УМК В.П. Канакина «Русский язык»
Цели урока:
1) познавательные:
- уточнить и расширить знания детей о написании с заглавной буквы имён, отчеств и фамилий людей
- вводить в активный словарный запас учащихся имена собственные и слово с непроверяемым написанием фамилия;
- познакомить с правилами обращения к собеседнику.
2) развивающие:
- -развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, наблюдательность, внимание.
3) воспитывающие:
- создать условия для формирования необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умения работать дружно в паре, в группе;
- воспитывать интерес к происхождению своего имени, фамилии, к родному языку.
Ход урока
1. Организационный момент.
Встаньте ровно и красиво
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно
И скорей начнём урок.
Звучит песня «Улыбка»
– Улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Улыбка может рассеять грустные мысли, погасить ссору, рассеять мрачные тучи и поднять настроение. Поделитесь улыбкой с другом и пожелайте успехов и добра.
(Учащиеся поворачиваются друг к другу, кладут ладошки на ладошки своего соседа, хором произносят слова)
Я желаю тебе сегодня добра
Ты желаешь мне сегодня добра
Если будет трудно, я тебе помогу.
2. Чистописание.
– Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие в исторический музей. Как вы думаете, зачем люди посещают музеи? (Слайд №2)
– Да, чтобы узнать что-то новое, интересное, пополнить свои знания.
Название музея зашифровано. (Слайд №3)
(Карточки с буквами)
– Сравните, как стоят карточки с буквами вверху и внизу. Скажите, какую карточку в нижнем ряду нужно переставить, чтобы в обоих рядах буквы располагались одинаково? (Слайд №4)
– Назовите общие элементы у письменных букв М, И, Я (Слайд №5)
– Напишите заглавные буквы М, И, Я чередуя на строке.
3. Актуализация опорных знаний. Формулировка темы и цели урока.
– Какое слово зашифровано в данных буквах, составьте его, и вы узнаете название необычного музея, в котором мы побываем. (Слайд №6)
– Сегодня мы побываем в музее ИМЁН. (Слайд №7)
– Как вы думаете, о чём мы узнаем?
– А какие знания и правила русского языка нам сегодня понадобятся?
– Вспомните и расскажите правило о написании имён, отчеств и фамилий людей.
– Молодцы, давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока. (Слайд №8)
4. Работа по теме урока.
– Знаниями мы вооружились и теперь попадаем в первый зал «Ты и твоё имя». (Слайд №10)
– Интересовал ли вас когда-нибудь вопрос: почему вас так зовут? Что может означать ваше имя?
– Давайте обратимся к сказкам. Угадайте и запишите имена героев:
- «В чашечке тюльпана на зелёном листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Её так и прозвали…» (Дюймовочка) (Слайд 11)
- Малыш-коротышка из Зелёного города, который был очень любознательный и много знал. Знал он много потому, что читал разные книги. (Знайка)
- Добрый доктор, который лечил зверей, птиц, и насекомых в сказке К.И. Чуковского. (Айболит)
– Как записали имена героев?
– Легко ли было угадать имена героев?
– Посмотрите, какие выразительные имена авторы сказок дали своим персонажам, и не нужно долго разгадывать что они означают.
А как же людям давали имена. Давайте узнаем какие имена были давным-давно. Об этом нам расскажут экскурсоводы первого зала.
Рассказывают заранее подготовленные ученики-экскурсоводы.
1 ученик: Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был – Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за маленький рост. Имя могло отражать черту характера или поведение человека (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз).
2 ученик: Был и другой период в истории русских имён, когда их выбирали по церковным календарям-святцам. В этом случае ребёнку давали имя того святого, чей день приходился на день рождения или день крещения малыша. Если малыш родился второго августа на Ильин день – быть ему ИльёйСовременные родители могут выбирать имена своим детям независимо от календаря. В русском языке есть русские имена и есть имена, пришедшие из других языков. Владимир, Светлана, Людмила, Вера, Надежда, Любовь и многие другие – это русские имена. Очень легко понять, что они значат, Владимир – владеет миром, Людмила – людям милая, Светлана – светлая.
– Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что означает ваше имя?
– Сейчас мы с вами будем наборщиками имён. Разделимся на команду девочек и команду мальчиков. Подойдите к партам, где лежат карточки со слогами. (Слайд 12)
– Команда девочек составляет имена мальчиков, а команда мальчиков – имена девочек. Первенство присуждается команде, наборщики которой первыми выполнят работу.
Проверка. (Слайд №13)
– А теперь прочитайте и скажите, какими вы представляете людей, чьи имена здесь записаны: детьми или взрослыми? (Слайд №14)
Михаил, Анастасия, Степан, Юрий, Елена, Павел, Елизавета.
– Действительно, чаще так называют взрослых.Это полное имя человека. А бывают имена неполные или сокращённые.
– Запишите своё имя.
– Это имя полное или сокращённое?
– Когда ты можешь употреблять полное имя, а когда сокращённое?
– Когда ты будешь взрослым, как тебя будут называть?
Выполним упражнение 2 стр. 123 учебника (Слайд №15)
– Подберите к полному имени сокращённое и выпишите одну пару мужских имён и одну пару женских имен. Как напишем оба имени?
– А теперь поработаем в парах. Откроем электронное приложение. (Слайд №16)
Выполняется Упражнение из рабочей тетради в электронном приложении к учебнику.
