Рабочая программа по курсу «Основы духовно – нравственной культуры народов России» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего образования, в соответствии с авторской рабочей программой к учебнику Н.И. Ворожейкина, Д.В.Заяц 4 класс.
Цель: сформировать у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
- познакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур;
- развить представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщить знания, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развить способности младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Данная программа предусматривает изучение курса в 4 классе в объеме 17 часов (по 1 часу в неделю в 1 полугодии).
При организации учебного занятия используются формы работы:
- словесный;
- наглядный;
- практический, проблемно-поисковый;
- репродуктивный;
- индуктивный и дедуктивный.
Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний.
Парная и групповая формы деятельности позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, осуществлять дифференцированный подход в обучении. К тому же создается атмосфера взаимной ответственности, внимательности, повышается интерес к работе друг друга, т.е. создаются реальные условия реализации на практике основополагающих элементов педагогики сотрудничества.
Система контроля подразумевает диагностику эффективности организации учебной деятельности, используя метод само– и взаимоконтроля учащимися знаний. Для систематической и тематической проверки знаний, текущего контроля, на уроках применяются разные виды: устные, письменные, практические, с применением ИКТ.
Уроки в 4 классе проводятся в форме уроков – путешествий, используется проектная деятельность и методика развития критического мышления. Применяются различные тренинги, позволяющие заинтересовать ученика и раскрыть его способности.
Требования к уровню подготовки учащихся
В соответствии со стандартом начального общего образования в результате изучения курса основ мировых религиозных культур учащиеся должны:
знать/понимать:
- основные понятия религиозных культур;
- историю возникновения религиозных культур;
- историю развития различных религиозных культур в истории России;
- особенности и традиции религий;
- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.
уметь:
- описывать различные явления религиозных традиций и культур;
- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
- готовить сообщения по выбранным темам.
Содержание программы
Введение – 1 час
Знакомство с понятиями: этика, этикет. Возникновение этикета. Виды этикета.
Народы России – 7 часов
Понятия: Отечество, святая Русь. Жизнь древних славян: быт, одежда, занятия, культура, духовный мир. Какие народы населяют нашу Родину (русские, народы Поволжья и Урала, народы Северного Кавказа, народы Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока). Обобщающий урок «Дети дома одного.
Религии народов – 4 часа
Древние предания христиан. Библия. Возникновение христианства. Любовь к Богу и к ближнему – основа христианского учения. Христианская церковь. Появление иконописи. Роль Русской православной церкви в истории России. Христианские святые. Православный храм. Первые русские святые – Борис и Глеб. Серафим Саровский – один из самых почитаемых святых Русской православной церкви. Устройство храма. Правила поведения в храме. Христианские праздники и таинства.
Пророк Мухаммад и возникновение ислама. Возникновение мусульманского государства. Понятие шариата. Во что верят мусульмане. Аллах – творец и повелитель мира. Коран – священная книга мусульман. Намаз, закят, хадж. Мусульманские обряды и обычаи. Месяц Рамадан в жизни мусульман. Пятница – самый почитаемый день недели. Устройство мечети.
Иудаизм – древняя религия евреев. Иудаизм – вера одного народа. Легендарное происхождение еврейского народа. Первый храм в Иерусалиме. Во что верят иудеи. Иегова – единый Бог для иудеев. Галаха – свод иудейских религиозных норм и заповедей. Священные книги иудеев: Танах и Талмуд. Обычаи и обряды иудеев. Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа.
Кто такой Будда. Древняя Индия – родина буддизма. Сиддхартха Гаутама – основатель буддизма. Нирвана. Будда. Во что верят буддисты. Четыре благородные истины буддизма. Основные направления буддизма. Монастыри и монашество в буддизме. Буддийские праздники: Новый год, Рождение Будды, Уход Будды на небеса и др. Буддизм в культуре и традициях народов России.
Духовно-нравственные нормы и ценности – 4 часа
Термины «нравственность, культурные традиции, духовный мир человека». Первоначальное представление о культуре, морали, богатырь. Образ богатыря, как носителя лучших человеческих качеств. Семейные ценности. Термины «род, семья, человечество». Историческая память, преемственность поколений. Милосердие, миролюбие, доброта.
Наш дом – Россия – 1 час
Термины: «гражданин, моральные нормы, государство, нравственность, долг, Отечество, патриотизм, права, обязанности». Представление о священной обязанности защитника Отечества.
Календарно-тематическое планирование курса (Приложение)