Цель: формирование представлений об альтруизме, как важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
- познакомить с понятиями “альтруизм”, “эгоизм”, “разумный эгоизм”; показать полярность альтруистических и эгоистических поступков;
- воспитывать стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- развивать навыки сотрудничества при работе в группе, коммуникативную компетенцию учащихся
Основные понятия: альтруизм, эгоизм, разумный эгоизм
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, учебник, словари (Ожегова, Энциклопедический), раздаточный материал
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности (Психологический настрой на урок. Создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность)
- Ребята! Очень рада вас видеть. Посмотрите в окно: сегодня пасмурный (солнечный) день. Давайте впустим солнышко в наш класс! Как это можно сделать? (улыбнуться) Слайд 2
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! И чем чаще мы это делаем, тем больше людей будут радоваться вместе с нами!
Если только улыбнуться,
То начнутся чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка, милые ребята,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало в нашем классе
И светлее, и теплей! [5]
- Что хотите пожелать себе и своим товарищам на уроке?
- Я уверена, что у нас сегодня всё получится!
- Нас ждет увлекательное путешествие в мир этики
2. Актуализация знаний
- Ребята, о каких понятиях мы говорим на уроке Основы светской этики?
- Соотнесите понятие с его определением (работа в парах) Приложение 1
- Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле, - это ... (этика)
- Это понятие появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало “возделывание земли” ... (культура)
- Особый вид духовной культуры, система норм и ценностей, регулирующих поведение людей ... (мораль)
- Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними...(добро)
- То, что мораль стремиться устранить и исправить ... (зло)
- Стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом ... (добродетель)
- Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям, называется ... (порок)
- Способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества ...(свобода)
- Черта характера личности и ее действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор ... (ответственность)
- Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов и т.п. ... (справедливость)
Проверка Слайд 3
- К какой категории относятся эти понятия? (нравственные)
3. Постановка учебной задачи
- Сегодня нам вновь предстоит вести разговор о нравственных понятиях. Каких? Попробуйте расшифровать слова:
ЗМИУРТЬЛА (альтруизм) ЗМИОГЭ (эгоизм) Слайд 4
Сформулируйте тему, цель урока Слайд 5
4. “Открытие” нового знания
- Предлагаю вам в течение одной минуты поразмышлять и попробовать объяснить значение данных слов (ответы детей) Слайд 6
- Благодарю вас за ответы. Теперь нам предстоит доказать, правы ли мы в наших суждениях. Как это можно сделать? (спросить, найти в Интернете, прочитать в словаре, найти ответ в учебнике)
Работа в группах (фиксирование в речи и знаково)
- 1 группа работает в Интернете
- 2 группа работает со словарями
- 3 группа работает с текстом учебника (с.30-31) [2]
- 4 группа работает с электронным приложением [4]
- 5 группа работает с текстом, подготовленным учителем [3] Приложение 2
- Поделитесь своими открытиями (работа с интерактивной доской, фиксирование опорных слов. Игра “Ассоциации”) Слайд 7
АЛЬТРУИЗМ ЭГОИЗМ
... ...
- Итак, альтруизм – это .... Альтруист, это - ...
- Эгоизм, это - ... Эгоист, это - ...
- 5 группа работала с электронным приложением. Назовите синонимы слова альтруизм (альтруист) (бескорыстие, бессребреник, человеколюбие, самоотверженность)
Слайд 8
- Получается, что человек о себе вообще не должен думать? Всё отдавать другим? А как же самому жить? Как вы думаете? (ответы детей)
- Обратимся к притче “Зеркало” Слайды 9-15 (или электронное приложение), может быть она нам поможет разобраться (дети читают притчу и обращают внимание на то, что бедный человек не жаден, а тот, кто богат наоборот жадничает, не делится с нуждающимися)
- Все ли богатые люди эгоисты?
- Ребята, так как же поступать? Если мы что-то себе оставляем, значит, мы не альтруисты? Тогда кто?
Работа с учебником
- Обратимся за помощью к учебнику (с. 31) [2]
- Что нового вы узнали об эгоизме? (Эгоизм бывает крайний и разумный. Крайний эгоизм направлен на удовлетворение собственных интересов в ущерб других людей. Разумный эгоизм - способность человека, преследовать свои интересы, содействовать общему благу)
5. Первичное закрепление
- Что можно сказать о понятиях альтруизм, эгоизм по отношению друг другу? (Альтруизм противостоит эгоизму)
Работа с иллюстрацией учебника (с.30) [2]
- Рассмотрите рисунок, обсудите в паре, что происходит
- На рисунке человек отдает все, что купил, людям. Оцените его поступок.
- А в итоге он остался без всего и уже не может помочь бедному человеку!
- Кому человек раздавал свои покупки, бедным людям? (нет, они хорошо одеты) Зачем тогда он с ними делился?
- Альтруистом быть хорошо? (да, но надо помогать в первую очередь нуждающимся людям...)
6. Самостоятельная работа
Работа с электронным приложением (контроль) [4]
7. Включение в систему знаний
- Поразмышляйте: чем альтруизм лучше эгоизма? Проанализируй литературных героев, с точки зрения альтруизма и эгоизма:
(не всем героям можно дать однозначную оценку, важно как ребенок аргументирует свою точку зрения) Слайд 16
- Золушка
- Колобок
- Кот Леопольд
- Человек – Паук
- Баба – Яга
- Илья Муромец
- Карлсон
- Айболит
- С какими трудностями столкнулись, выполняя задание? Почему?
- Предлагаю вам дома найти литературных героев - альтруистов и эгоистов
- Попробуйте поразмышлять над заданием 2 (или 3) на с.31 учебника [2]
8. Рефлексия
- С какими понятиями работали на уроке? Какие цели поставили перед собой, смогли ли их достичь?
- Что вас особенно заинтересовало? О чем вы хотите рассказать родителям?
Чтобы выйти из заколдованного круга (хором: любите друг друга)
Чтобы не быть в обиде, когда придётся туго. Во время труда и в час досуга (любите друг друга)
Зимой за окном свирепствует вьюга, а вы всё равно (любите друг друга)
Слайд 17
Используемые ресурсы.
- Программа курса “ОРКСЭ”. А.Я. Данилюк. М.: Просвещение. 2010
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
- Рабочая тетрадь по этике для учащихся 5 класса. Авторы: Морозова Е.А. и Дебердеева Т.Х. ВИПКРО, Владимир, 2010.
- Электронное приложение к учебнику Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. – М.: Просвещение, 2012.
- http://www.openclass.ru/node/438465