Учебная прогулка «Казанский собор – символ русской воинской славы»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Классы: 3, 4

Ключевые слова: история, Отечественная война 1812


Цель. Создать условия для осознания учащимися значения Казанского собора как памятника русской военной славы.

Прогнозируемее результаты.

  • Приобретение детьми начальных навыков исследовательской деятельности и ориентировке в информационном пространстве.
  • Осознание детьми значения для петербуржцев Казанского собора.
  • Пробуждение чувства уважения к Родине, к людям, защитившим ее, гордости за историю своей страны
  • Понимание детьми возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

1. Личностные УУД

  • включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

2. Регулятивные УУД

  • развивать умение контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;
  •  планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

3. Познавательные УУД

  • помочь выделить и сформулировать познавательную цель;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • обобщать полученные знания;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

4. Коммуникативные УУД

  • создать условия для сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • эмоционально позитивно относится к процессу.

Методы:

  • фасилитированная дискуссия;
  • перефразирование ответов учащихся;
  • “линкинг” (связное обобщение);
  • коллегиальное обсуждение.

Предварительная работа.

  1. Беседа с использованием презентации “Отечественная война 1812 года”
  2. Запуск проекта “Герои войны 1812 года”
  3. Перед поездкой детям задается вопрос “Почему Казанский собор получил такое название?”.

Ход прогулки

Первый этап

Знакомство с Казанским собором начинается с рассматривания здания от Малой Конюшенной улицы.

Выясняется, кто узнал о названии данного собора. Если несколько версий, обсудить. Подводится итог: оказывается в храме хранится Икона Казанской Божией Матери (из города Казани). И храм строился именно для нее.

Давайте рассмотрим собор. Что вы можете сказать о здании? Кто видит что-то еще? Сравните его со зданиями находящимися рядом? Как вы думаете, почему все здания расположены вдоль Невского проспекта, а собор в углублении? Что вам напоминает это здание? Какие чувства вызывает этот собор? Почему же именно для этой иконы построен такой собор? У кого еще какое мнение? А кто знает, какое значение имеет эта икона для русских людей? Если дети не вспомнят, предложить поискать ответ на этот вопрос, подойдя ближе, а потом и внутри собора. (Все ответы дублируются, не оцениваются, выводы не делаются).

Второй этап

Осмотр памятников

Перейдя Невский проспект, останавливаемся около памятника М.И.Кутузову. Кому поставлен этот памятник? Кем был этот человек? Как скульптор показал это? Почему скульптор изобразил своего героя именно так? О чем он хотел рассказать? Обойдите памятник. Что написано на нем? Что мы узнали из надписей? Почему на памятнике только дата 1812? Когда создан памятник?

Аналогично рассматривается памятник М.Б. Барклаю-де-Толли, постараться внести элемент сравнения (положение, как изображен, какие отличия, особое внимание на надпись).

Что хотел сообщить нам Б.И.Орловский? Можно загадать загадку А.С. Пушкин, посетив мастерскую скульптора сказал в одном из своих стихотворений "Здесь зачинатель ..., а здесь завершитель ...". Кого назвал поэт зачинателем, а кого завершителем? Подвести детей к выводу о том, что автор хотел показать главную роль Кутузова в победе над Наполеоном.

А как вы думаете, что появилось по времени раньше собор или памятники? Почему? Запомните дату создания памятников. Будем искать ответы на наши вопросы.

Третий этап

Осмотр собора в непосредственной близости.

Рассмотрите фасад собора, что говорят изображения на нем? Для чего эти изображения поместили здесь? О чем они символизируют?

Пройти по колоннаде. Что вы видите? Предложить рассмотреть и потрогать колонны. Что можете сказать о колоннах? Предложить посчитать колонны. Для чего такие большие пролеты? Что чувствуете находясь здесь?

Обойти собор вокруг. Рассмотреть входы. Как вы думаете из чего сделаны врата? Какой вход является главным? Почему? Что находится справа от собора? Предложить рассмотреть решетку. Что изображено? Почему? Что за предмет находится рядом? Для чего он мог служить раньше? Для чего он здесь?

Рассмотреть бронзовые статуи у северного фасада. Подумайте чьи это скульптуры? Почему они здесь поставлены? Найдите среди скульптур изображение Александра Невского? Как вы узнали? По каким признакам? Почему его скульптуру поместили в соборе?

Рассмотреть фасад с изображением иконы Казанской Божией Матери. Что означают слова, написанные рядом? Подтвердились ли сообщения о названии собора?

Что вы можете сказать о соборе теперь, рассмотрев его вблизи?

Четвертый этап

Осмотр собора внутри.

Подвести учащихся к доскам, указывающим год начала строительства и окончания. Что рассказывают нам эти доски? Почему их две? На какой вопрос мы сможем теперь ответить? (Собор построен раньше, чем поставлены памятники). А можем ли ответить на вопрос, почему памятники поставили именно около этого собора? После высказанных предположений предложить продолжить поиск ответов на вопросы?

