“Три качества – обширные знания,
привычка мыслить и действовать
и благородство чувств-
необходимы для того, чтобы
человек был образованным
в полном смысле этого слова”.
Г.Чернышевский
Современное общество представляет сложные требования к повышению качества образовательного процесса. Центральной фигурой образовательного процесса является учащийся как личность. Все остальные участники, в том числе и учитель математики, лишь помогают становлению личности учащегося, целенаправленно обеспечивают его возрастное развитие с учетом природных предпосылок, устремлений, склонностей и способностей.
Характер человека, способности, привычки, интерес формируются в процессе его деятельности. Экспериментально доказано, что многие учащиеся, которых считали не способными к математике, попадая в новые условия, когда необходимо самостоятельно действовать, мыслить, искать, под влиянием этих новых условий успешно овладевают математическими законами, правилами, теоремами.
Основной задачей обучения математике в школе является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых и достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Для меня, как учителя математики, в ходе преподавания предмета встала проблема, как излагать учебный материал коллективу учащихся с разным уровнем подготовленности, как помочь учащимся понимать и усваивать материал так, чтобы итоговая аттестация проходила спокойно и успешно.
Современные требования к преподаванию показали, что достижение необходимого результата обучения математике возможно на базе применения таких подходов (технологий), которые направлены на
- развитие каждого ученика
- формирование и поддержание индивидуальных способностей учащихся
- развития навыка действовать самостоятельно, действовать в коллективе, действовать в группе.
Следовательно, возникает необходимость научить школьников самостоятельно и творчески учиться, т.е. нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать “хозяевами” этой деятельности.
Для этого необходимо пытаться вовлечь учащихся в педагогику сотрудничества, основанную на принципе “ пытайся делать, советуйся , спрашивай, консультируйся, делись”.
Необходимо отметить, что педагогика сотрудничества принимает любого ребёнка. В применении данной педагогики учитель несёт ответственность за то, что ребёнок должен сохранить свою индивидуальность, что многим из нас поддержать очень трудно в силу определённых обстоятельств и индивидуальных качеств педагога.
Основные идеи педагогики сотрудничества:
-обучение ребенка в зоне ближайшего развития;
-учение без принуждения;
-набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала;
-идея опережения;
-идея крупных блоков;
-идея свободы выбора;
-идея диалогического размышления;
-идея интеллектуального фона класса;
-идея совместной деятельности учителей и учеников;
-идея добровольности в досуговой предметной деятельности.
При использовании педагогики - сотрудничества очень важно живое общение учеников друг с другом и с учителем, потому что характер взаимоотношений между учителем и детьми, между самими детьми в обучении во многом определяет его результативность.
В таком общении складываются гибкость мышления, преодолеваются инертность и стереотипы, что необходимо для ориентации молодого человека в современном быстро меняющемся мире. Чтобы эффективно организовать общение, учитель и его воспитанник должны быть равны, а ученик имеет право требовать к себе уважительного отношения со стороны учителя, право высказывать замечания и несогласие с педагогом без страха, осуждения и наказания, иметь и защищать любую точку зрения на проблему. Потому что иногда умение отстаивать свое мнение важнее, чем получение правильного ответа в готовом виде. В результате ученик учиться слушать не только педагога, но и своих одноклассников, слышать и критиковать себя.
В данной системе учитель не только ставит перед ребятами учебную проблему, но и является активным участником диалога, мудрым помощником. Смысл работы педагога-сотрудника в том, чтобы не только получить правильный ответ от ученика, но и сделать эмоционально значимым и ценным для ребенка сам путь поиска этого ответа.
Учитель - создает атмосферу доброжелательности даже в случае неудачи, пытается уделять внимание каждому ребенку, особенно слабому и часто - ошибающемуся. А ученик в классе не должен бояться совершить ошибку, не опасается насмешек класса и плохой оценки учителя.
