Историческая игра «Война и музы»

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (114 МБ)


Цель: актуализация знаний обучающихся по теме: Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в науке, искусстве, литературе.

Задачи:

  • Создать условия для изучения обучающимися дополнительной литературы по культуре Великой Отечественной войны. Показать, что литература и искусство формировали у людей стремление отстоять независимость своей Родины.
  • Продолжить работу по патриотическому воспитанию обучающихся путем демонстрации вклада деятелей науки, искусства и литературы в дело Победы и закрепление подвига советских людей в народной памяти в послевоенный период.
  • Развивать межпредметные связи.
  • Способствовать формированию навыков работы в команде.

Актуальность данного проекта обусловлена 70-летием Великой Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками, воспитанием гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.

Технологии: ИКТ, групповое сотрудничество, игровая, здоровьесберегающие технологии.

Первый ведущий.

Что есть Культура? Двигатель прогресса,
Основа жизни,  Синтез Красоты,
Противовес агрессии и стресса,
Зерно Прекрасного на Ниве Доброты.
Культура — поклоненье Свету,
Сияющему в звездной высоте,
Борьба за эволюцию Планеты,
Стремленье жить в Любви и Чистоте!

Второй ведущий.

Путь Созидания Гармонии и Духа,
Таланта, закаленного в Огне,
Служения Искусству и Науке,
Полезность людям, обществу, стране...
Культура нам дана для осознания
Со — Творчества  процессов Мироздания.

Первый ведущий. 2015 год – год 70-летия Великой Победы. Эту важную дату в жизни нашего общества мы отметим с чувством глубокой благодарности к тем, кто на фронте и в тылу, преодолевая тяжелые испытания, приближал для страны самый счастливый день – 9 мая 1945 г.

Второй ведущий. С первых дней Великой Отечественной войны страна превратилась в единый боевой лагерь. На службу победе, защите Родины были поставлены все достижения отечественной культуры, науки и техники. Деятели культуры сражались с оружием в руках на фронтах войны, работали во фронтовой печати и агитбригадах. Многие из них отдали жизнь за Родину, за победу.

Первый ведущий. Война стала источником развития культуры. Д.Д. Шостакович писал: “...четыре года смертельной схватки с фашизмом. Вспоминая их сегодня, я вновь и вновь поражаюсь тому, какой насыщенной, интенсивной, несмотря на тяготы и лишения военного времени, была духовная жизнь нашего общества. Высочайшая нравственность и гуманизм лежали в ее основе. Именно эти качества определяли сущность дела каждого советского человека на фронте и в тылу. Не только ратным подвигом, героическим трудом, но и великой духовностью победил врага наш народ”.

Второй ведущий. Сегодня в рамках традиционной недели истории мы проводим игру “Война и музы”.

Вопрос 1. Напишите напротив фамилии ученого открытие, сделанное им в годы Великой Отечественной войны в области военно-технических проблем.

  • Н.И. Тихомиров -
  • И.И. Китайгородский –
  • И. В. Курчатов, И. Е. Тамм, А. П. Александров –
  • С.В. Ильюшин –
  • В. Г. Грамбин –
  • В.М. Петляков –

Вопрос 2. Приведите примеры наиболее известных произведений изобразительного искусства, посвященных Великой Отечественной войне, расположенных на территории РФ, в которых Родина предстает в женском образе?

Вопрос 3. Прослушав отрывок песни о Великой Отечественной войне, запишите её название.

Вопрос 4. Определите название фильма по краткому содержанию.

Идёт 1942 год. Немцы продвинулись далеко вглубь страны. Действия происходят в Карелии. В тылу раскомандировано отделение девушек зенитчиц во главе со старшиной Фёдором Васковым - ветераном финской войны. Девушки строили планы, мечтали о большой любви, но планы перечеркнула война, юные девушки пошли на фронт. Старшина  пытается наладить порядок в рядах молодых бойцов. Порой они его поднимают на смех, но, в конце концов, они находят общий язык. Однажды утром командир отделения Маргарита Осянина   обнаружила двух немцев-  десантников, которые преследуют цель взорвать кировскую железную дорогу. Старшина Федот Евграфович собирает отряд для поимки или ликвидации диверсантов. Этот отряд состоит из пяти девушек, в числе которых Женя Комелькова, Соня Гурвич, Галя Четвертак Лиза Бричкина и Маргарита Осянина. Девушкам и старшине в трудных испытаниях предстоит пройти через очень многое.

