Требования к уроку

Разделы: Начальная школа


Презентация

Тема моего выступления «Требования к современному уроку».

Уже не первый год мы переживаем большие изменения в системе образования. Вводятся новые образовательные стандарты, внедряются информационные технологии, появились новые социальные запросы семьи, общества и государства. Но какие бы реформы не происходили в нашей сфере, урок остается вечной и главной формой обучения. Хороший современный урок в рамках ФГОС – дело не простое даже для опытного учителя. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которым должен удовлетворять урок.

Слайд 1

Каковы же требования, предъявляемые к современному уроку?

  1. Урок строится по принципу сотрудничества.
  2. Урок должен быть здоровьесберегающим.
  3. Главным деятелем на уроке должен быть ученик.
  4. Должен осуществляться индивидуальный и дифференцированный подход.
  5. Урок должен быть проблемным и развивающим.
  6. Урок должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

Слайд 2

Готовясь к уроку, учитель должен четко спланировать свою деятельность и деятельность ученика.

Для большего понимания, я предлагаю вам взглянуть на сравнительную таблицу, в которой вы проследите, какие изменения произошли на уроке, как изменилась деятельность педагога и ученика.

Слайд 3

На традиционном уроке именно учитель сообщает тему урока, а так же формулирует и сообщает, чему они должны научиться на уроке. А на современном уроке учащиеся сами определяют тему урока, формулируют цели и задачи, определяют границы знания и незнания.

Слайд 4

На традиционном уроке учитель сообщает, какую работу учащиеся должны выполнить, чтобы достичь цели. На современном уроке учащиеся самостоятельно планируют способы достижения намеченной цели.

Слайд 5

На традиционном уроке учащиеся осуществляют ряд практических заданий четко под руководством учителя. И именно учитель затем осуществляет контроль выполнения этих заданий, исправляет ошибки и ставит оценку. А на современном уроке учащиеся выполняют учебные действия по намеченному плану, работая либо индивидуально, либо в группах, либо в парах, а затем осуществляют контроль в виде самоконтроля или взаимоконтроля.

Слайд 6

При затруднении учащиеся формулируют затруднение и осуществляют коррекцию самостоятельно. После выполнения работы, учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам. (Здесь они могут оценить либо свою деятельность, либо деятельность своих товарищей.)

Слайд 7
Слайд 8

В конце традиционного урока учитель подводит итог всей работы, выясняя у учащихся, что они запомнили, а затем объявляет и комментирует домашнее задание, которое чаще всего задается одно на всех. На современном уроке обязателен этап рефлексии, где учащиеся сами определяют, чему они научились на уроке, что нового узнали, открыли для себя.

Слайд 9

Что касается домашнего задания, то учащиеся выбирают из предложенных учителем заданий те задания, которые соответствуют их индивидуальным способностям.

Слайд 10

Современный урок – это такой урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому ученики ощущают, что ведут урок сами.

К.Д.Ушинский писал: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».

Слайд 11

В условиях введения стандарта второго поколения, на современном уроке учащиеся учатся шагам учебной деятельности, учатся выходить из затруднений, развивают личные качества, учатся работать индивидуально, в парах и группах.

Слайд 12

Индивидуальная работа помогает ученику учиться быть самостоятельным, проявлять инициативу, творчество, брать на себя ответственность за результаты своего труда. Огромную помощь в этом оказывают дифференцированные индивидуальные задания, также разноуровневые задания, когда учащийся сам выбирает посильное на данный момент задание.

Слайд 13

Работа в парах повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарища. Это способствует прочному усвоению знаний, развитию навыков самоконтроля, самопроверки.

Слайд 14

Групповая форма работы имеет множество плюсов. Ученик на уроке может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ученик может легко встать перед классом и отвечать учителю.

Слайд 15

Поэтому, каждая форма работы помогает ученику научиться учиться. Конечно же, все это зависит от желания, характера, уровня профессиональной подготовки учителя.

Адольф Дистервег (немецкий педагог) писал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее добывать».

Слайд 16

И так, что же такое современный урок?

  1. Урок с использованием технического оборудования (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.). Но при этом должны соблюдаться как технические, санитарно-гигиенические, так и эргономические требования.
  2. Урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику.
  3. Урок, содержащий разные виды деятельности.
  4. Урок, на котором ученику комфортно.
  5. Урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
  6. Урок, на котором развивается у детей креативное мышление, т.е. умение творчески подходить к решению любой проблемы.
  7. Урок, который воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
  8. Урок, который предлагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Слайд 17

Я желаю вам творческих успехов. Спасибо за внимание!

Слайд 18