Основные цели и задачи современного образования указывают на необходимость внедрения развивающего обучения, которое сегодня нашло широкое применение. В основе его реализации лежит отыскание не только соответствующего содержания дидактического материала, но, прежде всего, способов его организации.
Стратегия развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, которая согласуется с программными документами Министерства образования и науки Российской Федерации, призвана сформировать систему образования автономного округа, соответствующую инновационной модели развития региональной экономики и обеспечивающую выполнение показателей системы образования: доступность, эффективность, качество.
Программа развития МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов№3» г. Ханты-Мансийска определяет общую стратегию развития школы и действия по её реализации.
Я, в свою очередь, стараюсь внести индивидуальный вклад в развитие школы по приоритетным направлениям учебно-воспитательного процесса.
Процесс обучения математике не может быть эффективным без постоянной обратной связи (ученик – учитель), дающей учителю информацию об уровнях усвоения учебного материала, о знаниях, умениях и навыках обучающихся, о возникающих у них трудностях. Контроль позволяет учителю осуществить обратную связь и использовать её для того, чтобы выяснить, достигнута ли цель обучения или нет.
В условиях современной школы, когда большое внимание уделяется диагностике и мониторингу знаний и умений, контролю достижения уровня обязательных результатов обучения, когда государственная итоговая аттестация проводится не только за курс средней школы в форме ЕГЭ, но и за курс основной школы в новой форме, необходимо в учебный процесс внедрять такие формы контроля, которые позволяют предусмотреть проверку: во–первых, достижения каждым учеником уровня обязательной математической подготовки, во-вторых, глубину сформированности учебных умений, в-третьих, умение применять полученные знания в ситуациях, отличных от обязательных результатов обучения.
Одной из таких форм контроля является тестирование. В этой связи существует объективная потребность проведения тестирования по математике для контроля знаний в 5-11-х классах, с тем, чтобы они были знакомы с данной формой контроля, могли бы успешно тренироваться и готовиться к тестированию.
Поэтому одной из задач учителя математики является внедрение тестовой технологии в учебный процесс и использование ее на уроках математики, т.к. ЕГЭ по этому предмету является обязательным.
Для применения тестовой технологии, ориентированной на обучение и развитие мышления обучающихся, необходимо указать ряд требований методического характера к конструированию системы тестовых заданий, соответствующей функциям развивающего обучения.
Во-первых, в основе систематизации заданий тестового типа могут быть положены основные принципы построения систем задач, адекватных развивающему обучению. Построенная система задач в соответствии с этой основной структурой обладает принципом целостности.
Во-вторых, в основе систематизации основной структуры школьных математических задач лежит их сложность. Следовательно, система задач, конструированная на основе основной структуры школьных математических задач, строится по принципу нарастания сложности.
В-третьих, психологические исследования указывают на необходимость использования дифференцированного подхода к обучению. Поэтому еще одним из требований к построению системы тестовых заданий должен быть принцип дифференциации, при осуществлении которого устанавливается соответствие между уровнями познавательной деятельности учащихся и сложностью тестовых заданий системы.
В-четвертых, в систему заданий тестового типа также должны входить задания обучающего и развивающего характера. К обучающим тестовым заданиям относятся задания на формирование понятий, приемов решения задач, которые лежат в основе построения этих тестовых заданий. К развивающим – задания, основанные на использование приемов мыслительной деятельности: тестовые задания на анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Анализ работы учителей математики и личный опыт использования тестов в учебном процессе показывают, что систематический учет знаний с применением тестовой технологии в сочетании с традиционными формами контроля значительно активизирует умственную деятельность обучающихся, повышает культуру логических преобразований и письменных вычислений.
Контроль учебных достижений
обучающихся – это важнейший компонент
практической деятельности педагога, позволяющий
выявить достоинства и недостатки методов
обучения, установить взаимосвязи между
планируемыми, реализуемыми и достигнутыми
уровнями образования, оценить достижения
ученика, выявить пробелы в знаниях и умениях
ученика и многое другое.
В последнее время вместо традиционного понятия
«контроль» все чаще стали использовать понятие
«мониторинг».
Мониторинг – это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе.
Тест – в общенаучном смысле это
краткое стандартизованное испытание,
направленное на получение в сжатый отрезок
времени наиболее существенной информации о
признаках данного конкретного объекта с целью
установления у него наличия или степени
выраженности определенного свойства или
качества.
Затрагивая вопросы методики использования
тестов для контроля результатов обучения
школьников необходимо помнить об основных
функциях проверки и оценки результатов обучения.