Вопрос 5..На полотнах художников-баталистов изображена защита советских городов от фашистов. Запишите название городов в соответствие с теми номерами, которые, вы видите на картинах?

Вопрос 6. Какому событию посвящен отрывок из стихотворения Ю.Друниной? В каком году произошло это событие, и какое оно имело значение?

Наверное, товарищи, не зря,
Любуясь шагом армии чеканным,
Всегда припоминают ветераны
Другой – суровый – праздник Октября.
Была Москва пургой заметена,
У Мавзолея ели коченели,
И шла по Красной площади Война –
Усталая, в простреленной шинели.

Парад в сорок первом

Застывшая за ночь звенит брусчатка.
Как залпы гремели марши.
У маршала — в левой руке перчатка.
Летит на коне осанистый, гордый.
Рубиновый свет полыхает снова,
Пусть только сегодня, но всё же, но всё же...
От Исторического до Покрова
Прошли — у мира мороз по коже.
Тот день не забудет Красная площадь,
Потомки расскажут об этом былины.
Земля напоила сынов своей мощью,
И к фронту шагали уже исполины.
Парад в осаждённой, тревожной столице...
(В. Коростышевский)

Вопрос 7. Как назывались профессиональные театральные коллективы в годы Великой Отечественной войны, обслуживавшие части РККА и РККФ на фронте и в прифронтовых районах?

Вопрос 8.. На экране появляется фотография танка Т 34. Назовите имя конструктора, создавшего известный советский танк, ставший одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны.

Вопрос 9. Вашему вниманию представлены памятники в Костроме, Тюмени, Омске, Самаре. Кому посвящены данные сооружения? Почему они установлены именно в этих городах? Как объяснить, что на всех памятниках изображены дети?

Вопрос 10.. Символ современного города. Основано в 1939 году как обыкновенный некрополь. Своё название получило от названия деревни. Но только небольшой участок довоенных погребений остался на кладбище.

В 1941-1944 годах стало местом массового захоронения гражданских лиц и воинов, погибших на фронте. Всего в братских и индивидуальных могилах было погребено примерно 470 тысяч человек.

В 1956 году на кладбище началось строительство мемориального комплекса. Мемориальный комплекс был открыт 9 мая 1960 года, в пятнадцатую годовщину победы в Великой Отечественной войне. Вечный огонь был зажжён от огня на Марсовом поле. В центре архитектурно-скульптурного ансамбля находится шестиметровая бронзовая скульптура “Мать-Родина” — траурная стела с горельефами, воссоздающими эпизоды жизни и борьбы сражающегося города. Авторы ансамбля — архитекторы А. В. Васильев, Е. А. Левинсон, скульпторы В. В. Исаева и Р. К. Таурит (“Мать-Родина” и рельефы на боковых стенах), М. А. Вайнман, Б. Е. Каплянский, А. Л. Малахин, М. М. Харламова (горельефы на центральной стеле). Как называется данный мемориальный комплекс? Где он расположен?

Вопрос 11. Все произведение искусства, представленные на слайде, посвящены одному человеку. О нем маршал авиации Голованов Александр Евгеньевич сказал такие слова: “Вряд ли можно назвать другого полководца, который бы так успешно действовал как в оборонительных, так и наступательных операциях прошедшей войны. Благодаря своей широкой военной образованности, огромной личной культуре, умелому общению со своими подчинёнными, к которым он всегда относился с уважением, никогда не подчёркивая своего служебного положения, волевым качествам и выдающимся организаторским способностям он снискал себе непререкаемый авторитет, уважение и любовь всех тех, с кем ему довелось воевать. Обладая даром предвидения, он почти всегда безошибочно разгадывал намерения противника, упреждая их и, как правило, выходил победителем. Сейчас еще не изучены и не подняты все материалы по Великой Отечественной войне, но можно сказать с уверенностью, что когда это произойдет, .........., бесспорно, будет во главе наших советских полководцев”.

Назовите его имя.

- скульптурное изображение в Курске, Зеленограде или в Москве

- Корнеев Е.А. Портрет Рокоссовского

- Евгений Долматовский Песня ветеранов Первого Белорусского фронта

Где мы с тобой встречались? На Первом Белорусском!
И столько испытали трагедий и тревог,
Таким мы подвергались жестоким перегрузкам,
Что, может легче к звёздам в ракете дать рывок.

Не раз во славу фронта гремел салют московский,
Сюжетов было много для песен и былин.
Любимцем нашим общим был маршал Рокоссовский,
И лично маршал Жуков повёл нас на Берлин.

