Мастер-класс «Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов как специфическая форма работы учителя начальных классов в школе VIII вида». 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика

Класс: 4


СЛАЙД 1

Коррекционно-развивающие занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов занимают особую роль в обучении младших школьников с уо.

СЛАЙД 2

Данные занятия предусмотрены региональным базисным учебным планом специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида в 1-4 классах. Составляют 270 часов при недельной нагрузке в 1-4 классах - 2 часа. Занятия проводятся по расписанию продолжительностью 15—25 мин во второй половине дня. Итоговое количество часов по классам может варьироваться +2ч (в среднем 68 часов в каждом классе).

Состав подгрупп имеет подвижный характер: ученики любого класса могут быть выведены на индивидуальную коррекцию или, напротив, включаться в групповую работу, что определяется степенью необходимой им помощи.

Коррекционные занятия могут быть индивидуальные и групповые (до 4 человек). Учитель может вносить изменения в календарно-тематическом плане для закрепления материала, вызывающего у обучающихся затруднения.

СЛАЙД 3

Цель курса: дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.

СЛАЙД 4

Задачи курса: (не зачитывать, только на слайде)

  • обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения;
  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
  • формирование пространственно-временных ориентировок;
  • развитие слухоголосовых координаций;
  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
  • исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.

СЛАЙД 5

Занятия проводятся по календарно тематическому планированию составленному на основе авторской программы Метиевой Людмилы Анатольевны, Удаловой Эльвиры Яковлевны курса коррекционных занятий “Развитие психомоторики и сенсорных процессов”, предусмотренного Базисным учебным планом для учащихся 1—4 классов общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.

Рецензенты программы: Валентина Васильевна Воронкова — доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой ИПК и ПРНО МО; Вера Георгиевна Петрова — доктор психологических наук, профессор МПГУ.

Раздел, Класс

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итого
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (2 часа)
Развитие моторики, графомоторных навыков 14ч 15ч 12ч 10ч 50ч
Тактильно-двигательное восприятие 18ч
Кинестетическое и кинетическое развитие 16ч
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов 18ч 14ч 14ч 12ч 58ч
 Развитие зрительного восприятия 23ч
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений 10ч 26ч
Развитие слухового восприятия 22ч
Восприятие пространства 27ч
Восприятие времени 24ч
  66ч 68ч 68ч 68ч 270ч

В основе занятий лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка. Исходя из особенностей подбора детей в группу, педагог вправе самостоятельно определить круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделить из них приоритетную.

СЛАЙД 5

Сейчас уважаемые коллеги мы с Вами окажемся на месте учащихся на коррекционно-развивающем занятии и сможем детально разобрать специфику проведения занятия. (предлагаю оформить бэйджики)

Данное занятие предназначено для учащихся 4 класса школы VIII вида. Основной целью занятия является коррекция свойств внимания и зрительного восприятия. Занятие было составлено и проведено в 3 четверти после прохождения раздела "Развитие зрительного восприятия", как итоговое по данному разделу.

Все задания объединены общей лексической темой "Зимние забавы", с целью обобщения и закрепления знаний учащихся по данной лексической теме. Форма проведения занятия - фронтальная (6 учащихся).

Поскольку коррекционные занятия это не уроки и в них принимают участие не весь класс, то посадку детей можно организовать не за отдельные парты, а в полукруг, чтобы дети могли видеть друг друга. Также не всегда требуется вставать при ответе, особенно если в ответе предполагается перечисление схожих предметов по какому-либо признаку или обобщающему слову. Это способствует созданию особой эмоционально положительной атмосферы занятия.

Ход занятия

I. Вводная часть.

СЛАЙД 6

1. Приветствие (создание положительного эмоционального настроя)

Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга: возьмёмся за руки, посмотрим в глаза друг другу, улыбнёмся.

2. Актуализация знаний.

Опрос, беседа по картине, сравнение – развитие речи, зрительного восприятия, операций мышления (анализ, сравнение, обобщение)

Слайд 7

  • Ребята, какое время года изображено на картине? (зима)
  • По каким признакам вы догадались? (перечисляют)
  • А сейчас какое время года у нас за окном? (зима)
  • Скажите совпадают ли признаки зимы за окном и на картине? если да то какие? (сравнивают)
  • Ребята, а вы любите зиму? (да)
  • Почему? (играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах, и т.д..)

СЛАЙД 8

Комментарий: если учащиеся перечисляют отдельные названия необходимо выслушать их и предложить назвать обобщающими словами (игры, зимние забавы). Также при ответе на каждый вопрос необходимо отслеживать, чтобы учащиеся отвечали полными ответами, что способствует формированию правильного грамматического строя речи.

Сообщение темы и цели занятия – создание мотивации (прогулка и помощь Саше и Маше).

Слайд 9

Ребята, познакомьтесь - это Маша и Саша. Они собрались на зимнюю прогулку и приглашают нас с собой. Согласны?

II. Основная часть.

Ребята, перед тем как идти на улицу необходимо одеться по погоде, а какая погода зимой? какую одежду необходимо надевать? (перечисляют - обобщающее слово: зимняя одежда).

Слайд 10

Задание 1. “Зашумлённые картинки”

Данное задание в первую очередь направленно на развитие зрительного восприятия.

