Внеклассный урок математики и окружающего мира «Космическое путешествие по Солнечной системе»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • образовательная – познакомить учеников с Солнечной системой, небесными телами и планетами Марс, Венера, Сатурн, Земля; с их историей.
  • развивающая – развивать логическое мышление, память, математическую речь, внимание, творческие инициативы.
  • воспитательная – воспитывать любовь к математике, чувство дисциплины, любовь к науке астрономия.

Оборудование: ракета, Солнечная система, звезды, метеориты с примерами, плакаты с заданиями, волшебные кольца.

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Тихонечко все сели на свои места. Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся с вами в космическое путешествие. А на чем? Вы узнаете, разгадав загадку:

Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост —
И поднимается до звёзд. (Ракета)

– Правильно. Но чтобы наша ракета взлетела нужно найти ключ зажигания. Внимательно посмотрите на ракету, найдите закономерность расположения чисел и узнайте неизвестное число? (5)


Рисунок 1

– Ребята, мы нашли ключ зажигания. Наша ракета взлетела и мы вместе с ней. Путешествовать мы будем по Солнечной системе. Скажите, что такое Солнечная система?

– Солнечная система – солнце и движущиеся вокруг нее небесные тела– 9 планет, кометы, астероиды, метеориты, спутники…

– Посмотрите, как красиво и загадочно выглядит Солнечная система.

Новости Астрономии и Астронавтики - Страница 8 - Friend's World - Мир Друзей
Рисунок 2
 

– Ребята, на пути у нас звезды. А что такое звезда? Звезда – небесное тело, представляющее собой светящийся газовый шар. На них есть примеры, нам нужно решить их и расположить ответы в порядке возрастания. После, мы узнаем имя планеты, на которую мы приземлимся. (Венера)

F:\DCIM\100PHOTO\SAM_2304.JPG
Рисунок 3

– Ребята, что вы знаете о планете Венера?

– Венера – вторая по счету от Солнца планета и самая близкая к нам. Вся Венера окутана плотным слоем облаков из серной кислоты. Это очень опасная кислота, которая разъедает многие предметы очень быстро. Поэтому на Венеру очень опасно высаживать космонавтов. На этой планете практически всегда ночь, потому что плотный слой облаков толщиной в несколько километров тщательно скрывает солнце от ее поверхности. В ясные ночи Венеру можно увидеть на ночном небе. Она отличается от других планет и выглядит белой.

Венера
Рисунок 4

– На планете Венера нам нужно выполнить следующее задание:

АСТЕРОИД – 8   САМОЛЕТ – РАКЕТА=
ПЛАНЕТА – ?   КОМЕТА +МЕТЕОРИТ =

Расшифруйте слово:

1 2 3 4 5   5 4 3 2 1
Ь Т В У П   В П У Т Ь

Ребята, нам пора в путь и продолжить наше космическое путешествие по Солнечной системе.

Почти что со скоростью света
Осколок летит от планеты,
К Земле направляясь, летит и летит
Небесный космический … (Метеорит)

-А кто скажет, что такое метеорит? Метеорит – железное или каменное тело, космического происхождения, упавшее на поверхность крупного небесного объекта.

– На метеоритах записаны примеры. Вместо * нужно поставить соответствующий знак действия.

F:\DCIM\100PHOTO\SAM_2296.JPG
Рисунок 5

– Мы приземлились на планету Марс. А какого цвета эта планета? (Красного).

Утро на марсе (14 фото) SwTeam.info. - 15 Декабря 2013 - Blog - L0rda
Рисунок 6

– Именно из-за красного цвета, напоминающего кровь, ее назвали в честь греческого бога войны Марс. А красная она от того, что на планете большое количество железа. Железо окисляется, отсюда и красный цвет планеты. Но Марс считают будущей космической базой и новым домом для людей. На нем есть небольшая атмосфера, следы воды, а это может значить, что когда-то давно там возможно были реки и жизнь.

– Посмотрите на доску. Чем отличаются фигуры слева от фигур справа:

F:\DCIM\100PHOTO\SAM_2289.JPG
Рисунок 7

– На Марсе нет животных и растений. В следующем задании нам нужно посчитать количество бабочек на рисунке:

F:\DCIM\100PHOTO\SAM_2291.JPG
Рисунок 8

– Продолжаем наше путешествие. Мы прилетели на очередную планету. Она тоже шарообразной формы, но у нее есть особенность. А какая? Мы узнаем, выполнив следующее задание.

F:\DCIM\100PHOTO\SAM_2326.JPG
Рисунок 9

Что у нас получилось? (Кольцо). На какую планету мы с вами приземлились? (Сатурн).

Saturn Facts And Information About The Planet Saturn Real Estate Business and Investing
Рисунок 10

– Сатурн – вторая по величине планета. Она названа в честь римского бога земледелия. Она окружена множеством ярких колец, состоящих из облаков льда и камней. Многие из них не больше игрального кубика. У Сатурна самое большое количество спутников – 18.

– На планете Сатурн нам нужно разгадать загадки:

  • Вот планетам младший брат,
    По размеру маловат.
    К солнышку всех ближе он,
    Потому и раскален. (Меркурий)

  • В небе я свечусь нередко,
    Ваша ближняя соседка.
    Я Меркурию сестра,
    И на мне всегда жара. (Венера)

  • Это красная планета
    По соседству с нами.
    И зимой и даже летом
    Мерзнет надо льдами.
    Странно, что ни говори, -
    Лед не сверху, а внутри. (Марс)

  • В телескоп скорей взгляните
    Он гуляет по орбите.
    Там начальник он над всеми,
    Больше всех других планет.
    В нашей солнечной системе
    Никого крупнее нет. (Юпитер)

  • Пышный газовый гигант
    Брат Юпитера и франт
    Любит он, чтоб рядом были
    Кольца изо льда и пыли. (Уран)

  • На планете синей-синей
    Дует ветер очень сильный.
    Холодно на ней весьма -
    Состоит из воды, газа и льда. (Нептун)

  • У далекой крохотной планеты,
    Нет статуса "Большой" планеты.
    И обидевшись она,
    В телескопы не видна. (Плутон)

  • Все планеты с полюсами,
    Есть экватор у любой.
    Но планеты с поясами
    Не найдете вы другой.
    В этих кольцах он один,
    Очень важный господин. (Сатурн)

– Разгадав, последнюю загадку, мы узнаем имя последней планеты:

  • Планета голубая,
    Любимая, родная,
    Она твоя, она моя,
    А называется... (Земля)

C:\Users\Алия\Desktop\Рисунок 11.jpg
Рисунок 11

– Природа сотворила чудо – создала планету Земля. Земля – это наш общий дом, территория, на которой перед силами природы мы все равны. У нас на всех – одна Земля, давайте её беречь. Она сказочно богата, прекрасна. Прекрасна и удивительна тогда, когда царит мир, взаимопонимание. Давайте ценить мир на чудесной, голубой планете Земля.

– Наше путешествие подошло к концу, до новых встреч!