Вопрос 12.. Отрывок из стихотворения Андрея Сальникова посвящен событиям мая 1944 г., когда во время освобождения Севастополя в районе Сапун-горы развернулись решающие бои за город. 

Высокий памятник стоит, 
К нему ведёт тропа крутая, 
Здесь севастопольцы дрались, 
Врагов в сраженьях побеждая. 
Гремело грозное “Ура!”, 
Шумело море в час прибоя. 
Сапун-гора, Сапун-гора! 
Как много связано с тобою!

В стихотворении автор упоминает памятник, который был сооружен на месте боев. Командам предложено несколько изображений памятных мест в Севастополе, посвященных Великой Отечественной войне. Напишите номер фотографии на которой изображен памятник о котором идет речь.

Вопрос 13. Вставьте пропущенное слово в стихотворение А.Ахматовой, если известно, что пропущено название произведения, о премьере которого, присутствовавший на ней кинодраматург Алексей Каплер вспоминал так: “Слова “овация”, “успех” ни в какой мере не передают того, что творилось в зале. У многих на глазах стояли слезы. Вновь и вновь выходил на сцену создатель этого творения, и не верилось, что это именно он, 35-летний худощавый интеллигент-очкарик, выглядевший совсем юным, мог вызвать такую бурю эмоций”. Кто является автором данного произведения? Где состоялась его премьера?

А за мною, тайной сверкая 
И назвавши себя “Седьмая”, 
На неслыханный мчалась пир, 
Притворившись нотной тетрадкой, 
Знаменитая ленинградка 
Возвращалась в родной эфир.

Вопрос 14. Это место является одним из самых святых для жителей Севастополя. Оно в июне-июле 1942 года стало последним пятачком героической обороны Севастополя для оставшихся 80-ти тысяч его защитников. Именно здесь было принято судьбоносное решение о прекращении обороны и эвакуации командного состава. Место, ставшее одновременно своеобразной квинтэссенцией народного подвига и народной трагедии...

В 2007 году  начинается создание историко-мемориального музея героическим защитникам Севастополя. Создание музейного комплекса такого масштаба (площадь мемориала— около 8 га,  подземные сооружения— около 5 000 кв.м.) - событие беспрецедентное не только для Севастополя, но и для всего постсоветского пространства. В его строительстве приняли участие тысячи людей —специалистов различных профессий. Мемориальный комплекс создавался   на негосударственные средства. Основную часть расходов по проектированию, строительству, содержанию и развитию комплекса взяли на себя предприятия промышленной группы "Таврида–электрик"(генеральный директор А.М.Чалый). Это пример бережного отношения к нашей общей истории, к памяти тех, кто победил фашизм в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Как называется данный мемориальный комплекс?

Вопрос 15. Скульптурная композиция в Смоленске памятник А.Твардовскому и В.Теркину. Чей образ воссоздан Альбертом Георгиевичем Сергеевым в скульптурной композиции, расположенной на Площади победы города Смоленска?

Вопрос 16. Этот выдающийся фильм вошел в золотой фонд кинематографа, с триумфом обойдя экраны планеты... Абсолютный чемпион среди премированных отечественных фильмов - 101 международная премия.

Вопрос 17. Все картины, которые вы видите на экране, посвящены одному событию Великой Отечественной войны. Назовите это событие.

Вопрос 18. Осенью 1942 года в штаб Брянского фронта пришла необычная радиограмма: “Оружие у нас есть, в случае чего можно забрать у врага, а вот песню, как трофей, не возьмешь. Пришлите нам песню”. Это писали партизаны брянских лесов. Выполнить партизанский заказ Политуправление фронта поручило поэту Анатолию Софронову и композитору Сигизмунду Кацу. Назовите песню, которая в годы войны стала гимном партизан? 

Вопрос 19. Вашему вниманию предложены работы выдающегося советского скульптора -монументалиста, народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата пяти Сталинских  и Ленинской премии, участника Великой Отечественной войны - Евгемния Вимкторовича Вучемтича. Каждый из этих памятников стал символом города, в котором он расположен. Установите соответствие между памятником и городом.

Вопрос 20. Никто не забыт, ничто не забыто. Какой поэт является автором данного лозунга, чаще всего употребляемого применительно к подвигу солдат Великой Отечественной войны и ставшим достоянием общенародной памяти?

Вопрос 21. Какой единственный советский фильм о войне был удостоен “Золотой ветви” Каннского фестиваля в 1958 г.?

