Цель урока: обобщить, систематизировать и проверить знания обучающихся по теме “Атомы химических элементов. Подготовка к контрольной работе.
Задачи урока:
- Образовательные: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме; подготовить учащихся к контрольной работе.
- Развивающие: развивать у учащихся умения сравнивать и анализировать теоретические сведения, применять их на практике, делать выводы; развивать логическое мышление; умение анализировать и оценивать свою работу и ответы одноклассников; продолжить создавать условия для развития внимания, памяти, любознательности, культуры речи обучающихся; их инициативы и умения работать самостоятельно и в коллективе.
- Воспитательные: формировать естественнонаучное мировоззрение; информационную культуру; воспитывать внимание, взаимовыручку, взаимоуважение между обучающимися; постараться выработать устойчивый интереса к предмету, аккуратность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу, расширить кругозор.
Тип урока: специализированный урок.
Вид урока: повторительно-обобщающий урок.
Методы, используемые на уроке: частично-поисковые; словесные, наглядные, практические, проблемные; индивидуальная работа учащихся; работа в парах; устная и письменная проверка знаний.
Оборудование: периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева; учебник “Химия. 8 класс” автор Габриелян О.С., индивидуальные карточки – заготовки; компьютер; мультимедийный проектор и экран.
Взор химика пытлив, ему порядок мил,
Среди своих реторт, мензурок и приборов,
Таких загадочных для любопытных взоров,
Стремится он постичь капризы тайных сил...
Арман Сюлли – Арюдом
Ход урока
1. Организационный момент. (1 мин)
Организация внимания и порядка в классе.
Взаимное приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности класса к уроку. Подведение к цели урока.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (3 мин)
В этом учебном году вы начали изучать новый для вас предмет – химию! Это очень интересная, но в то же время очень сложная наука. Вам необходимо будет не только усвоить теоретический материал, но и научиться применять знания на практике. А знания по химии вам пригодятся буквально на каждом шагу: можно сказать, что каждый из нас немного химик. И, может быть, из вас кто-нибудь в будущем выберет профессию, тесно связанную с химией. Вы изучаете химию всего два месяца, но многое уже успели узнать. Что же вы узнали? (Ответы учеников с места). Наш урок сегодня мы посвятим повторению и обобщению полученных знаний по теме “Атомы химических элементов”. /слайд 1,2/ Оценка знаний будет осуществляться самопроверкой и взаимопроверкой. Результаты вы будете заносить в оценочный лист /Приложение 1/, который есть у каждого на парте. В конце урока подсчитаете средний балл, это и будет ваша оценка за урок. Выполнять задания вы будете на отдельных листах, которые также находятся у вас на партах. / Приложение 2 /
3. Актуализация знаний. 5 мин
Для того чтобы успешно ориентироваться в сложных темах, необходимо иметь хорошую первоначальную основу. Поэтому сейчас повторим самые первые темы о химических элементах и их расположении в таблице Д.И. Менделеева. /слайд 3, 4/
Проверим вашу ориентацию в пространстве Периодической системы Д.И. Менделеева.
Задание №1
Химические элементы
Найди элемент в периодической системе:
a) 3 период V группа А (фосфор)
b) 4 период II группа В (цинк)
c) 4 период I группа А (калий)
d) 2 период IV группа А (углерод)
Проверим теперь ваше химическое зрение. /слайд 5/
Химическое зрение
Назовите по очереди химические элементы:
- H C S P O
- Cu K Zn N CL
- Al Na Li Si F
4. Обобщение и систематизация знаний. 20 мин
Посмотрите на слайд. Это изображение атома. Вопрос: какие элементарные частицы входят в состав атома? (Ответы учащихся). Протоны, нейтроны – входят в состав ядра; электроны.
/слайд 6,7/
Частица и ее обозначение | Масса | Заряд | Примечание |
Протон, p+ | 1 | +1 | Число протонов равно порядковому номеру элемента в таблице Д.И. Менделеева |
Нейтрон, n0 | 1 | 0 | Число нейтронов находят по формуле N=F - Z |
Электрон, e- | 1/1837 | - 1 | Число протонов равно порядковому номеру элемента в таблице Д.И. Менделеева |
Сейчас приготовьтесь к выполнению заданий, оценки за выполнение которых не забудьте вносить в оценочный лист. /слайд 8,/
Задание №2 (3 мин)
Решите тест. Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов.
вариант 1 | вариант 2 |
1.В ядре атома алюминия протонов: а) 26 б) 13 в) 27 2. В ядре атома алюминия нейтронов: а) 27 б) 13 в) 14 3.Электронов в атоме алюминия: а) 26 б) 13 в) 27 4.Число энергетических уровней в атоме алюминия: а) 3 б) 2 в) 4 5. Число электронов на внешнем уровне у атома алюминия: а) 3 б) 2 в) 4 |
1.В ядре атома калия протонов: а) 19 б) 39 в) 20 2. В ядре атома калия нейтронов: а) 19 б) 39 в) 20 3. Электронов в атоме калия: а) 19 б) 39 в) 20 4.Число энергетических уровней в атоме калия: а) 1 б) 2 в) 4 5. Число электронов на внешнем уровне у атома калия: а) 1 б) 2 в) 4 |
После выполнения задания обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность выполнения задания друг у друга. /слайд 9/. Поставьте оценку. /слайд 10/
вариант 1 | вариант 2 |
1. б 2. б 3. б 4. а 5. а |
1. а 2. в 3. а 4. в 5. а |
Посмотрите на следующий слайд. /слайд 11/
Что изображено на слайде? (Ответы учащихся). Изотопы водорода. Что такое изотопы? Разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковый заряд, но разное массовое число.
