Определений и подходов к образованию достаточно много. Мне близка позиция Ш.А. Амонашвили, который определил образование как «процесс питания души и сердца ребёнка всеми лучшими, высшими, возвышающими, одухотворяющими» образами. Маленький человек не знает, как вести себя в этом мире, к чему стремиться в жизни, какие ориентиры выбрать. Поэтому задача взрослых людей состоит в том, чтобы показать ему лучшие образцы культуры, науки, истории, природы и пр., которые должны помочь ему в личностном становлении: нравственном, культурном и др. Не случайно И.А. Гончаров, разрабатывая модель новой русской школы, составляя её учебный план, включил в неё такие предметы, как «Светочи России» (изучение биографий патриотов Отечества, жизнь которых должна служить примером), «Святыни России»(культурно-исторические памятники), «Фольклор» (изучение традиций русского народа) и др.
Такое понятие образования не исключает того, что в этом процессе будут формироваться личности, индивидуальности (М.Тищенко). Сегодняшний подход к обучению (профильная школа) направлен на то, что бы уже в школе ребёнок мог выбрать направление своей дальнейшей деятельности, а в зрелом возрасте стать профессионалом в этом роде занятий. А это значит, что ребёнка следует научить, как строить «свою жизнь- жизнетворчеству» (Е.В. Бондаревская).
Процесс образования должен осуществляться в сотрудничестве: школа – семья – социальные институты и др. На сегодня такого единства нет. Поэтому не всегда получается и образованный человек, стремящийся быть здоровым физически, психически, нравственно.
Образование – это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных интересов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрёл много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.
Следовательно, в понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций всё происходящее вокруг как процесс бесконечно развёртывающийся в деятельности и общении человека с ему подобными. Достигается это путём включения человека в важнейшие виды деятельности. Тем самым под образованием человека понимается следующее: образование – это общественно организуемый и нормированный процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениям и последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности.
Существует три наиболее распространённых концепции содержания образования с точки зрения соответствия их задаче формирования творческого, самостоятельно мыслящего человека демократического общества.
Одна из концепций образования трактует его как педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе, оставляя в стороне остальные качества личности, такие как способность к творчеству, умение реализовать свободу выбора, справедливое отношение к людям и т.п. Данный подход направлен на приобщение школьников к науке и производству, но не к полноценной самостоятельной жизни в обществе. Фактически здесь человек выступает как фактор производства.
Другая концепция рассматривает содержание образования как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками. «Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения» (И.В.Харламов). Это определение не раскрывает характер этих знаний и умений и не основано на анализе всего состава человеческой культуры. Предполагается, что овладение знаниями и умениями позволит человеку адекватно функционировать внутри существующей общественной структуры. Достаточно потребовать от человека, чтобы он знал и умел – не более. В этом случае и требования к образованию соответствующие: необходимо и достаточно передать подрастающему поколению знания и навыки по родному языку, математике, физике и др. учебным предметам.
В современных условиях развития российской общеобразовательной школы всего этого недостаточно. Решение задач, связанных с функционированием отдельных сфер жизни общества требует от учащихся не только овладения определённым учебным содержанием, но и развития у них таких качеств, как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества и страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению бездушия и несправедливости и т.п. Развитие у воспитанников именно таких качеств, формирование у них ценностно-значимых запросов и намерений, наконец, приобщение их к самообразованию – вот факторы, которые, представляя собой важную сферу общественной жизни, одновременно являются условиями функционирования остальных её сфер.
В моей практической деятельности для меня важен антропологический подход. Я воспринимаю ученика как субъект образовательного процесса и стараюсь выстраивать субъект – субъектные отношения. Мне важно, как ребёнок развивается, становится личностью, как совершенствуется в овладении способами усвоения знаний, как в конце определённого учебного действия оценивает себя. Всегда работаю над формированием умений вычленять главное, высказывать свою точку зрения, пусть даже неправильную.
К сожалению, сейчас, в «эпоху» тестирования, учитель вынужден ориентироваться на «знаньевый» подход, натаскивая учащихся на выполнение заданий теста. Но при этом учитель использует творческие задания, поддерживает личную инициативу ученика, выстраивает диалоговые отношения, в целом реализуя личностно – ориентированный подход. А как иначе?
Образование – это целенаправленный процесс развития человека.
По мнению В.И. Слободчикова, существует три вида развития.
1. Становление.
А) Физическое становление; когда от младшего школьного возраста до юношества меняются такие характеристики человека, как вес, рост, половые признаки и др.
Б) Эмоционально-волевое становление, когда в ребёнке меняются волевые качества от «хочу» до «надо», развивается умение контролировать свои эмоции.
В) Психическое становление, когда развиваются такие процессы, как память, внимание, мышление.
Г) Нравственное становление, когда формируются сострадание, милосердие, понимание и пр.
Д) Социальное становление, когда ребёнок осознаёт себя личностью в окружении других людей.
2. Формирование.