– Поиграем в игру «Найди друзей» Выберем трёх капитанов. У каждого капитана карточка с именем. У вас на партах тоже есть карточки их нельзя никому, кроме капитана, показывать. Цель капитанов: набрать в свою команду друзей с тем же именем в ласковой форме. Будьте внимательны! (Слайд №17)
- Иван – Иванушка, Ванюша, Ванечка
- Любовь – Любочка, Любаша, Любушка
- Наталия – Наташенька, Наточка
– Почему люди пользуются ласковой формой имени?
– А есть у нас в классе ребята с одинаковыми именами? Как называют людей с одинаковыми именами? (тёзки)
– Встаньте кто у нас тёзки?
Подготовленный ученик читает стихотворение З. Александровой «Восемь Тань»
В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда не глянь,
Всюду – Таня, Таня, Таня!
Если скажут «Таня встань!»
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…
– Как же разобраться в новичках? Об этом мы узнаем в новом зале.
5. Физкультминутка.
Но сначала отдохнём
Встанем глубоко вздохнём
– Я уверена, что вы хорошо запомнили правило написания с заглавной буквы имен собственных. Я буду называть слова, если слово пишется с большой буквы вы подпрыгиваете – руки вверх, если с маленькой – приседаете.
Ученица, Ольга, космонавт, Юрий, девочка, школьница, Юля, ученик, Петя, Николай, учительница, Светлана.
6. Работа по теме урока (продолжение).
– Название следующего зала зашифровано. (Слайд №18)
Вы его сможете узнать, если расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них.
– Какое слово составили?
– Мы переходим в зал «Наша фамилия» (Слайд №19)
– Запишите слово фамилия (Слайд №20)
– Составьте имена началом которых будут данные слоги. ( Фая, Миша, Лида, Яша)
– Каким образом человек получает фамилию?
– Фамилия переходит от родителей. А что обозначает фамилия человека, откуда она произошла?
– Пожалуй, нет такого человека, который бы не задал себе вопрос, каково происхождение фамилии, которую он носит с рождения и не хотел бы узнать её историю. Об этом нам расскажут экскурсоводы второго зала.
Ученик-экскурсовод: Слово "фамилия" означает на латинском языке «семья». Фамилии имеют свою историю. Часто они указывают, где жили наши предки–Москвины; некоторые говорят о профессии – Гончаровы, а есть фамилии, которые образовались от названий животных: Зайцев, Медведев, Щукин. Фамилии возникали от каких-то внешних признаков человека. Например, если у человека были белые волосы, его могли прозвать – Беляков или, если у человека была борода, его фамилия – Бородкин.
– Послушайте стихотворение «Прадеды», автор Г. Граубин
Кем был твой прадед на Руси,
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов —
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярёва дёготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи.
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись — и ты увидишь в них
Историю России.
– Образуйте фамилии от следующих имен: (Слайд №21)
- Иван – …
- Степан – …
- Павел – …
– Как мы будем писать фамилии людей?
– Найдите в учебнике упр.6 на стр.25. Прочитайте как зовут людей?
– Что у них общего?
– Что их объединяет? (члены одной семьи)
– Что ещё есть у каждого человека, кроме имени и фамилии?
– Давайте перейдём в следующий зал «Твоё отчество» (Слайд №22)
– Имена у всех членов семьи разные, фамилия у всех одинаковая. Прочитайте отчества Оли и Коли. Как зовут их папу?
– Что можно сказать, как человеку даётся отчество?
– Отчество человеку даётся по отцу. А почему у родителей (папы и мамы) отчества разные?
– Кто догадался, как звали папу мамы? А папы?
– Скажите, почему одних людей называют по имени, а других по имени и отчеству? Как лучше?
– Давайте прочитаем заметку в учебнике на стр. 124.
– Как записываются отчества людей?
7. Закрепление.
– Вот и прошли мы все залы в нашем необычном музее имён. (Слайд №23) – Посмотрите, здесь в коридоре заблудился мальчик по фамилии Лентяйкин. Он не выучил правило о написании заглавной буквы в именах, отчествах и фамилиях людей и не может найти выход. Давайте ему поможем!
– Поработаем в парах у вас на карточках предложения, в которых есть слова сходные по форме, но разные по своему значению: одно обозначает предмет, а другое имя или фамилию. Запишите их правильно.
1 вариант
Вася (Р,р)ыбаков был у (Р,р)ыбаков.
Наша (П,п)оля вернулась с (П,п)оля .
2 вариант
Домик для (С,с)кворцов сделал Алёша (С,с)кворцов.
Хороши (Г,г)руши в корзине у (Г,г)руши.
Взаимопроверка (Слайд №24)
– Как же мы будем писать имена и фамилии людей?
8. Итог урока. Рефлексия.
– Лентяйкин благодарит вас за помощь, а наша экскурсия завершается. Но прежде, чем мы покинем это необычный музей, поделимся своими впечатлениями. Расскажите, что нового вы узнали, открыли для себя? (Слайд №25)
– А хотели бы вы узнать, что же значит ваше имя? Возьмите на парте конверт со своим именем. В нём для вас сюрприз, вы узнаете значение своего имени. А дома, те кто заинтересовался могут узнать значение и происхождение своей фамилии и рассказать нам. (Слайд №26)
– А теперь возьмите у себя на парте карточки с буквами. Посмотрите, одна из них заглавная, другая – строчная. Если у вас всё получилось на уроке и вы запомнили какие слова пишутся с заглавной буквы, то поднимите вверх заглавную букву, а если что-то ещё не получается, то поднимите строчную букву.
– Спасибо за работу! (Слайд №27)