Задание 3. (2 мин)
Вычислите количество протонов, нейтронов и электронов для изотопов калия. Проверьте правильность ответов, оценки поставьте в таблицу. /слайд 12/
39К | 40К | |
Протоны | ||
Нейтроны | ||
Электроны |
Посмотрите на следующий слайд. /слайд13/
Что изображает данная флэш-анимация? (Ответы учащихся). Изображен атом. В центре ядро. Почему элементы ядра обозначены разным цветом? (Ответы учащихся). В ядре расположены два типа частиц протоны и нейтроны. Вокруг перемещаются электроны. Вопрос: Как называется пространство вокруг ядра, где наиболее вероятно нахождение электрона? Электронная орбиталь или облако.
Посмотрите на следующий слайд. /слайд 14/
Что изображено на слайде? (Ответы учащихся) Форма электронных орбиталей. Какие они бывают по форме и как называются? s, p, d, f – орбитали. s - сферическая форма, p - гантелеобразная форма. Любую орбиталь занимают не более двух электронов. Следовательно на s-орбитали их может быть только два, а на трех p-орбиталях – шесть.
Задание №4. (5 мин)
Задание выполняете письменно в тетради. После выполнения задания обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте друг друга, поставьте оценку. /слайд 15, 16/
Укажите химический элемент, схема которого:
- 1 вариант. 1s22s22p63s23p2 (Кремний)
- 2 вариант. 1s22s22p63s23p1 (Алюминий)
Разгадайте ребус и составьте схему строения и электронную формулу атома. (Азот. 1s22s22p3).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ. /слайд 17/
Задание №5 (2 мин)
Заполните недостающие элементы схемы. Проверьте правильность выполнения. Поставьте оценку. /слайд 18,19/
Задание №6 (3 мин)
Определите тип химической связи в веществах. Запишите схему образования химической связи для одного вещества на ваш выбор из перечисленных. NaCI, H2 , HCI, Na, MgS, H2O, Ca, O2.
Результаты занесите в таблицу. /слайд 20, 21/
Ионная связь | |
Ковалентная неполярная связь | |
Ковалентная полярная связь | |
Металлическая связь |
Проверьте правильность выполнения задания. Поставьте оценку. /слайд 22/
Ионная связь | NaCI MgS |
Ковалентная неполярная связь | H2 O2 |
Ковалентная полярная связь | HCI H2O |
Металлическая связь | Na Ca |
Следующее задание - задача. Но прежде вспомним, что такое относительная молекулярная масса, массовая доля элемента? Mr (вещ-ва) = сумма относительных атомных масс, образующих вещество, с учетом числа атомов. w(Э) = n*Ar (Э) / Mr (в-ва), где w(Э) – массовая доля элементов Э в веществе; n – число атомов элемента Э в веществе; Ar (Э) – относительная атомная масса элемента Э; Mr (в-ва) – относительная молекулярная масса вещества. /слайд 23,24/
Задание №7 (5 мин)
Задача. Вычислите относительную молекулярную массу оксида кремния (SiO2) и массовые доли элементов в молекуле этого вещества. Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания. /слайд 25, 26/
5. Рефлексия (подведение итогов занятия). 3 мин
А сейчас настала очередь задания, выполнение которого уже никак не повлияют на вашу оценку и, выполнять вы его будете все вместе, потому что класс – это одна дружная команда. Я зачитываю определение, правило или рассуждение. Кто согласен с ними – поднимайте руку и говорите – “да”, а если не согласны говорите – “нет”.
- Металлическая связь образуется в металлах (да).
- Число неспаренных электронов в атоме определяют путём сложения 8 и номера группы (нет).
- Связь, образующаяся между ионами, называется ионной. (да).
- Связь, образованная общими электронными парами, называется ковалентной (да).
- Атом – самая крупная частица вещества (нет).
- Я всё знаю и завтра напишу контрольную на “5”!
6. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу. 5 мин
- Выводы по основным этапам урока. Домашнее задание: повторить параграфы 7-17
- Попробуйте оценить собственные знания и умения.
- Мне все понятно, смогу научить другого. Оценка – 5.
- Я могу объяснить тему при некоторой помощи. Оценка – 4.
- Мне сложно разобраться самостоятельно в теме, нужна помощь. Оценка – 3.
Подвожу итог – ставлю оценки и комментирую их. Собираю оценочные листы.
Изучение периодического закона и периодической системы, строения атома и химической связи не заканчивается для вас:
- На следующем уроке вас ждет контрольная работа по изученной теме. Задания контрольной работы будут подобны тем, которые вы выполняли на этом уроке.
- В дальнейшем вы будете изучать другие разделы химии, но всегда с опорой на ранее изученный материал. Химия – один из самых трудоемких, но и самых увлекательных учебных предметов. От вас, ребята, требуется повседневная кропотливая и большая по объему самостоятельная работа, причем весьма разнообразная и достаточно специфичная.