Вопрос 22. Назовите один из самых знаменитых самолетов Великой Отечественной войны, о котором поется в фильме “Небесный тихоход”:

Пусть будет весело, весело, весело -
Чего ж ты, милая, курносый нос повесила?
Мы выпьем раз и выпьем два -
За наши славные _________,
Да так, чтоб завтра не болела голова...

 Этот самолет был любимцем наших воинов, называвших его ласково кукурузник", а немцы проклинали назойливый "рус-картон", или "русфанер", причинявший им много беспокойства. Применялись они, как правило, в ночное время суток, нанося внезапные точечные удары по переднему краю и ближним тылам противника. На этом самолете велась разведка, осуществлялась связь между войсковыми частями, с партизанами.

Перед бомбометанием мотор приглушали, и самолет оставался не только почти не различимым в ночном небе, но и практически не слышимым для противника. Противодействовать такой тактике советских летчиков и летчиц врагу было очень сложно.

Командование "Люфтваффе" знало об особых "способностях" наших легких бомбардировщиков и ставило своим истребителям задачу по их уничтожению. За каждый сбитый самолет немецким асам был обещан Железный крест.

Вопрос 23. Мемориальный комплекс занимает площадь 135 гектаров. На его территории расположены Центральный музей Великой Отечественной войны, монумент Победы и три храма, сооруженные в память о погибших в Великую Отечественную войну. На площади Победителей, которая является главной достопримечательностью Парка Победы, возвышается обелиск высотой 141,8 метров. Эта высота напоминает нам о 1418 днях и ночах Великой Отечественной войны. На стометровой отметке закреплена бронзовая фигура богини Победы - Ники. У подножия обелиска, на гранитном подиуме, установлена статуя святого Георгия Победоносца, который копьем поражает змея - символ зла. Обе скульптуры были выполнены З. Церетели. В Парке Победы установлены также памятник “Защитникам земли Российской” (скульптор А. Бичугов) и Памятник “Всем павшим” (скульптор В. Зноба). Как называется данный мемориальный комплекс?

Вопрос 24. Многие фразы из этого сериала превратились в афоризмы.

Он отлично понимал, что был на грани провала.

... А я хоть раз в жизни кому-нибудь давал взбучку, а? Я старый, добрый человек, про которого распускают слухи. (Мюллер)

Воистину: куришь американские сигареты – скажут, что продал Родину. (Шелленберг)

Маленькая ложь рождает большое недоверие. (Шелленберг)

Истинный ариец. Характер нордический, выдержанный. Беспощаден к врагам рейха. Отличный семьянин; связей, порочивших его, не имел. (из характеристики)

Трудно стало работать. Развелось много идиотов, говорящих правильные слова. (Штирлиц)

Назовите режиссера данного фильма.

Первый ведущий. В заключении нашей игры мы вновь обращаемся к словам великого композитора Дмитрия Шостаковича: “Духовная атмосфера военных лет самым непосредственным образом повлияла на развитие советского искусства. Я думаю, что ни в одной национальной культуре война не рождала столь колоссального взлета художественного творчества. Факт этот сам по себе беспрецедентен. Искусство периода Великой Отечественной войны – феномен эстетический и социальный. Такого никогда не было! Прежде война отражалась в искусстве на большом временном отдалении, отражалась преимущественно в своем трагическом облике. В годы битвы с фашизмом настрой творчества советских художников был иным. Искусство впрямую участвовало в борьбе народа с врагом. Оно не избегало страшной правды войны, однако в самые тяжкие дни в нем звучали героика, призыв, вера в грядущую победу. Наше искусство было напоено беспредельной любовью к Родине, это был ее главный, определяющий тон”.

Второй ведущий. В послевоенное время художники, поэты, скульпторы и музыканты продолжали трепетно и уважительно обращаться к военной теме. Прошедшая война волновала как людей старшего поколения, так и молодёжь, тех, кто не принимал в ней участие, а в иных случаях ещё тогда и не родился. Но знаменательно то, что и те и другие изображали войну, прежде всего как величайшую трагедию человечества. Их творения о войне любимы народом, заставляют думать, размышлять о прошлом и ценить настоящее. Обнажая зло, искусство вскрывает его обреченность перед идеалами прекрасного. Самые лучшие человеческие помыслы и поступки рождают веру людей в то, что зло всегда будет наказано, а правда всегда восторжествует. Роль искусства, как носителя культурных ценностей, неоспорима.