация;
- диск с музыкой Моцарта для релаксации.
Структура и ход урока
1 этап – организационный (1 мин.)
Учитель приветствует учащихся. Создает комфортную рабочую атмосферу в классе. Проверяет готовность к уроку. Учащиеся настраиваются на работу.
2 этап – актуализация знаний (5 мин.)
Учитель проводит опрос:
- Как называется операционная система, используемая в вашем компьютерном классе?
- Что такое файл?
- Что такое путь к файлу на диске, полное имя файла?
- На что указывает расширение?
- Что такое каталог?
- Какую файловую структуру использует ОС на ваших компьютерах (одноуровневую, многоуровневую)?
Обучающиеся отвечают на вопросы, оценивают свои знания и ответы товарищей.
3 этап - введение нового материала, формулирование учебной проблемы учителем (3 мин)
Используя ЭОР (N 119291), Приложение, № 1 (слайд1) учитель обращается к материалу для наблюдений с целью определения темы урока. Задает вопрос:
- Как вы думаете, почему так легко запомнить и выполнить представленные операции с объектом?
- Такой способ взаимодействия программы с нами, пользователями, называют пользовательским интерфейсом.
Предлагает учащимся сформулировать тему урока?
Обучающиеся включаются в репродуктивную деятельность.
Отвечают на вопрос:
- Потому что можно видеть, что происходит, управлять объектами.
Осознают проблемную ситуацию, пытаются ответить на проблемный вопрос учителя и сформулировать тему урока.
4 этап-формулирование темы урока (2 мин.)
Обучающиеся формулируют и записывают скорректированную учителем тему урока в тетрадь.
5 этап - усвоение новых знаний и умений (9 мин.)
Учитель, используя ЭОР (N 119282), Приложение, № 2 и ЭОР (N 119288), Приложение, №3 знакомит с понятиями "пользовательский интерфейс" (слайд 3), "объектно-ориентированный интерфейс"(слайд 4). Говорит об объектах ОС, об информации, которую они содержат, связях программ и документов между собой, об информационных и физических объектах, об их обозначении (пиктограмма) .
Объясняет, что такое контекстное меню и как с ним работать (слайд 5).
Обучающиеся включаются в репродуктивную деятельность, воспринимают информацию ЭОР, поэтапно заполняют опорный конспект по материалам ЭОР.
6 этап – физкультминутка (1 мин.) (слайд 6)
Звучит музыка. Учитель дает инструкцию: "Закройте глаза и прикройте их ладонями. Представьте лист белой бумаги и попытайтесь мысленно написать на нем тушью свое имя, четко представляя себе каждую букву в отдельности. В конце записи поставьте точку. Теперь забудьте о буквах и вспоминайте только точку. Она должна казаться вам двигающейся из стороны в сторону короткими, медленными и легкими покачиваниями. Представили себя птицей. Своими большими крыльями делаем взмах, задерживаем руки над головой, делаем глубокий вдох, опускаем руки вниз – делаем выдох. Повторим упражнение еще раз"[2]. Обучающиеся выполняют физкультминутку.
7 этап - обобщение и закрепление нового материала, тренировка практических навыков (5 мин.)
Учитель проверяет глубину осмысления учебного материала. Предлагает задания группам учащихся:
- 1 группе: сравнить элементы оконного интерфейса Windows и Linux (панели инструментов, кнопки управления окном)(слайд 7)
- 2 группе: сравнить главное меню Windows и Linux (как открывается? что содержит?) (слайд 8)
Обучающиеся, используя слайды презентации 7,8, работают в группах. сравнивают, высказывают мнения, делают выводы.
8 этап - выполнение тестовых заданий (10 мин) (слайд 9)
Обучающиеся выполняют тестовые задания по теме урока, самооценка (ЭОР, Приложение, №4 "Основные элементы интерфейса и управления").
9 этап - домашнее задание (2 мин.) (слайд 10)
Учитель предлагает выполнить задания ЭОР (N 119109) практического типа индивидуально или в группах (Приложение, № 5). Обучающие записывают домашнее задание.
10 этап – рефлексия (2 мин.) (слайд 11)
Учитель побуждает высказать мнение по теме урока; о трудностях усвоения нового материала, а также сделать объективную оценку собственным знаниям и уроку в целом. Обобщает материал урока. Обучающиеся анализируют, что понравилось и что вызвало затруднения; оценивают собственные знания и знания товарищей; обобщают материал урока.
Литература.
- И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. Информатика и ИКТ. 8 класс, 5-е издание. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011
- Уильям Г.Бейтс. Улучшение зрения без очков http://lib.ru/NTL/MED/ZRENIE/bejts0.txt
- ЭОР http://files.school-collection.edu.ru
- ЭОР http://files.school-collection.edu.ru