Выделим среди них:
• учетно-контрольную (информационную),
которая систематически позволяет учителю
фиксировать результаты обучения и судить об
успеваемости каждого ученика, его достижениях и
недочётах в учебной работе;
• контрольно – корректирующую
(диагностическую), которая обеспечивает
связь «учитель – ученик», для внесения
коррективов в методику обучения,
перераспределения учебного времени между
различными вопросами темы, позволяет
осуществлять диагностику причин отставания
школьников;
• обучающую, которая в результате
помогает повторить материал, акцентировать
внимание обучающихся на главных вопросах и
важнейших мировоззренческих идеях курса,
показывает на типичные ошибки, что способствует
закреплению и углублению знаний обучающихся;
• воспитательную (мотивационную),
которая стимулирует обучающихся к дальнейшей
учебной работе, углублению своих знаний,
развивает у школьников умение самоконтроля и
самооценки;
• аттестационную, которая связана с
характеристикой уровня обученности школьника,
является основной его аттестации.
Особенность обучения решению тестовых заданий состоит в том, что все полученные учащимися знания и навыки должны быть хорошо усвоены и отработаны еще до их применения на практике.
Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность.
Такая система включает тесты следующих видов (в зависимости от назначения):
- Базовые тесты.
- Диагностические тесты.
- Тематические тесты.
- Итоговые тесты.
Проведение базовых, диагностических и
тематических тестов позволяет осуществлять
проектирование продвижения учащегося с уровня
на уровень на основе объективных показателей
(результатов тестирования) с целью подготовки
его к итоговому тестированию как форме внешнего
контроля.
Требования к заданиям в тестовой форме:
- краткость;
- технологичность;
- правильность формы;
- корректность содержания
- логическая форма высказывания;
- одинаковость правил оценки ответов;
- наличие определенного места для ответов;
- правильность расположения элементов задания;
- одинаковость инструкции для всех испытуемых;
- адекватность инструкции форме и содержанию задания.
Выделим два типа тестов:
- закрытые: где есть готовые ответы: выбрать из 2, 3, 4 предоставленных альтернативных ответов, установление истинности, ложности, соответствия, установление последовательности.
- открытые: которые не имеют готовых ответов, их надо конструировать, самостоятельно дополнить, закончить, составить.
Тестовые задания для учеников 5–11 классов могут быть заданиями как закрытого, так и открытого типа всех видов.
Особое внимание следует обратить на то, чтобы задаваемые обучающимся тесты отвечали требованиям теста, предлагаемого для сдачи единого государственного экзамена.
Тесты на уроках математики имеют целый ряд положительных характеристик, позволяющих:
- учитывать индивидуальные особенности учащихся в ходе проверки результатов обучения;
- проверить качество усвоения учащимися теоретического и практического материала; оживить процесс обучения, вводя не только новую для учащихся форму контроля, но и различные виды тестов;
- сэкономить учебное время, затраченное на опрос, и личное время учителя, идущее на проверку результатов выполненной работы;
- обеспечить оперативность проверки выполненной работы.
Система таких работ позволяет своевременно выявлять проблемы в освоении знаний у каждого ученика и вовремя производить коррекцию его затруднений.
Сложность составления этих работ заключается в искусственном вычленении отдельных операций, входящих в состав определенных способов действий или понятий.
Например, для того, чтобы проверить, как ученик 6 класса овладел понятием «пропорция», необходимо выполнить задания, проверяющие уровень усвоения трех операций, входящих в это понятие:
а) уметь из математических выражений выбирать
отношения;
б) уметь находить отношения величин и их
сравнивать;
в) уметь из равных отношений величин составлять
пропорцию.
В результате использования тестовой технологии удается: полнее раскрыть индивидуальные способности обучающихся; повысить заинтересованность учеников и увлеченность предметом; научить обучающихся быть более уверенными в себе; научить обучающихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях; повысить качество знаний обучающихся.
Литература.
- Аванесов В.С. Научные основы тестового контроля знаний. М.: Исследовательский центр, 1994. – 135 с.
- Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. — М., 1987.
- Алексеева Л. Тестовый контроль усвоения знаний, умений и навыков // Математика в школе. – 2004. – № 26
- Лазарев Д.В., Лазарева Н.М. Методические рекомендации по подготовке к тестированию // Математика в школе. – 2001. – № 28
- Наумова Т. А. Тестовый контроль на уроках математики и информатики // Математика в школе. – 2000. – №18
- Контрольно-измерительные материалы. Математика. 6 класс. / Сост. Л.П. Попова – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013 –96с.
- Контрольно-измерительные материалы. Алгебра. 7 класс. / Сост. Л.И. Мартынова – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014 –96с.
- Контрольно-измерительные материалы. Геометрия. 7 класс. / Сост. Н.Ф. Гаврилова – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014 –96с.
- Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Алгебра 7-11 класс/Гусева И.Л., Пушкин С.А., Рыбакова Н.В. Общая ред.: Татур А.О. – М.: «Интеллект центр», 2008г.
- http://www.diagtest.ru/index.html.
- https://urok.1sept.ru/