Учитель должен быть умелым организатором систематической поисковой деятельности учащихся по получению знаний, приобретению умений и навыков и усвоению способов умственной деятельности...
Задачи:
- Создать условие для возникновения познавательной потребности, влияющей на формирование умений и навыков в двигательной деятельности человека.
- Развивать наблюдательность и делать определенные выводы, способствовать развитию мышления, обобщения фактов.
- Закрепить основные движения и способы передвижения человека (комплекс ОРУ, бег, ходьба, прыжки и т.д.).
- Формировать представление об окружающем как о целостной картине.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь и оборудование: мобильная интерактивная доска, компьютер, акустическая система (колонки), 2 гимнастические скамейки, 6 гимнастических матов, цветной скотч (красный, синий).
Ход занятия
Вводная часть.
Ученики входят в зал. На интерактивной доске написана тема урока “С чего начинается Родина”. (Слайд 1)
Учитель: Становись! Равняйсь! Смирно! Здравствуйте ребята! (обращается к теме урока) Знакомо вам это выражение: С чего начинается Родина? Что оно означает для каждого из вас?
Ученики: (Выслушать несколько ответов учащихся).
Учитель: Давайте мысленно переместимся в далекое-далекое прошлое, когда не было еще ни городов, ни машин, ни техники, а существовала на планете Земля только природа, дикая, неизведанная. Посмотрите на доску (Слайд 2). (Показать видеоролик с изображением природы: деревья, ручьи, камни, птицы, животные и т.д. Видео сопровождается звуками природы: шелест листьев, журчание воды, шум ветра, пение птиц, звуки дождя и т.д.). Можно сказать, что с этого великолепия начинается наша Родина? Как вы думаете, почему?
Ученики: (Выслушать ответы учеников. Подвести ответы к тому, что человек учился двигаться у природы: бегать – охотясь за животными, прыгать – преодолевая препятствия, повторять и имитировать движения птиц, ветра – в детских играх).
Учитель: Предлагаю отправиться в путешествие. Представим, что мы – самые первые люди, появившиеся на планете Земля. Мы не умеем ни ходить, ни бегать, ни прыгать, и, глядя на окружающую нас природу, мы должны самостоятельно научиться управлять своим телом, овладеть основными движениями и основными способами передвижения человека.
Основная часть.
Учитель: Для того, чтобы наше путешествие в прошлое было успешным, нам необходимо встать свободнее, для этого: На первый-второй рассчитайсь! (Рассчитываются). Первые – три, вторые – один шаг вперед марш! Внимание на доску: (Слайд 3) (Видео: полярная сова поворачивает голову в сторону. Ученики наблюдают, думают, делают выводы и показывают движение. Ученики должны выполнить поворот головы в правую и левую стороны. При повороте головы плечи неподвижны. Ученики выполняют, учитель считает. Повторить задание 8 раз.)
(Слайд 4) (Видео: бабочка сидит на цветке и машет крыльями. Ученики, из исходного положения основная стойка, выполняют поднимание рук в стороны, вверх и обратно в основную стойку. Повторить задание 8 раз).
(Слайд 5) (Видео: дерево растет в ускоренной съемке. Ученики из упора присев должны подняться в основную стойку, далее подняться на носки, руки вверх, глубокий вдох носом. Повторить задание 6 раз).
(Слайд 6) (Видео: дерево шевелиться от ветра, от слабого до сильного в различных направлениях. Ученики самостоятельно выполняют наклоны в стороны и вперед-назад, руки вверх, с изменением амплитуды наклона в зависимости от силы ветра – звуки ветра то усиливаются, то ослабевают.
(Слайд 7) (Видео: дождь. Ученики прыгают на одной и двух ногах, усиливая или замедляя темп прыжков в зависимости от звуков интенсивности дождя.
(Слайд 8) (Видео: ручей с камнями. Ученики образно перепрыгивают с камня на камень.
