Ход игры
I. Старт.
Сегодня на уроке мы проведём игру «Математические старты». Это аналог игры «Весёлые старты». Но мы будем соревноваться между собой (вы разделены на 3 команды) не только в силе, ловкости, но и в умственных способностях, умении чётко ответить на вопрос, умении мыслить, рассуждать, умении применить знания, полученные на уроках математики. Соревноваться вы будете между собой на 8 различных этапах (показать на карте). Та команда, которая покажет слаженную, чёткую работу на этапе и верно справится с заданием, получает право поставить свой флажок на этапе. На финише подведём итоги, и победит та команда, чьих флажков будет больше.
Помогать мне будут…
Ну, что начинаем. На старт, внимание, марш…
II. 1 этап.
На данном этапе мы посмотрим, как вы помните признаки делимости чисел. По одному человеку от команды (но не капитаны, для них будет другой конкурс) подходят и вытягивают карточку с признаком делимости на 3, 5, 9. В течение минуты надо называть числа, кратные 3, 5, 9 и при этом чеканить мячик теннисной ракеткой. (помощники считают числа)
Побеждает та команда, которая назвала больше правильных чисел.
(Поставить флажок на карту)
III. 2 этап.
Поиграем в футбол. Я бросаю мяч по очереди и называю обыкновенную дробь. Тот, кому я кинула, должен перевести её в десятичную. Если «вратарь» справится сам, то ему засчитываются 2 очка, если с помощью команды, то – одно.
Побеждает та команда, которая заработает больше очков. (помощники считают)
1 команде: =… 0,5 1=…1,6 =…2,25
2 команде: =…0,25 1=…1,5 =…2,5
3 команде: =…0,75 1=… 1,4 =…3,5
IV. 3 этап.
Поиграем в баскетбол. По 5 человек от каждой команды выстраиваются в колонну по одному друг за другом. Ребята, стоящие первыми, с зажатым между ног мячом прыгают к доске, решают пример, возвращаются назад (также с мячом), передают мяч следующему и т.д.
Побеждает та команда, которая справится с заданием быстрее и, естественно, решит все примеры правильно.
1 команда | 2 команда | 3 команда |
+ =… | + =… | + =… |
2 - =…1 | 2 - =…1 | 2 - =… |
3 * 1,6 =… 4,8 | 1,4 * 3 =… 4,2 | 1,3*3 =… 3,9 |
* =… | * =… | * =… |
: =… 3 | : =… | : =… |
(помощники проверяют, подсчитывают верные ответы)
V. 4 этап.
А сейчас будем играть в боулинг. По одному представителю от команды (по очереди) выбивают кеглю с номером, получают карточку с двумя уравнениями. (Одна из кегль с анаграммами). Все вместе решают. Побеждает та команда, члены которой решили все уравнения и сделали это правильно и быстро. Можно помогать друг другу.
1 команда | 2 команда | 3 команда |
x + x = 2 | x - x = 2,4 | x - x = 3,6 |
x =3,5 | x = 6,4 | x = 8,1 |
y : = : | y: = : | y: = : |
y = | y = | y = |
Подведение итогов этого этапа.
VI. 5 этап.
Немного отдохнём от физкультуры. На доске записана задача. К ней составлена краткая запись и приведено решение. Вы должны найти ошибки. Работаете всей командой. Отвечает кто-то один после обсуждения. Побеждает та команда, которая сделает это быстро, правильно и дисциплинировано.
Задача: 24 человека за 6 дней пропололи участок клубники. За сколько дней выполнят ту же работу 36 человек, если будут работать с такой же производительностью?
24 ч. - 6 дн. Прямая пропорциональная зависимость.
36 ч. - ? (Обратная пропорциональная зависимость)
24\36 = 6\х | 24 ч. - 6 дн. |
36*х = 6*24 | 36 ч. - ? |
х = 6*24: 36 | 24\36 = х\6 |
х = 144 | х = 24*6: 36 |
Значит,… | х = 4 |
Ответ: за 144 дня. | Ответ: за 4 дня. |
VII. 6 этап.
Конкурс капитанов. Капитаны выходят к доске и по очереди прыгают с места. Тот, кто прыгнет дальше, получает для своей команды более легкое задание – задание со спичками.
