Цели:
- Закреплять и совершенствовать умение детей письменно делить многозначные числа на однозначные (используя как подробную, так и краткую запись).
- Развивать устные и письменные (приёмы) навыки, умение преобразовывать и сравнивать величины, умение решать задачи.
- Развивать у детей интерес к предмету математики на основе разноуровневых и игровых технологий и межпредметных связей.
Ход урока
1. Оргмомент.
Сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте покажем им, чему мы научились.
2. Подготовительный этап.
Девиз нашего урока будет какой?
«Один – за всех, все – за одного!» (хором)
3. Определение темы урока.
Чтобы определить тему сегодняшнего урока, мы будем работать в группах.
4. Давайте повторим правила работы в группе.
Слайд 3
5. Работа в группах.
Решение выражений и нахождение «ключевых» слов ответов.
– Определяем тему сегодняшнего урока.
№1 группа «Закрепление»
Примеры расположены по порядку расположения букв в слове. На пересечении
+ | 2 | 5 | 7 |
2 | е | а | п |
3 | н | к | р |
1 | и | л | з |
34:2=17 (з)
100:4=25 (а)
70:2=35 (к)
40-3=37 (р)
66:3=22 (е)
54:2=27 (п)
45:3=15 (л)
88:4=22 (е)
64:2=32 (н)
30-18=12 (и)
44:2=22 (е)
№2 группа «Деление»
100:20=5 (д)
14·4=56 (е)
140:7=20 (л)
100-44=56 (е)
3000:1000=3 (н)
160:2=80 (и)
560:10=56 (е)
№3 группа «Многозначных»
· | 4 | 5 | 6 |
1 | ч | х | г |
2 | н | о | з |
3 | ы | м | а |
70:2=35 (м)
12+12=24 (н)
100:4=25 (о)
96:6=16 (г)
75:3=25 (о)
52:2=26 (з)
48:2=24 (н)
12·3=36 (а)
100-86=14 (ч)
2·12=24 (н)
50-16=34 (ы)
30:2=15 (х)
11 | 9 | 56 | 30 | 10 | 81 |
с | и | б | е | л | ч |
66+15=81 (ч)
900:100=9 (и)
66:6=11 (с)
90:3=30 (е)
1000:100=10 (л)
6. Какие же мы сегодня ставим цели перед собой?
Сегодня на уроке мы с вами будем отрабатывать навыки деления по алгоритму, а также решать задачи. Что такое алгоритм, мы с вами повторим позже.
Учитель: Но чтобы хорошо справиться с поставленными целями, давайте начнем с самих многозначных чисел.
7. Повторение многозначных чисел.
Слайд 6
1. Запиши число:
На слайде появляются задания. После того, как дети запишут ответы у себя в тетрадях, появляются ответы и буквы рядом с каждым ответом.
- 5 сот.млн 3 ед.тыс 8 дес
- 3ед.тыс.8дес
- 6млрд.5тыс.4ед.
- 128дес.тыс
- 26ед.IIIкласса 5дес.I класса
- 34 тыс.48 ед
- 5сот.млн.734тыс.7ед
- Семнадцать тысяч триста пять
- Шесть миллионов двести
Слайд 7.
Изображение Винни-Пуха еще нет и нет букв в таблице с ответами.
Учитель: Составив буквы в определенном порядке, мы сможем узнать, какой же смешной сказочный герой пришел к нам на урок.
Правильно! Винни-Пух
8. А теперь давайте посчитаем устно.
Любая в математике работа не обходится без устного счета! (хором)
Слайд 8
1. На экране даны задания. Дети должны сигналить красными (нет) или зелеными (да) карточками. Если неправильно, то объясняем правильный ответ.
- Частное 450 и 9 равно 50 (да)
- Произведение 15 и 9 равно 115 (нет)
- Сумма 36 и 64 равна 90 (нет)
- 78 больше 26 в 3 раза (да)
- При делении на 7 остаток может быть равен 9 (нет)
- Частное 67 и 7 равно 9 (ост.4) (да)
- При делении 2345 на 5 получится 4 цифры в частном (нет)
- Чтобы найти делимое, нужно делитель разделить на частное (нет)
- Деление проверяется сложением (нет)
- Остаток всегда больше делителя (нет)
2. Слайд 9
Прочитай числа в порядке возрастания:111, 63250, 4362, 552671, 503, 32
3. Слайд 10
972848
– Какое число по количеству знаков? (шестизначное)
– Назовите предыдущее число (972847)
– Последующее (972849)
– Сумму разрядных слагаемых (900000+70000+2000+800+40+9)
4. Слайд 11
Дети показывают сигнальными карточками (2, 3, 4)
Определите количество цифр в частном?
– Что нужно для этого сделать? (определить неполное делимое)
940: 4 (3), 7395 : 3(4), 456: 8(2), 7239 : 9(3), 5635 : 7(3), 8172 : 4(4)
Винни-Пух говорит вам МОЛОДЦЫ! Слайд 12
9. Работа над темой урока. Постановка проблемы.
– Кто из вас знает, что обозначает слово «АЛГОРИТМ»?
Это определенный порядок действий для достижения результатов
– А как на уроке математики мы можем использовать алгоритм?
(при делении)
Итак, сегодня на уроке мы будем отрабатывать навыки деления по алгоритму.
Вспомним алгоритм деления на однозначное число.
- Выделяем неполное делимое
- Определяем количество цифр в частном
- Делением находим цифру частного
- Узнаем сколько разделили
- Находим остаток (должен быть меньше делителя)
- Образуем следующее неполное делимое
10. Физминутка.
Под музыку из мультфильма дети выполняют
11. Решение примеров у доски (3 человека).
- 9522 : 6
- 13410 : 3
- 54036 : 6
Ответы: 1587, 4470, 9006
Дети устно объясняют решение (определяя первое неполное делимое и количество цифр в частном)
12. Самостоятельная работа по рядам.
№ 428 в учебнике
1 ряд Выполните только то деление, где в частном получается пятизначное число.
251052:6 (ответы: 41842, 34003, 50821)
136012:4
254105:5
2 ряд
Выполните деление, где в частном только четырехзначное число)
6336:2=3168
58135:7=8305
34472:8=4309
3 ряд
Найдите и выполните деление, где в частном трехзначное и шестизначное число
6336:9=704
411258:3=137086
Проверка по рядам устно.
13. Итог урока.
– Расскажите, что нового и интересного вы сегодня узнали на уроке?
– Что больше всего понравилось на уроке?
– Теперь мы знаем, что такое задача и из каких частей она состоит? (ответы детей)
(сквозь листву огромного дерева ярко светит солнце)
А так как все сегодня хорошо работали, то я подарю всем вам солнышко. (учитель дарит нарисованное солнышко детям и благодарит их за работу)