Урок №1 “Углерод”.
Урок изучения нового материала с элементами беседы.
Концептуальная цель: формирование речевой культуры.
Стратегическая цель: осознание знаний о свойствах углерода и применении этих свойств для человека.
Задачи:
- Обучающие: вместе с учащимися вспомнить и обобщить сведения об аллотропии, познакомиться со свойствами и применением углерода.
- Развивающие: продолжить развитие предметных и надпредметных компетенций учащихся, выделить различие между вербальным и невербальным общением.
- Воспитательные: воспитание эстетических и жизненных ценностей.
Проблемный вопрос: “Зачем человеку необходимо обладать знаниями об углероде?”
Формируемые УУД:
- Познавательные – владеть смысловым чтением, самостоятельно выбирать информацию, представлять информацию в разных формах, сравнивать;
- Регулятивные – определять цель и проблему, оценивать степень и способы достижения цели, работать по плану;
- Коммуникативные – излагать свое мнение в диалоге и монологе, сочинять, создавать устные и письменные тексты, договариваться с людьми;
- Личностные – осознавать себя гражданином России, вырабатывать мировоззренческие позиции.
Оборудование урока:
- Презентация к уроку.
- Индивидуальные карты урока для двух вариантов (приложение 1, приложение 2).
- Коллекция углей.
- Противогаз.
Карта урока
№ | Формы деятельности учителя | Формы деятельности обучаемого | Развитие личностных качеств |
1. | Учитель представляется учащимся и,
улыбаясь, желает ученикам успехов в изучении
химии. Говорит, что верит в их способности, и
принес подарок – загадку. Слайд 1 презентации к уроку: Из меня состоит все живое, Формулировка темы урока – углерод. |
Отгадывают загадку, формулируют тему
урока. Записывают тему в тетради. |
Эффективное внимание, визуальное восприятие, любознательность, аналитическое мышление. |
2. | Работа с периодической системой Д.И.Менделеева и установление строения атома углерода. Слайд 4 презентации. | Работают с периодической системой Д.И.Менделеева, самостоятельно извлекают информацию, излагают свое мнение. | Умение устанавливать причинно – следственные связи. |
3. | После этого учащиеся знакомятся с планом урока и формами контроля - заполнением индивидуальной карты урока. | Слушают учителя, подписывают карты урока. | Прагматичность мышления. Аудиальный канал, осознанная память. |
4. | Учитель формулирует проблемный вопрос и предлагает поразмышлять над ним. Слайд 6 презентации. | Ставят задачи для себя на этот урок. | Самостоятельность мышления. |
5. | Учитель предлагает учащимся из отдельных слов и выражений сформулировать определение, работая в парах. Озвучить получившееся определение. Слайды 7 – 8 презентации. | Работают в парах, излагают свое мнение в диалоге и монологе, вспоминают понятие. | Аналитическое мышление. Коммуникативные качества. Самоуважение. |
6. | Знакомство с аллотропными модификациями углерода при помощи презентации (слайды 10 – 18), затем учащиеся самостоятельно заполняют таблицу в индивидуальных картах. | Работают с презентацией и индивидуальными картами. | Эффективное внимание. Аудиальный канал, умение выделить главное. Кинестетический канал восприятия. |
7. | Проверка заполнения таблицы, самооценка учащихся. Слайд 19. | Развивают самоконтроль, проверяют правильность заполнения таблицы, оценивают себя. | Положительные эмоции, правильность письменной речи. |
8. | Рассказ учителя о свойствах углерода с использованием презентации (слайды 20 – 30). | Работают с тетрадью, фиксируют уравнения реакций. | Каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический, эффективное внимание. |
9. | Физкультпауза. Учащимся предлагается,
разделившись на три группы, изобразить
пантомиму. Каждая группа получает свое задание –
изобразить внутреннее состояние: Я – алмаз в короне. Я – графит в карандаше. Я – уголь в шахте. |
Общаются с одноклассниками, развивают фантазию и двигательную активность. | Воображение, гибкость тела, физическая активность, координация движений, эмпатия к одноклассникам, положительные эмоции коммуникативные качества. |
10. | Учитель просит определить, какие образы создаются и почему? | Излагают свое мнение в монологе и диалоге. | Аналитическое мышление. |
11. | Далее учитель говорит о том, что
пантомима – одна из форм невербального общения.
Чем отличается вербальное общение от
невербального? Какое общение далось вам легче? Нацеливает учащихся на то, какой именно должна быть речь человека. |
Излагают свое мнение в монологе. | Умение выделить главное. |
12. | Продолжается урок выступлениями
учащихся, подготовившими презентации по
вопросам (1 минута): Н.Д.Зелинский и первый русский противогаз. Алмазы и истории. Виды углей. |
Слушают выступления одноклассников, запоминают. | Положительные эмоции, уверенность в
себе, чувство времени и коммуникативные качества
выступающих. Аудиальный канал и память слушающих. |
13. | Предлагается каждому написать ответ на проблемный вопрос. | Работают с индивидуальной картой урока. | Самостоятельность мышления, правильность письменной речи. |
14. | Учитель предлагает еще раз посмотреть на самые известные алмазы. Обращается к учащимся с просьбой выбрать, какой камень тебе больше всего понравился? Познакомься с историей этого алмаза. Укажи, что тебя больше всего поразило. | Рассматривают фото алмазов. Работают с индивидуальной картой урока. | Чувство прекрасного и историческая
память. Скорость чтения, умение обосновать свою позицию. |
15. | Выполнение задания на определение правильных и неправильных утверждений об углероде. | Работают с индивидуальной картой урока. | Память, точность мышления. |
16. | Для тех, кто справился, предлагается разгадать кроссворд. | Работают с индивидуальной картой урока. | Самоуважение, правильность письменной речи. |
17. | Самопроверка выполнения задания 4. | Развивают навыки самоконтроля. | Рефлексивное мышление, самокритичность. |
18. | Подведение итогов урока. Учитель благодарит учащихся за работу на уроке. | Развивают эмоциональную сферу. | Эмпатия, положительные эмоции. |