Саше и Маше необходимо одеться в зимнюю одежду. Саша предлагает вам картинку, на которой изображена зимняя одежда и вам необходимо её узнать.

Слайд 11

Задание 2. “Корректурная проба” - задание направленно на развитие зрительного восприятия, свойств внимания (концентрации, распределение), развитие мелкой моторики рук.

Ребята, мы оделись помогли Саше и Маше и готовы в путь, или чего-то не хватает? (не хватает варежек или перчаток)

Маша открывает ящик с варежками и перчатками, и что она видит? (все варежки и перчатки перепутаны)

Саша и Маша просят помочь их рассортировать.

Комментарий: если дети незнакомы со значением слова рассортировать необходимо провести словарную работу с этим словом.

Рассортировать – распределить предметы по заданному признаку.

Ребята, на парте у вас лежат карточки. Вам необходимо выбрать из них варежки и перчатки по парам.

Первое выберем варежку на левую руку, для этого их просто надо вычеркнуть (выполняют), а теперь подберём к ним пару на правую руку

А теперь вам надо выбрать (вычеркнуть) красные перчатки, если только они находятся рядом по образцу

Комментарий: в заданиях данного типа можно предлагать разные варианты по сложности от выбора одного предмета до сочетания трёх предметов.

Молодцы ребята мы справились и помогли Саше и Маше рассортировать варежки и перчатки. Теперь каждый возьмёт себе пару и мы можем отправляться на прогулку.

Слайд 12

Физминутка - развитие глазомера, моторики рук.

Ребята, мы вышли на улицу, а там идёт снег. Снежинки кружатся и тихо падают на землю. Давайте побудем снежинками (дети берут в руки вырезанные из бумаги снежинки, кружатся и присаживаются показывая как снежинки падают на землю).

СЛАЙД 13

Посмотрите как много нападало снега, он пушистый, мягкий, липкий давайте поиграем в снежки с Сашей и Машей. (дети сминают снежинки и бросают в Сашу и Машу на слайде)

Как здорово и весело!

А ещё из липкого снега можно слепить..... (снеговика)

Поможем ребятам? (Да)

Слайд 14

Задание 3. “Лабиринт” - задание направленно на развитие зрительного восприятия, свойств внимания (концентрации), развитие мелкой моторики рук.

Для того чтобы слепить снеговика нужно из снега ... (скатать снежный ком)

Ребята перед вами карточки на которых вы должны определить по какой дорожке катить ком снега, чтобы попасть к тому месту где будет снеговик. Постарайтесь проследить путь только при помощи глаз, а затем закрасьте его синим цветом.

СЛАЙД 15 ВЫПОЛНЯЮТ

После выполнения задания на слайде ребятам демонстрируется правильный ответ.

СЛАЙД 16 

Задание 4. “Найди отличия” - задание направленно на развитие зрительного восприятия, свойств внимания (концентрации, переключение).

Слайд 17

Саша и Маша с вашей помощью слепили снеговиков, но они у них получились разные давайте найдём отличия.

Слайд 18

III. Гимнастика для глаз.

Снова пошёл снег. Посмотрите какая большая и красивая снежинка, давайте за ней понаблюдаем. (выполнение)

Молодцы, ребята!

Задание 5. “Разрезные картинки” (“Пазлы”) Слайд 19

Развитие зрительного восприятия, мышления.

Скажите, а какие виды спорта вы знаете? (катание на санках, лыжах, коньках). А какие предметы нам понадобятся для занятия этими видами спорта (санки, коньки, лыжи).

Молодцы, верно.

У вас на партах лежат разрезные картинки со зимним спортивным инвентарём, когда вы её соберёте узнаете каким видом сорта будете заниматься и составить предложение. (выполняют задание).

Комментарий: Для более слабых учащихся задание можно упростить сократив количество частей картинки или предложить готовый образец для её сбора.

Слайд 20

IV. Итог

Ребята, мы совершили замечательную прогулку Саше и Маше очень понравилось, а вам? Они говорят нам спасибо. И ждут ещё к себе в гости.

  • Ребята, какие задания мы выполняли?
  • Какие из них показались вам сложными?
  • Какие задания понравились?

Молодцы, ребята! Спасибо за занятие.

Ребята, мы совершили замечательную прогулку Саше и Маше очень понравилось, а вам? Они говорят нам спасибо. И ждут ещё к себе в гости.

Слайд 21

Ритуал прощания.

Преподавание курса связано с преподаванием других курсов: чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика, изобразительное искусство, трудовое обучение, музыка, ритмика, физическая культура и опирается на их содержание. Занятия направлены на формирование функционального базиса основных школьных навыков: чтения, счёта, письма. Как известно, чтение, счёт, письмо имеют сложную психологическую структуру и требуют сформированности таких психических процессов, как зрительно-пространственный гнозис, устная речь, общая и мелкая моторика, зрительно-моторная, слухомоторная координация, графо-моторные функции, тактильное, зрительное, слуховое восприятие, внимание, саморегуляция.

В качестве формы обследования и контроля сформированости высших психических функций предусмотрены диагностические методики Цветковой М.Ю., Семенович А.С. “Диагностика топологических свойств нервной системы”, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго “Оценка развития познавательной деятельности ребенка (дошкольный и младший школьный возраст)”.