Например, формирование потребности в здоровом образе жизни. Нужно таким образом организовать процесс, чтобы ребёнок внутренне почувствовал важность и значимость здоровья для себя. Или формирование нравственных качеств личности. Это не просто научить ребёнка вежливо разговаривать, правильно вести себя, это умение противостоять безнравственности, иметь своё мнение и высказывать его.
3. Преобразование.
Это по Л.Н. Толстому! Умение анализировать свои поступки, определять, что хорошо и что плохо и самосовершенствоваться. Это очень сложно. Не каждому взрослому под силу. И всё же нужно помочь ребёнку в его развитии: становлении, формировании и преобразовании личности.
Развитие человека предполагает решение определённых задач.
Задачи развития человека – это задачи, которые, с одной стороны, присущи для развития ребёнка на определённом этапе развития. Это параметры его физического, психического, эмоционально – волевого становления, формирования нравственных ориентиров. С другой стороны, это те задачи образовательного процесса, которые ставят взрослые (классный руководитель) для усвоения и переработки правил, традиций, культурных ценностей и пр. и преобразование ребёнка по мере реализации этих задач. Например, формирование умений общаться в коллективе, развитие лидерских качеств, творческих способностей.
Задачи должны быть ориентированы на индивидуальность ребёнка. Они должны пересекаться и направлены на то, чтобы ребёнок чувствовал себя успешным, самостоятельным, и его личность «отвечала» потребностям общества.
Социокультурные задачи развития ребёнка в процессе образования– это важнейшие человеческие способности, качества, умения, которые являются результатом образования. Можно назвать следующие социокультурные задачи развития:
- Нравственное мировоззрение
- Готовность к самообразованию и саморазвитию
- Способность к критической оценке и самооценке
- Развитое мышление и творческие способности
- Умение ставить перед собой цели и достигать их в процессе собственной деятельности
- Способность к совершению выборов
- Готовность к сотрудничеству с другими людьми, толерантность
Как педагогическую задачу своей деятельности ставлю перед собой следующие социокультурные задачи:
№п/п | Задача | Средства решения |
1 |
Формирование нравственного мировоззрения |
|
2 |
Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, толерантность. |
|
3 |
Формирование готовности к самообразованию и саморазвитию. |
|
В образовательном процессе у учащихся формируется активность, поэтому следует так строить данный процесс, чтобы ребёнок находился в активной позиции
Существуют разные виды активности, которые формируются разными средствами и приёмами воспитательного воздействия.
№ п/п | Виды активности | Средства формирования |
1 |
Познавательная активность |
|
2 |
Творческая активность |
|
3 |
Поведенческая активность |
|
4 |
Эмоционально – чувственная активность |
|
5 |
Двигательная активность |
|
6 |
Социальная активность |
|
7 |
Рефлексивная активность |
|
Ценностно-целевое единство школы.
Для определения ценностно-целевого единства школы необходимо провести ряд мероприятий, а именно:
- определить ценности школы всеми участниками образовательного процесса;
- сформулировать цели школы с учётом ценностей;
- принять цели школы педагогическим коллективом:
- определить с педколлективом форм и методов по реализации и достижению целей.
Таким образом, важно, чтобы педагогический коллектив принял цели и всемерно способствовал тому, чтобы они были достигнуты.
В нашей школе определены ценности участниками образовательного процесса. Среди них – Родина, труд, творчество, профессионализм и др. Цели школы ежегодно формулируются, исходя из ценностей. В основе целей, естественно, ребёнок. Цели конкретизируются классными руководителями в планах воспитательной работы и учителями – в поурочных планах. Все учителя, в принципе, принимают эти цели, но при существующей текучке они, к сожалению, «замыливаются». У нас также определены эталонные качества личности выпускника.
С точки зрения антропологического подхода в образовательном процессе эталонными качествами личности выпускника могут быть следующие:
№ п/п | Направления работы | Характеристики выпускника |
1 |
Учебная деятельность |
|
2 |
Личность |
|
3 |
Общество, коллектив |
|
4 |
Семья и дом |
|
5 |
Здоровье |
|
6 |
Родина |
|
№ п/п | Сферы жизни ребёнка в школе | Задачи развития | Формы и содержание | Ресурсы |
1 |
Урочные формы обучения и дополнительные занятия по предметам |
|
|
Отсутствие системы обучения учащихся общеучебным навыкам по ступеням обучения. Недостаточное использование данной технологии Недостаточно используется школьный компонент учебного плана на различные курсы. |
2 |
Внеурочные формы обучения |
|
|
Трудоёмкость использования метода проекта. |
3 |
Внутриклассная воспитательная работа |
|
|
Недостаточное умение классных руководителей ставить задачи воспитательной работы, отбирать формы воспитательного воздействия |
4 |
Общешкольные формы работы |
|
|
|
5 |
Дополнительное образование |
|
|
|
6 |
Детское самоуправление |
|
|
|
Литература:
- «Педагогика». Под редакцией Ю.К.Бабанского. – М., «Просвещение», 1982.
- Леднёв В.С. «Содержание образования». – М., 1989.