Цель: определение уровня овладения знаниями и способами деятельности учащихся по теме.
Задачи:
1. Образовательные:
- повторить и закрепить знания по теме;
- расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной роли имен существительных;
- закрепить умения определять грамматические признаки имен существительных, их синтаксическую роль в предложении;
- закрепить навык правописания имен существительных;
2. Развивающие:
- развивать коммуникативную компетенции, логическое мышление школьников через дифференцированный подход, анализ, умение обобщать знания;
- развивать умение работать с языковым материалом;
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету, чувство гордости за величие и богатство русского языка, любовь к родному краю;
- способствовать формированию культуры умственного и практического труда, умения адекватно проводить самооценку.
Ожидаемый результат: Каждый ученик должен ясно представлять себе роль имени существительного в речи, знать его грамматические признаки, уметь выполнять разные виды разборов имен существительных, делать выводы, рефлектировать свою деятельность.
Форма урока: смотр знаний с элементами деловой игры.
Средства обучения:
- «Русский язык» – учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др.);
- раздаточный материал (карточки с заданием для групповой тестовой работы; индивидуальной работы);
- толковый словарь.
Оборудование: мультимедиакомплекс.
Ход урока
I. Орг. момент. Актуализация знаний.
– Для начала я прошу вас внимательно оглянуться вокруг. Что вы видите? (называются предметы).
– К какой части речи относятся все эти слова? (это имена существительные)
– Какое же значение имеют имена существительные в нашей речи? (они называют предметы, дают названия всему тому, что нас окружает).
– Итак, тема нашего урока…(дети называют). Слайд 1
Запись даты и темы урока в тетрадь.
– Итак, сегодня мы вновь встретимся с именем существительным (определяются цели урока).
– Работая над темой, мы попробуем себя в ролях исследователей, журналистов, дикторов, лингвистов, знатоков, корректоров.
II. Реализация домашнего задания. Индивидуальные сообщения учащихся о результатах мини-исследований.
1. – А как образовалось это словосочетание: « имя существительное»? Где истоки, от которых произошло название этой части речи? Послушаем наших уважаемых исследователей.
Ученик 1.В «Русской грамматике для русских»(1832 г.) В. Половцева об имени существительном есть такие сведения: «Название предметов суть имена существительные. Ими выражается совокупность всех признаков предмета». При работе со словарем выяснилось, что слова, от которых образовалось имя существительное, имеют следующие лексические значения:
«Сущий» – 1) истинный, самый настоящий; 2) имеющийся, существующий.
«Существо» – сущность, внутреннее содержание человека, суть.
«Существенный» – составляющий сущность, важный, необходимый.
– Какой вывод можно сделать из этого? (имя существительное – это очень важная часть речи).
Доказательством этому может быть еще одно подготовленное сообщение ученика.
Ученик 2. Чтение стихотворения А. Фета «Безглагольность». Дети слушают с закрытыми глазами
Шепот, робкое дыханье
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
– Что вы представили, слушая это стихотворение?
Ученик сообщает, что в нем из 22 слов 14 существительных, а получается удивительная картина ночного пейзажа и даже портрет. Вывод: с помощью имен существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и т. д.
III. Подготовка к обобщению понятий и правил. Повторение теории имени существительного.
– Практика всегда опирается на теорию, поэтому следующий этап нашей работы – повторение теоретических сведений об имени существительном. Мы с вами побываем в роли журналистов, взяв интервью у самих имен существительных. Слайд 2
Позвольте роль журналиста мне взять на себя, а вам предлагаю ответить на мои вопросы, продемонстрировав свои знания имени существительного. Вопросы будут сформулированы так, как если бы они были заданы человеку.
Примерные вопросы:
– Ваши имя и фамилия? (Имя Существительное).
– Место жительства? (Раздел «Морфология»).
– На какие вопросы Вы любите отвечать, а на какие – нет? ( Мои любимые вопросы – падежные).
-Ваше основное назначение? (Обозначаю предмет).
– Какими признаками, категориями обладаете? (Падеж, склонение; бываю одушевленным и неодушевленным, собственным и нарицательным)
– Кого считаете своими друзьями? родственниками? (Дружу с глаголами и прилагательными; родственники – части речи, которые, как и я, склоняются).
– Каково Ваше место в предложении? (Чаще бываю подлежащим, дополнением, обстоятельством).
IV. Повторение и обобщение понятий и правил темы.
1. Индивидуальная и двухвариантная тестовая работа (с взаимопроверкой).
– А теперь, повторив теорию, мы переходим к практике. Проверим, насколько хорошо мы знаем имя существительное, умеем правильно произносить и писать его.
Слайд 3
Для этого мы на время превратимся в дикторов. Кто знает, что для них самое главное? (образцовое, правильное литературное произношение с соблюдением всех норм русского языка, ведь нормированная речь – залог ее правильного восприятия).
Итак, наши дикторы продемонстрируют правильное с точки зрения орфоэпии произношение некоторых имен существительных.
Карточка 1.
– Предлагаю поработать над данным текстом, прочитав его в соответствии с орфоэпическими нормами в именах существительных, как это должны делать дикторы.
Необходимо поставить имена существительные в форму множественного числа и прочитать:
Выполняя договор…,
Инженер… и шофер…,
Столяр... и маляр… -
Потрудились все на славу,
Чтоб за месяц… зимы
Возвести домов квартал…
Карточка 2
Прочитать в соответствии с орфоэпическими нормами и выяснить значение подчеркнутых слов:
Феномен, как всегда, по средам,
Заключил договор по годам,
Подарив экспертам эскорта
Ходатайство аэропорта.