1 команда: спичечный рак ползёт вверх. Переложить три спички так, чтобы он пополз вниз.
2 команда: флюгер составлен из 10 спичек. Переложить четыре спички так, чтобы получился дом.
3 команда: 2 рюмки составлены из 10 спичек. Переложить 6 спичек так, чтобы получился дом.
Побеждает та команда, которая справится с заданием быстрее. (помощники проверяют).
VIII. 7 этап.
Рыбалка. По 3 человека от команды выходят к доске, вылавливают шараду (по очереди) и тут же с помощью команды отгадывают.
Шарады:
- Какая мера длины определяется двумя нотами? (Миля)
- Какая ягода образуется при попадании в праздничный напиток для взрослых твердых атмосферных осадков? (Виноград)
- Что может вырасти на лице, если в сосновом лесу читать хвалебное стихотворение? (Борода)
- Какое получится ядовитое вещество, если длиннохвостая грызунья встретит длинношерстного быка? (Мышьяк)
- Какая собачка получится из 16,38 кг и хвойного дерева? (Пудель)
- Какое появляется кусачее насекомое, если округлый кусок чего-либо покатится по участку в 100 м2 . (Комар)
- Какой получится струнный инструмент, если на участке в 100 м2. (Арфа)
- РО100 К (РОСТОК)
- ИН3ГА (ИНТРИГА)
IX. 8 этап.
На данном этапе будем проверять вашу меткость. Члены команд будут по очереди метать дротик в круг. При попадании шарика ближе к 10 команда получает более лёгкий вопрос. Ну а те, кто будет менее меток, получает вопрос сложнее. За каждый верный ответ – очко. Отвечать может не только метавший, но и члены его команды.
Вопросы:
- Шестью шесть… (36)
- Самая любимая оценка школьника… (5)
- Сколько музыкантов в квартете? (4)
- Дробь, у которой числитель меньше знаменателя… (правильная)
- Сотая часть числа… (процент)
- Треугольник, у которого есть прямой угол… (прямоугольный)
- Третий месяц летних каникул… (август)
- К натуральному числу справа приписали 2 нуля. Во сколько раз увеличилось число? (в 100 раз)
- Как называется число, делящееся без остатка на 2? (чётное)
- Каким словом обозначался миллион в древней Руси? (тьма)
- Пропорцией называется… (равенство двух отношений)
- Древнегреческий учёный, изучавший вопрос о делимости чисел? (Пифагор)
- Как найти неизвестный множитель? (надо произведение разделить на известный множитель)
- Разделите 100 на половину. Сколько получится? (100: 0,5 = 200)
- Петух, стоя на одной ноге весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на 2-х ногах? (3 кг)
- Назовите наименьшее натуральное число. (1)
- Торговка, сидя на рынке, соображала: «…если бы к моим яблокам прибавить половину их да ещё десяток, то у меня была бы целая сотня.» Сколько яблок у неё было? (60)
- Брат и сестра получили от родителей 90 рублей. Если сестра отдаст брату из своей доли 10 рублей, то брат окажется вдвое богаче своей сестры. Сколько денег досталось брату и сколько сестре? (50 и 40 рублей)
- Бригада, состоящая из мужика и медведя, собрала урожай весом в 3 центнера. Две трети веса урожая приходится на корешки, а остальное – на вершки. Сколько центнеров урожая достанется медведю, если давно известно, что ему по договору причитаются все вершки? (1 центнер)
- Длина крышки парты 110 см, а ширина – 50 см. Сколько пронзённых стрелами сердец вырезал на своей парте курносый Серёга, если известно, что он заполнил сердцами всю крышку парты и каждое сердце поместил на отдельных 20см2? (275)
X. Финиш.
Подведение итогов. Награждение.