Таким образом, педагогика сотрудничества помогает развивать мышление практически каждого ребенка и формирует самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления школьников.
Я преподаю математику в общеобразовательной школе, где учащиеся старших классов выбирают социально-гуманитарный или универсальный профиль класса. Необходимо отметить, что в настоящее время требования к выпускникам средней школы едины и не зависят от профиля класса.
Поэтому своей работе педагогику сотрудничества начинаю внедрять при обучении учащихся с 5 класса в работе с тестовыми заданиями .
Попытаюсь объяснить, почему я в своей практике большое внимание уделяю именно работе учащихся с тестовыми заданиями.
Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.
Слово “test” в переводе с английского языка означает задачу, испытание. И верно, ведь учащиеся сталкиваются с испытанием и при выполнении самостоятельных и контрольных работ, и при сдаче экзамена, и при сдаче экзамена в новой форме. Возникла проблема: научить всех решать задания , имеющие ответы и не имеющие. Но как?
Сначала приобретала дополнительную литературу, ксерокопировала.
В результате в некоторые тесты был включён материал не совсем подходящий для проверок. Пришла к выводу, что надо составлять тесты самой, позже пришла идея предложить составлять тесты самим учащимся.
Младшее звено основной школы с большим интересом включается в совместную деятельность. Так стали появляться мои помощники - те ребята, которые самостоятельно изучив определённый материал, предлагали объяснить его своим одноклассникам, а затем выяснить, как их поняли, но с помощью тестов. Надо отметить, что дети не всегда представляли тестовые задания с готовыми ответами
(особенно на применение формул сокращённого умножения, свойств арифметического квадратного корня, построения графиков функций и других).
Что я делаю и как проверяю помощников:
они сдают свои решения мне, проверяю объём, серьёзность заданий, последовательность заданий относительно степени трудности, наглядность.
Между учениками возникает процесс сотрудничества, в результате которого качество усвоения учебного материала высоко. По истечении времени, при решении подобных заданий, ребята вспоминают не задания, предложенные учителем, а те которые обсуждались с одноклассниками, либо были ими предложены.
Также провожу творческие мероприятия – тематические спектакли (особенно в конце года), которые помогают вспомнить практически весь учебный материал - это очень эффективно, например, в геометрии.
В своей педагогической деятельности использую разнообразные формы организации учебного занятия (коллективные, групповые, индивидуальные, парные).
Для выявления индивидуальных способностей учащихся применяю
педагогическую диагностику: контролирую знания, умения, навыки каждого учащегося с целью своевременной помощи и развития способностей, провожу рефлексию, учу оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников. Применение педагогики сотрудничества помогает повышать качество знания предмета учащимися и сохранять уровень обученности. Учащиеся смело участвуют в классных, школьных, муниципальных, Всероссийских предметных олимпиадах. Некоторые занимают призовые места.
При успешном сотрудничестве каждый должен доверять друг другу, полагаться друг на друга при выполнении совместных действий, когда ученики активно помогают друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого учащегося и общих целей с учителем. Педагогика сотрудничества очень трудна в реализации, требует от педагога умений общаться с учащимися, но эффективна, положительным настроем учащихся на изучение математики.
Использование данной технологии на уроках формирует новое поколение людей, способных более широко использовать свой потенциал и способности.
Список литературы.
- Антонова Л.Н. Педагогика поддержки: смысл, специфика, предназначение// Мир психологии.- М.; Воронеж,2005.-№1.-С.178-184.
- Ильин Г.Л. Проблемы педагогики сотрудничества /Г.Л. Ильин// Управление ДОУ.-М.,2006.-№3.-С.38-42.
- Князев А.М. Роль педагогической науки в формировании гражданских качеств как условия самоопределения и самореализации личности//Мир психологии.-2006.-№2.-С.205-216.
- Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. – Волгоград: Учитель, 2007. – 93 с.
- Юнина Е.А. Технологии качественного обучения в школе: учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России. – 224 с.