Рельефное изображение. Натюрморт с фруктами

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Цель: Формировать практические умения и навыки учащихся; научить лепить рельефное изображение; познакомить с понятием и видами рельефа.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с понятием “рельеф” и его видами;
  • научить создавать форму предмета, на основе восприятия и самостоятельного наблюдения;
  • научить обобщать форму изделия.

Воспитательная:

  • Воспитывать творческое отношение к окружающему миру;
  • Воспитывать аккуратность, внимание, трудолюбие, терпение;
  • Воспитывать интерес к учебной деятельности.

Развивающая:

  • Развитие в детях способности к творческому восприятию и мышлению;
  • Развить навык к самостоятельным решениям в процессе работы над изделием;
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Тип занятия: комбинированное.

Форма работы: групповая.

Методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные (демонстрация презентации, иллюстраций, схем, изображений), частично-поисковые, практические (самостоятельная работа по выполнению изделия).

Оборудование занятия:

  • Для педагога: презентация “Рельефное изображение. Натюрморт с фруктами”, схемы по способам лепки, иллюстрации и изображения рельефа и натюрморта.
  • Для обучающихся: глина, стеки, скалка, ткань для раскатки пласта, баночка с водой, губка, баночка со шликером.

Ход занятия

I. Организационный момент. Психологический настрой на занятие.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на занятии. Как ваше настроение, рабочее?

Ответ детей: да.

Я думаю, что наше занятие пройдет на волне творчества, вдохновения и доброго настроения. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня с вами вместе. Я желаю вам хорошего настроения и удачи в работе.

Педагог рассказывает притчу:

В одном очень известном и людном парке стоял камень. Простой себе такой камень. Ничем не примечательный. И вот, однажды, мимо шел великий скульптор. Он увидел камень. Подошел ближе. Обошел вокруг него несколько раз. И ушел в задумчивости.

Спустя время, скульптор вернулся в тот парк, но уже прихватил с собой свои инструменты. И тут началось волшебство. Творец ваял из камня скульптуру. Трудился не покладая рук и не жалея сил. А когда закончил свою работу, окружающие замерли в восторге.

- Это же надо! Какая красота!!! А раньше был просто ничем не примечательный камень! – говорили одни.

- Да, это великая работа талантливого скульптора! – восклицали другие.

Похвала сыпалась со всех сторон.

А скульптор сказал:

- Что вы! Я не сделал ничего особенного. Эта скульптура всегда была в этом камне. Я просто убрал лишнее.

Сегодня и мы ребята побудим с вами в роли скульпторов и попробуем из обычной ни чем ни примечательной глины сделать произведение искусства.

II. Постановка темы занятия.

Слайд № 2

Педагог: Ребята посмотрите пожалуйста на экран, произведение какого вида искусства вы видите на изображение?

Ответ детей: рельеф.

Правильно, сегодня речь пойдет именно о РЕЛЬЕФЕ.

Слайд №3

Что же такое РЕЛЬЕФ?

Рельеф – (от латинского revelo – “выступ, выпуклость, подъём”) подобен объёмному рисунку, выполненного в глине или в камне. На ровной поверхности камня, дерева или другого материала скульптор вылепливает, вырезает или высекает изображения фигур, предметов, не редко создавая сложные сюжетные композиции при этом изображение остается связанным с фоном, выступает из него – выпукло или совсем чуть-чуть, оставаясь плоским.

Скульптурные рельефы нередко являются частью декоративного убранства храмов и дворцов. Они непосредственно связанны с архитектурой, а их сюжеты часто рассказывают нам о здании или о его хозяине.

Слайд №4.

Какие бываю виды рельефа. Схема:

 

Слайды №5-9.

Виды рельефа:

  • Барельеф – низкий, достаточно плоский рельеф. Используется на медальонах, для украшения архитектурных сооружений.
  • Горельеф – высокий рельеф, скульптурное изображение отступает от фона и дается почти в полный объём. В горельефе фигуры кажутся очень выпуклыми, почти круглыми. Иногда они выглядят как статуи, приставлены к плоскости гладкого фона.
  • Живописный рельеф – по своим особенностям напоминающий живописную картину.
  • Врезанный рельеф – изображение в таком рельефе не выступает над фоном, а, наоборот, уходит вглубь. Контуры и изображения словно процарапаны скульптором на поверхности камня.
  • Геммы – рельефы на драгоценных и полудрагоценных камнях, украшениях. Заглубленное изображение, то есть врезанное вглубь твёрдого минерала, называется “инталия”, а выпуклое, выступающее под поверхностью камня – “камея”.

