Эпиграф к уроку:
“Главная сила математики состоит в том, что вместе с решением одной конкретной задачи она создаёт общие приёмы и способы, применимые во многих ситуациях, которые даже не всегда можно предвидеть”.
М.И. Башмаков
Характеристика основных видов деятельности учеников (на уровне учебных действий):
- Анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию.
- Моделировать условие задачи, используя реальные предметы, рисунки и схематические чертежи.
- Планировать ход решения задачи.
- Решать задачу по предложенному плану.
- Оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию задачи.
Применять новые способы рассуждения к решению задач, отражающих жизненные
Список используемой литературы.
УМК “Сферы” по математике для 5 класса. Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б .Суворова, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова.
- Учебник с приложением на электронном носителе: Математика. Арифметика. Геометрия.
- Тетрадь – тренажер.
- Тетрадь – экзаменатор.
- Задачник.
- Поурочные методические рекомендации.
- Рабочие программы.
- http://www.spheres.ru
ПЛАН УРОКА
Образовательные задачи этапа урока | Содержание этапа урока, методы и приемы обучения | ||||||
Организационный этап | |||||||
Организация внимания школьников. Раскрытие общей цели урока и плана его проведения. |
- Проверка готовности класса к уроку. - Ответы на возможные вопросы по домашнему заданию. - Повторение темы предыдущего урока. - Побуждение учащихся к целеполаганию, т. е. к формулированию целей и задач данного урока. (Слайд 2 и 3) |
||||||
Подготовка учащихся к работе на основном этапе. | |||||||
Обеспечить мотивацию учения
школьников, принятие ими целей урока. Актуализация субъективного опыта учащихся (опорных знаний и способов действий). Постановка перед учащимися учебной проблемы. Формулирование вместе с учениками темы урока, его содержания, целей и форм деятельности. |
Решение задач на повторение (Слайд 6, 7
и 8) Установите соответствие между условиями задач и схематическими рисунками, выполненными по условию задач. Задача 1. Для компота взяли 300 г яблок, а груш в 2 раза меньше. Какова масса всех фруктов? Задача 2. Для компота взяли 2 части яблок и 1 часть груш, всего 300 г. Сколько граммов яблок и груш в отдельности? Задача 3. Для компота взяли 300 г яблок и груш, причем яблок в 2 раза больше, чем груш. Сколько граммов яблок и груш в отдельности?
Учащимся предлагается выделить среди этих задач одну “лишнюю”, а две оставшиеся проанализировать, сравнить их условия и схемы к ним. Что в них общего? Чем они отличаются? Можно ли их отнести к одному типу задач? К какому? Учащиеся устно решают эти задачи. И далее с помощью учителя они формулируют тему урока, его цели и задачи, а также предлагают различные формы работы. (Слайд 9) |
||||||
Этап усвоения новых знаний и способов действий. | |||||||
Обеспечить восприятие и осмысленное
усвоение изучаемого материала. Научить учащихся выделять существенные признаки принадлежности задач к данному типу. Содействовать построению самими учащимися алгоритма решения задач. Создать условия для усвоения учащимися этого алгоритма. |
Используем электронное приложение к
учебнику: Интерактивные модули. Задачи на
части. Задача 2. Для детских новогодних подарков были куплены шоколадные конфеты и карамель, всего – 20 кг. Сколько было куплено конфет того и другого сорта, если карамели взяли в 3 раза больше, чем шоколадных конфет. Моделируя на компьютере краткое условие этой задачи в виде схематического чертежа, выясняем основные признаки задач данного типа:
Осмысливая ход решения этой задачи, учащиеся с помощью учителя формулируют алгоритм решения таких задач:
|
||||||
Физкультминутка. (Слайд 10). | |||||||
Этап применения и закрепления новых знаний и способов действий. | |||||||
Обеспечить закрепление в памяти
учащихся знаний и способов действий. Создать условия для повышения глубины понимания и усвоения изученного материала. Организация деятельности учащихся по применению знаний в измененных ситуациях. |
1) Придумайте по рисунку (Слайд 11)
задачу на части и решите её. 2) Работа в разноуровневых группах сменного состава: Каждой группе предлагается решить задачу соответствующего уровня сложности. (Слайд 12) Базовый уровень - № 190 б; Повышенный уровень - № 191 а; Высокий уровень - № 192 а. Через 5-7 мин. представители групп отчитываются, представляя решение данной им задачи. Назначенные учителем “эксперты” комментируют и оценивают работу групп. Учащиеся с помощью учителя поводят итог этого этапа, подчеркивая, как применяется алгоритм решения задач на части в измененных и новых ситуациях. |
||||||
Этап контроля, самоконтроля и коррекции знаний и способов действий. | |||||||
Выявление уровня и качества усвоения
учащимися знаний и способов действий. .Выявить недостатки в знаниях, установить их причины. Откорректировать выявленные пробелы в знаниях учащихся в рамках изученной темы. Развивать у школьников способности к самоконтролю и самооценке. |
Учащимся предлагаются 3 задачи (Слайд
13): 1. В первой пачке 20 тетрадей, а во второй - в 4 раза меньше. Сколько всего тетрадей? 2. В первой пачке 20 тетрадей, что в 4 раза меньше, чем во второй. Сколько всего тетрадей? 3. В двух пачках 20 тетрадей. Во второй пачке тетрадей в 4раза меньше, чем в первой. Сколько тетрадей в каждой пачке? Из этих задач они должны выбрать задачу на части и самостоятельно решить её. Далее следует проверка и самопроверка, обсуждение и коррекция выявленных ошибок. Фронтальная устная работа по решению следующих задач (Слайд14): №4. Миша решал задачу: “У брата и сестры 20 марок, причем у брата в 4 раза больше, чем у сестры. Сколько марок каждого?” У него получилось, что у брата 15 марок, а у сестры 5марок. а) Докажите, что Миша не прав. б) Дайте верный ответ. (Слайд 16) №5. Петя придумал для Маши задачу: “Дед старше внука в 10 раз, а вместе им 60 лет. Сколько лет деду и сколько лет внуку? Маша подумала и сказала, что такой ситуации быть не может. а) Согласны ли вы с Машей? Почему? б) Исправьте какое-нибудь данное задачи. Предложите разные варианты. |
||||||
Этап информации о домашнем задании. | |||||||
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | (Слайд 17) Подробные рекомендации учителя по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания. |
||||||
Этап подведения итогов урока. | |||||||
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | Вернуться к сформулированным в начале урока целям и оценить степень их достижения. | ||||||
Этап рефлексии. | |||||||
Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. | (Слайд 18) “Незаконченные предложения”. Предложить учащимся продолжить незаконченные предложения. |