(Слайд 9) (Видео: ручей широкий, без камней. Ученики с двух шагов разбега перепрыгнули через воображаемый ручей. Повторить задание 3 раза.
Учитель: Ребята, нравиться вам наше путешествие? Хотите продолжить? Для продолжения нам необходимо перестроиться. Вторые номера – два шага вперед марш!
(Слайд 10) (Видео: на зрителей бежит белый медведь, готовый укусить.
Учитель: Вас догоняет медведь, что будем делать?
Ученики: Убегать!
Учитель: Напра-во! Друг за другом бегом марш! (Ученики пробегают 1 круг и останавливаются на своих местах).
(Слайд 11) (Видео: журавль ходит по поляне. Ученики встают на носки, руки на пояс, идут по кругу с высоким подниманием бедра, не доходя до своих мест несколько метров).
(Слайд 12) (Видео: утка с утятами идут к водоему. Ученики опускаются в полный присед, ходьба в полном приседе до своих мест).
(Слайд 13) (Видео: тюлень передвигается по льдине).
Учитель: Кто это? (Дети отвечают). Для того, чтобы передвигаться как тюлень, мы воспользуемся скамейкой. (Ученики выполняют ползание по скамейке на животе, подтягиваясь с помощью рук).
(Слайд 14) (Фото: береза).
Учитель: На мой взгляд, это очень сложное задание, ведь береза – это тоже дерево, а как оно растет и шевелит листвой от ветра, мы уже знаем. Как вы думаете, что это за движение? (Выслушать варианты ответов, при необходимости подсказать. Ученики должны выполнить стойку на лопатках).
(Видео: та же береза, только наклоняется от сильного ветра. Ученики, из положения стойка на лопатках, опускают ноги за голову, касаются носками ног пола и возвращаются в исходное положение. Повторить задание 3 раза, встать в основную стойку).
Учитель: Ребята, вы уже научились управлять своим телом? Овладели основными движениями и основными способами передвижения человека?
Ученики: Да!
Учитель: Тогда выполните мое задание. А для того, чтобы его правильно выполнить, нужно внимательно посмотреть на доску, проанализировать, подумать и отгадать мое задание для вас. (Слайд 15) (На доске поэтапно появляются фотографии, из которых складывается схема эстафеты с преодолением препятствий – основных движений и способов передвижения человека. Ученики, по мере появления этапов, должны самостоятельно назвать те движения, которые необходимо выполнить. В итоге, ученики должны назвать задание “эстафета”.
Учитель: Молодцы, отгадали мое задание. Тогда приступим к его выполнению. Нале-во! В обход по залу шагом марш! Перестроение в колонну по два, к линии старта. (Учитель выбирает одного ученика, с его помощью показывает и объясняет каждый этап отдельно). Готовы к выполнению задания?
Ученики: Да, готовы!
Учитель: В таком случае – внимание, марш! (Ученики выполняют задание эстафеты 2 раза. Оценивается качество выполнения всех заданий, а не скорость. Побеждает любовь к природе).
Рис.1 Схема эстафеты
Заключительная часть.
Учитель: Класс! Внимание! В одну шеренгу становись! Равняйсь! Смирно! Понравилось вам наше сегодняшнее путешествие?
Ученики: Да!
Учитель: Кто вспомнит, какие животные нас учили двигаться и как именно? (Выслушать все ответы). С какими явлениями природы мы сегодня столкнулись и чему мы научились у природы? (Выслушать ответы). Подумайте и ответьте на очень сложный вопрос: как связана тема сегодняшнего урока “С чего начинается Родина” с теми движениями и упражнениями, которые мы сегодня выполнили? (Выслушать все ответы учеников. Подвести к тому, что и животные, и птицы, и березы, и ручьи – это все природа нашего Севера – нашей Родины.
Учитель отмечает хорошую физическую подготовленность школьников и отличные знания в области окружающего мира, благодарит детей за урок.