– А пока дикторы готовятся, проверим, как у вас обстоит дело с орфографической грамотностью в написании существительных. Итак, становимся лингвистами.
Слайд 3.Для этого нужно поработать с тестом по двум вариантам. (Раздаются карточки с тестами в двух вариантах).
1 вариант:
-
Укажите существительное, у которого в предложном падеже единственном числе пишется окончание -е:
а) Евгения;
б) Валерия;
в) Марья;
г) Наталия. -
Укажите существительные, у которых в родительном и предложном падежах единственного числа пишется на конце -ии:
а) батарея;
б) аллея;
в) песня;
г) территория. -
В каком слове на конце нужен мягкий знак?
а) (русская) печ…;
б)(рабочий) стаж…;
в) (решение) задач…;
г) (умный ) малыш… -
В какой строке пропущена одна и та же буква?
а) блюдц…м, мудрец…м;
б) отц..в, полотенц..м;
в) румянц…м; образц…м;
г) солнц…м, сердц…м. -
Какое из этих слов относится к 1-ому склонению?
а) лето;
б) деревня;
в) решение;
г) соль.
2 вариант:
-
Укажите существительное, у которого в предложном падеже единственном числе пишется окончание – е:
а) Мария;
б) Клавдия;
в) Софья;
г) Агния. -
Укажите существительные, у которых в родительном, предложном падежах единственного числа пишется на конце – ии:
а) колея;
б) потеря;
в) деревня;
г) армия. -
В каком слове на конце нужен мягкий знак?
а) (современная) молодеж..;
б) (черный ) грач..;
в)(без) туч..;
г) (футбольный ) мяч.. -
В какой строке пропущена одна и та же буква?
а) камыш…м, крыш…й;
б) карандаш…м, луж…й;
в) товарищ…м, гараж…м;
г) душ…й, луч…м. -
Какое из этих слов относится к 2-ому склонению?
А) правда;
б) море;
в) дочь;
г) акация.
Слайд 4 .Проверьте тесты друг у друга. Ключ общий: 1 – в, 2 – г, 3 – а, 4 – г, 5 – б.
Слайд 5. Критерии оценки: 5 правильных ответов – «5», 4 – «4», 2-3 – «3», 1 – «2»
Проверяются ответы «дикторов».
Слайд 6,7 со стихами с правильно проставленным ударением появляется на экране во время чтения стихов «дикторами». (Подчеркнутые имена существительные записываются в тетради, выясняется их значение).
2. Дифференцированное задание.
Учитель. А сейчас вас ждет следующая роль: превращаемся в знатоков. Вспомним виды разборов. Выполнение этих заданий будет дифференцированным, так как они составлены в соответствии со степенью сложности. Вы распределитесь на три группы , ориентируясь на цвета заданий (1 уровень – красный, 2 уровень – желтый, 3 уровень – зеленый).
Дается одно общее предложение с разноуровневыми заданиями. Слайд 8
Без слов и грамматики не учатся и математике.
1 уровень: произвести морфологический разбор имени существительного и объяснить смысл пословицы.
2 уровень: произвести синтаксический разбор предложения, указав форму имен существительных.
3 уровень: произвести фонетический разбор имени существительного « слов».
(3 учащихся параллельно работают у доски, выполняя эти задания).
3. Работа над ошибками.
– Думаю, научившись исправлять свои ошибки, вы сможете это сделать и с чужими. Порой одна ошибка может изменить смысл высказывания. Предлагаю вам побывать в роли корректора и попробовать справиться с его обязанностями. Вспомним, кто же такой корректор?
1. Найдите соответствия между словом и его значением. Слайд 9
Проверьте себя. Слайд 10
– Какими качествами должен обладать корректор? (хорошим знанием языка, орфографической и пунктуационной зоркостью, внимательностью, аккуратностью).
2. Слайд 11 Работа с текстом.
– Найти ошибки, сделать правку, соблюдая орфографические, грамматические и речевые нормы. Отредактировав текст, вы получите отрывок из очерка владимирского писателя Сергея Никитина «Голубая планета», где автор говорит о великом счастье человека – жить на своей родной земле и находить прекрасное в общении с природой. Слайд 12
Найдите ключевые слова в данном тексте (прекрасное, природа). Какова главная мысль данного текста?
V. Домашнее задание.
Слайд 13
- Общее – составить синквейн к имени существительному «природа».
- Дифференцированно:
- 1 уровень: эссе на тему «Мое отношение к имени существительному»
- 2 уровень: составить словарный диктант (10-15 слов) из имен существительных на тему «Мой край».
- 3 уровень: выполнить упражнение № 201 учебника.
VI. Итоги урока.
Слайд 14
1. – Роль учителя и ученика для нас с вами уже давно стала привычной. Воспользовавшись своим правом, я вам дам еще одно маленькое задание, которое должно показать, насколько вы хорошо усвоили материал. Думаю, теперь вы должны узнать имя существительное в любом его облике. Итак, найдите имена существительные и докажите принадлежность слов к этой части речи. Используйте алгоритм.
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкотали зелюки,
Как мамзюки в мове.
VII. Рефлексия.
Слайд 15
Оценка своей работы по пятибалльной шкале (в таблице).