Базовый учебник “История Земли Иркутской: учебное пособие для старших классов образовательных учреждений области”, Иркутск, Иркутское книжное издательство “Символ”, 2002, 10 класс
Цели урока:
1. Учебная: познакомить учащихся с особенностями строительства Транссибирской магистрали в нашем крае
2. Развивающие:
а) продолжить формирование у учащихся навыков работы с учебным пособием, иллюстрациями
б) способствовать развитию логического мышления, устной речи
в) продолжить работу по формированию общеучебных интеллектуальных умений: наблюдения, слушания, чтения, обобщения
3. Воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся уважения к истории своей малой Родины, культуре, чувства прекрасного, радости в учении
Задачи:
- обучающие - формирование навыков исследовательской деятельности, умение создавать проекты
- развивающие - развивать у учащихся умение применять полученные на уроке знания при работе с различными источниками – письменными и электронными.
- воспитательные - умение давать нравственную оценку поступкам политических деятелей, оценивать вклад народа в осуществлении поставленных целей
Тип урока: урок освоения новых знаний
Формы работы учащихся: работа с иллюстрациями, текстом презентации, при объяснении новой темы участвуют в обсуждении отдельных вопросов и проблем, делают записи в тетради в виде опорного конспекта, самостоятельно работают при закреплении приобретённых знаний, анализируя материал.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
Приложение - презентация
I. Организационный момент (приветствие).
презентация - название темы урока (слайд№1)
II. Постановка цели, знакомство с планом урока (слайды №2-3)
Учащиеся комментируют тему урока и приходят к выводу о том, что объектом изучении на уроке станет строительство Транссибирской магистрали в крае.
III. Проверка домашнего задания. (слайд №4)
- Почему Иркутск называют купеческим городом?
- Каких иркутских купцов вы знаете?
- Какой след они оставили в истории нашего города?
Учащиеся вспоминают пройденный материал и отвечают на поставленные вопросы.
Делают выводы о том, что
- Именно благодаря торговли, как главного занятия жителей города, и удобному географическому положению город рос и развивался
- Иркутск называют купеческим городом потому, что особую роль в управлении и строительстве города играли купцы
- Иркутские купцы, которые вкладывали средства в золотодобывающую промышленность и торговлю, стремились оставить след в истории города – строили дома, храмы, монастыри, сиропитательные дома
Учитель ведет диалог, задает вопросы и комментирует ответы учеников.
IV. Новый материал.
Предистория создания Транссиба – текст зачитывает ученик, который работал над этим проектом.(слайд №5)
Проблемное задание – Какое значение для России и нашего края имело строительство
Транссибирской магистрали? (слайд №6) Учитель выслушивает версии учащихся.
Учитель: “Давайте посмотрим, что изменится в вашей версии к концу урока”.
На этом уроке можно заранее сформировать презентацию на основании проектной деятельности учащегося (тогда учитель ведет урок с ним) и или дать ему возможность защитить своей проект на уроке.
1. Строительство Транссиба (слайды №№7 - 18)
Транссибирская железнодорожная магистраль Транссиб или Великий Сибирский Путь (историческое название) - железная дорога через Евразийский континент, соединяющая Москву и крупнейшие восточно - сибирские и дальневосточные промышленные города России. Длина магистрали 9288,2 км - это самая длинная железная дорога в мире. Транссиб проходит по территории двух частей света – Европы (1777 км) и Азии (почти 7512 км) – и пересекает Евразию с Запада на Восток. На Европу приходится 19,1 % длины Транссиба, на Азию – 80,9 %. Условной границей Европы и Азии принят 1778-й км Транссиба.
1891 год – начало строительства Транссибирской железнодорожной магистрали. Стоимость строительства Транссиба с 1891 по 1913 год составила 1 455 413 000 рублей (в ценах 1913 года). Всё строительство было осуществлено за счёт казны, без иностранных заимствований. Министром путей сообщения, курирующим строительство дороги, был М.И. Хилков. Почти все работы производились вручную, с помощью топора, пилы, лопаты, кайла и тачки. Несмотря на это ежегодно прокладывалось около 500–600 км железнодорожного пути. В разгар строительных работ на сооружении Транссиба было занято 84–89 тыс. человек. Сооружение Транссибирской магистрали осуществлялось в суровых природно- климатических условиях. Исключительные трудности для строителей представлял участок вокруг Байкала. Здесь приходилось взрывать скалы, прокладывать тоннели, возводить искусственные сооружения в ущельях горных речек, впадающих в озеро Байкал.
