Пояснительная записка
Экологическое воспитание – одно из основных
направлений в системе образования, это способ
воздействия на чувства детей, их сознание,
взгляды и представления. Дети испытывают
потребность в общении с природой. Они учатся
любить природу, наблюдать, сопереживать,
понимать, что наша Земля не сможет существовать
без растений, так как они не только помогают нам
дышать, но и лечат от болезней.
На территории Средней школы № 37 г.
Каменска-Уральского растёт много комнатных
растений, поэтому для реализации проекта есть
необходимые условия.
Учебные дисциплины: окружающий мир
Возраст учащихся: 7-8 лет
Участники проекта: учащиеся 1 «А» класса
Тип проекта: учебный проект
Цель проекта: формирование знаний о комнатных растениях.
Задачи проекта:
- Обучающие:
- познакомить учащихся с разнообразием комнатных растений;
- познакомить с правилами и особенностями ухода за комнатными растениями;
- Развивающие:
- развивать умение отбирать необходимый материал;
- развивать коммуникативные навыки учащихся;
- развивать связную устную и письменную речь учащихся;
- развивать навыки работы с книгой, компьютерной техникой;
- Воспитательные:
- воспитывать экологическую культуру детей.
Место реализации проекта: зимний сад Средней школы № 37, «зелёный» уголок кабинета № 211
Объект исследования: растения зимнего сада школы, «зелёного» уголка учебного кабинета, домашние комнатные растения
Методы исследования:
- проблемно-поисковые;
- наглядные: наблюдение, иллюстрации, демонстрации;
- словесные: рассказ, беседа, чтение литературы;
- практические: работа с книгой, работа с компьютером.
Срок выполнения: ноябрь – декабрь
Планируемый результат:
- углубление знаний учащихся о комнатных растениях;
- создание списка «Растения нашего класса»;
- создание «Уголка юного цветовода»;
- презентация проекта на уроке окружающего мира.
Этапы реализации проекта
I этап – организационно-подготовительный
Направление |
Предполагаемый результат |
Экскурсия «Растения зимнего сада школы и класса» | Рисунки |
Комнатные растения в моём доме | Сочинение по данному плану, рисунки или фотографии |
Деление на группы | 5 групп 5 ответственных учащихся |
Определение целей и задач для каждой группы | План работы группы |
II этап – информационный
Содержание деятельности |
Форма организации | Промежуточный результат |
Изучение информационных ресурсов | Работа в библиотеке, в сетях Интернета | Информация, рисунки, фотографии |
III этап – практический
Направление |
Ответственные |
Результат |
Определение названий комнатных растений классного «зелёного» уголка | Истомина П. | Список «Растения нашего класса» (Приложение 1), этикетки на кашпо |
«Оздоровление» комнатных растений кабинета | Шапыр А. | Ухоженные растения |
Подборка информации для классного уголка и оформление стенда | Ушаков Н. | «Уголок юного цветовода» |
Составление сценария творческой презентации | Бадретдинова А. Говорова Е. |
Театрализованное представление – экскурсия |
Наглядное оформление презентации | Пуголовкин Д. | Компьютерная презентация |
IV этап – заключительный
Направление |
Ответственные |
Результат |
Презентация проекта на уроке окружающего мира в виде театрализованного представления – экскурсии, с приглашением учащихся из параллельных классов | Все учащиеся | Фрагмент открытого урока |
Материалы для театрализованного представления – экскурсии
1 слайд (Приложение 2) Звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского. Плавно кружась, появляются Феи, останавливаются у доски и читают стихотворение.
1 Фея:
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
2 Фея:
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь!
1 Фея: Вы узнали нас? Мы Феи из волшебного сада, обитатели которого
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
2 Фея: Приглашаем Вас в удивительное царство комнатных растений.
Феи и гости проходят в зелёный уголок.
2 слайд
1 Фея: Комнатных растений много. Большинство из них пришли к нам из тропических лесов и жарких пустынь.
2 Фея: Испокон веков в крестьянских избах и богатых домах были растения. Но служили они в основном для лечения. В настоящее время комнатные растения украшают наши квартиры, делают наш быт более красочным и разнообразным. Также они трудятся, стараются и наш воздух очищается.
1 Фея: В нашем волшебном саду есть лекарственные растения, растения – очистители воздуха и декоративные растения. Сейчас вы с ними познакомитесь.
Выходят учащиеся, изображающие растения. Представляясь, они указывают на растение.
3 слайд
Я – каланхоэ. Сок из моих листьев лечит нарывы, кожные сыпи, заживляет раны, ожоги, обморожения. А если моим соком смазывать в носу, то можно вылечить грипп.
4 слайд
Я – хлорофитум – самое распространённое комнатное растение. Я хороший очиститель воздуха. У меня красивые изогнутые листья. Весной и летом я зацветаю. После цветения на месте маленьких беленьких цветочков появляются крошечные розетки, которые можно отделить и посадить. Так я размножаюсь.
Я – плющ – одно из первых растений, которое люди стали выращивать в домашних условиях. Я хорошо очищаю воздух. Плохо переношу жару и сухой воздух, поэтому очень люблю, когда меня опрыскивают водой.
5 слайд
Я – сенполия или узамбарская фиалка – самое любимое во всём мире комнатное растение. Моё главное достоинство – то, что при правильном уходе я цвету в любое время года, украшая дома людей.
6 слайд
Я – гибискус – комнатное растение с красивыми цветами, которые быстро вянут. При правильном уходе период цветения длится с весны до осени. Я – растение – долгожитель, потому что живу более 20 лет.
7 слайд
Я – спатифиллум – красивоцветущее растение. Цвету весной, иногда повторно осенью. В народе меня называют «цветком счастья».
8 слайд
2 Фея:
В нашем саду уют и тишина.
Нам приятно здесь всегда.
Любим мы сидеть в саду,
Представляем, что в лесу.
Здесь цветочки расцветают,
Даже бабочки летают.
9 слайд
1 Фея: Все комнатные растения требуют правильного ухода. Послушаем цветоводов – любителей.
- Комнатные растения нужно правильно размещать в зависимости от их отношения к свету, своевременно поливать тёплой водой, летом обильнее, чем зимой.
- Корни растений также нуждаются в воздухе, поэтому почву нужно рыхлить. Делать это надо тупой деревянной палочкой. Чтобы не повредить корни.
- Листья растения нужно обмывать или протирать мягкой влажной салфеткой.
- Для хорошего роста растение должно получать полноценное питание. Весной растение надо подкармливать и при необходимости пересаживать.
- Я расскажу, как можно вырастить фиалку из листа (демонстрация).
- Берём листок.
- Помещаем листок в банку с водой, ждём появления корешков.
- Берём горшок, насыпаем в него почву, по составу подходящую для фиалки.
- В почве делаем лунку.
- Сажаем черенок.
- Засыпаем землёй.
- Утрамбовываем почву.
- Поливаем.
- Накрываем банкой.
2 Фея: Наша приятная прогулка по волшебному саду подошла к концу.
Цветоводы – любители и Феи читают стихотворение.
10 слайд
Берегите цветы!
Они нужны
Они – как нежность,
Как любовь, как дети.
Сильнее зла,
Сильней всего на свете,
Сильнее смерти
И сильней войны.
Цветы как люди
На добро щедры.
И, щедро нежность
Людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие тёплые костры.
1 Фея:
Я славлю тех,
Кто вырастил цветы.
2 Фея:
Я благодарна людям, у которых
Добры сердца и помыслы чисты.