Слайд №10.

III. Проверка домашнего задания: подбор иллюстраций по которым будет вылепливаться рельефное изображение “Натюрморт с фруктами”. Консультация педагога по дальнейшей работе.

Слайд №11.

IV. Физкультминутка: Отложим свои эскизы в сторону и подготовим свои пальчики к практической работе:

Руки к верху поднимаем, (руки вверх)
А потом их опускаем, (руки вниз)
А потом их разведем (руки в стороны)
И к себе скорей прижмем (руки вниз)
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей. (Хлопки в ладоши).

Педагог: Ребята, давайте посмотрим готово ли ваше рабочее место, все ли в фартуках, инструменты и материалы лежат на своих местах?

Ответ детей: да.

Прежде чем мы приступим к лепке нашего изделия, давайте вспомним правила техники безопасности с колющими и режущими предметами, а так же с глиной:

Перед началом работы с глиной ученику необходимо одеть фартук.

На рабочем столе должны находиться только нужные инструменты и приспособления: стеки, скалка, ткань, глина, лопатка, баночка с водой.

Нельзя делать резких движений стеком при работе с глиной в направлении рядом сидящего человека.

Запрещается трогать лицо руками, находящимися в глине.

По окончанию работы необходимо убрать своё рабочее место, вымыть руки.

Ребята, давайте повторим, какие техники лепки вы знаете? Ответы детей: пластовая техника и налепы.

Слайд №12.

V. Практическая работа.

Педагог (дополняет): Пластовой технике более 10 тысяч лет, по своей сути этот способ лепки очень напоминает лоскутное шитье. Поэтому пластовую технику можно встретить так же под названием “текстильная керамика”. Для раскатывания пластов, как правило применяют обычную кухонную скалку. Чтобы толщена была одинаковая, под скалку во время раскатки подкладывают рейки. Из готовых пластов стеком вырезают детали “выкройки”. Далее детали, как конструктор соединяют между собой при помощи шликера.

В пластовой технике можно создавать как простые предметы быта, так и сложные скульптурные композиции. Не удивительно, что среди мастеров-керамистов, текстильная керамика очень популярна.

Сегодня мы будем применять эти два способа на практике.

Слайд №13

Слайды №14, 15.

Последовательность выполнения рельефа:

1. Пласт толщиной 0,5-1 см, раскатывается на тряпке, чтобы глина не прилипала к поверхности стола, обрабатываем края пласта.

2. Если рельеф делается не из шамота, а из фаянса или гончарной глины, на его обратной стороне нужно сделать ребра прочности. Ребра не должны быть слишком мелкими или слишком глубокими. Выемки должны делаться вдоль всей поверхности (от края отступаем не менее 10–15 мм), глубиной около 3–5 мм.

3. Наносим с помощью стека или любого другого острого предмета готовый рисунок. Далее раскатываем жгуты, шарики и накладываем на готовый рисунок, шликером намазываются прикрепляемые детали, а не поверхность пласта.

4. Прорабатываем форму каждой детали, обработка рельефа может включать использование фактуры, штампов.

5. Отверстия для подвешивания делаются в самом конце работы.

6. Сушить рельеф нужно под целлофаном, не на сквозняке, и на поверхности, не впитывающей влагу.

Слайд №16.

VI. ефлексия. Подведение итогов занятия.

– Ну, что ж, наше занятие подходит к концу. Ребята, поделитесь впечатлениями о проделанной работе, оцените работы, выполненные другими ребятами.

Ответы детей.

– Действительно, замечательные рельефы вы смастерили. Я думаю работу сегодня каждого из вас можно оценить высшей оценкой.

– Ребята, как вы думаете, где можно применить эти изделия?

Ответы детей: подарить, украсить интерьер дома.

Молодцы! Уборка рабочего места.

Использованная литература:

  1. Алексеева Л.В. Внеклассные занятия по лепке в школе. М.: Просвещение, 1970.
  2. Лепка: Основы художественной лепки и лепные работы внутри и вне дома. Сост. Левадный В.С. М., 1988.
  3. Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  4. Шмидт И.М. В мастерской скульптора. Л.1966.

Интернет-ресурсы.

  1. www. http://coollib.net/
  2. www. http://sirin.us/
  3. www. http://glina.teploruk.ru/