Учащиеся знакомятся с проектом одноклассника, рассматривают фотографии, задают вопросы, дополняют его.
2. КБЖД (слайды №№19-33).
Учитель спрашивает: “Какой участок Транссиба называли КБЖД? Расшифруйте это слово.”
До середины XX века по Кругобайкальской дороге проходил основной ход Транссиба, однако в дальнейшем был построен дублирующий участок железной дороги от Иркутска до южной оконечности Байкала, и западный участок КБЖД потерял былое значение. КБЖД входит в состав Иркутского отделения Восточно - Сибирской железной дороги. Участок дороги от Иркутска до порта Байкал, проходивший по левому берегу Ангары, был затоплен после строительства Иркутской ГЭС и разлива реки. Кругобайкалку называют “Золотой пряжкой стального пояса России”. Ветка длиной всего 89 км вдоль береговой линии озера от Слюдянки до Порта Байкала состоит из 38 тоннелей, общей длиной более 9 километров, 15 каменных галерей и 3 железобетонных, 248 мостов и виадуков и 268 подпорных стенок. Строительство участка Кругобайкалки на восточном берегу началось в конце 1899 года, первоначально силы строителей были брошены на участок от Мысовой до Танхоя. Затем (начиная со второй половины 1901 года) был проложен участок от Танхоя до Слюдянки. Все инженерные объекты были выполнены из камня и металла, часто использовались надежные и выразительные арочные конструкции. Здания в подавляющем большинстве рубились из дерева — самого распространенного в Сибири строительного материала. Для изысканий, проектирования и руководства строительством привлекались опытные, лучшие инженеры России. В сооружении объектов участвовали как российские мастера, рабочие, так и иностранные подданные (итальянцы, албанцы, греки, турки, австрийцы, японцы, китайцы и др.).
При производстве тоннельных, взрывных работ не обходилось без увечий, нередки были смертные случаи. Из-за неустроенного быта, зачастую пренебрежения санитарными требованиями, рабочих донимали болезни.
Через десять лет был сдан в эксплуатацию второй путь, его укладывали в 1911-1915 гг. в более спокойном режиме, не прекращая железнодорожных перевозок. В честь завершения строительства самого сложного участка Трансиба – КБЖД в г.Слюдянка был построен из белоснежного байкальского мрамора железнодорожный вокзал. До 1949 года по Кругобайкальской дороге проходил основной ход Транссиба, переведённый в 1949 году на вновь построенный дублирующий участок железной дороги от Иркутска через Большой Луг до южной оконечности Байкала (станция Слюдянка-1). После ввода в эксплуатацию дублирующего участка КБЖД потеряла былое значение. После того, как построили Иркутскую ГЭС, от этой дороги остался самый живописный участок в 140 километров.
Учащиеся знакомятся с проектом одноклассника, рассматривают фотографии, задают вопросы, дополняют его.
Учитель руководит деятельностью учащихся, возвращая их к проблемному заданию .
Проблемное задание – Какое значение для России и нашего края имело строительство Транссибирской магистрали? (слайд№34) Учитель выслушивает версии и подводит итоги.
Учитель делает вывод: (слайды№35-36). Создание Транссиба является величайшим достижением русского народа. Эта дорога позволила России перевозить огромное количество пассажиров и грузов. Каждый год по дороге Транссиба провозятся до 100 млн. тонн груза в год. Благодаря сооружению магистрали, были заселены безлюдные территории Сибири. Если бы не был построен Транссиб, то Россия наверняка бы утратила большинство своих северных территорий.
Кругобайкальская железная дорога - это неотъемлемая часть туристических ресурсов Байкальского региона, своей необычностью она привлекает все большее количество туристов как российских, так и зарубежных. Она является архитектурно-ландшафтным заповедником, где на относительно небольшом участке побережья Байкала сконцентрировано огромное количество инженерных сооружений, многие из которых не только уникальны, но и чрезвычайно живописны.
Отсюда туристы могут любоваться Байкалом в любое время года.
V. Рефлексия.
Каждый ученик выставляет сам себе итоговую отметку за урок и отвечает на вопрос: “Что нового ты узнал сегодня на уроке?”.
VI. Домашнее задание: учащиеся записывают задание в дневники - параграф 23
VII. Выставление оценок.
VIII. Окончание урока.