Рассмотреть портрет А.Н.Воронихина. Как вы думаете, кто это?

Осмотреть внутреннее убранство храма. Что вы можете сказать об убранстве собора? Есть ли здесь что-то необычное для вас? О чем нам говорит такое богатство? Попробуем найти главную икону собора? Как она должна выглядеть? Почему вы думаете что это она? Рассмотреть икону. Как выглядит? Почему так украшена икона?

Подойдя к могиле М.И.Кутузова. Что это? По каким признакам вы узнали? Как можно определить, что здесь похоронен полководец? Что узнали из надписи? О чем говорят предметы около надгробия?

Рассмотрите картину. Что вы видите? О чем она рассказывает? Когда происходят события на картине? Почему вы так думаете? Почему она висит именно над могилой Кутузова? (Небольшой рассказ о значении иконы Казанской Божией матери для русских людей. Можно прочитать отрывок из стихотворения С.Городецкого). Почему же для хранения иконы Казанской Божией Матери создан такой храм? Как связан храм с героической историй России?

Можно ли теперь предположить, почему М.И.Кутузова похоронили в Казанском соборе? После высказываний детей можно рассказать о трофеях, которые были выставлены в Казанском соборе после побед над наполеоновской армией, Подвести детей к выводу, что Казанский собор место, где хранится одна из значимых икон для русского народа, покровительница России, помогавшая спасти страну от врагов. Поэтому в знак благодарности за вклад М.И.Кутузова в победу над войсками Наполеона его похоронили в этом храме. А около собора поставили памятники выдающимся полководцам. О чем же рассказал нам собор?

Дополнительный материал.

1. Казанская икона – напоминание о милости Богородицы к русской земле, о заступничестве ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы и испытания. Казанская икона Божией Матери – была найдена в Казани в подвале сгоревшего дома в 1579 году. Пресвятая Дева, трижды явившись во сне девятилетней девочке, указала, где искать икону. Икона была найдена и отнесена в ближайший храм. От нее стали совершаться чудеса.

В 1612 году для России настали страшные времена. Польские захватчики захватили Москву. Но народ объединился и летом 1612 года ополчение под руководством Минина и Пожарского подошло к Москве. Перед решающей битвой воины обратились с пламенной молитвой ко Господу и Богородице перед Казанским образом, который прислала вместе со своей дружиной Казань. И молитва была услышана. Архиепископу Арсению было открыто в видении, что по ходатайству Богородицы Господь низложит врагов и спасёт Москву. Ободрённые этим ополченцы окружили засевших в Кремле поляков. В конце октября враги сдались. Над могилой М.И. Кутузова расположена картина Ф.А. Алексеева “Чудо от иконы Казанской Богородицы в Москве”. Художник изобразил тот момент, когда через несколько дней после очищения Москвы от интервентов русские войска приняли участие в торжестве прославления Чудотворной иконы Казанской Божией Матери. На площади перед храмом святого Василия Блаженного был совершен крестный ход, во главе которого находилась Чудотворная Казанская икона.

М.И.Кутузов почитал Казанскую икону и содействовал строительству собора, а когда он был назначен главнокомандующим в действующую армию, фельдмаршал перед отъездом из Петербурга специально приехал в собор, чтобы помолиться перед Чудотворной Казанской иконой о ниспослании победы над врагом. Именно заступничеству Божией Матери приписывал он победоносный исход войны.

У Казанской Божией Матери. Сергей Городецкий. 1915 г. (второй год Первой мировой войны)

    У Казанской Божьей Матери
    Тихо теплются огни.
    Жены, дочери и матери
    К Ней приходят в эти дни.

    И цветы к Ее подножию
    Ставят с жаркою мольбой:
    “Матерь-Дева, силой Божией
    Охрани ушедших в бой.
    Над врагом победу правую
    Дай защитникам Руси,
    Дай сразиться им со славою
    И от смерти их спаси.

    На Кресте Твой Сын Единственный
    За любовь Свою страдал,
    И Его глагол таинственный
    К этим битвам Русь позвал.

    Мы воюем за спасение
    Братьев — страждущих славян.
    Мы свершим освобождение
    Подъяремных русских стран.

    С кем враждует Русь лучистая —
    Враг и Сына Твоего.
    Дай же, Дева, дай, Пречистая,
    Нашей силе торжество!”

    У Казанской Божьей Матери
    Дивно светел вечный взгляд.
    Жены, дочери и матери
    Перед Ней с мольбой стоят.

3. Над могилой М.И. Кутузова расположена картина Ф.А. Алексеева "Чудо от иконы Казанской Богородицы в Москве". Художник изобразил тот момент, когда через несколько дней после очищения Москвы от интервентов русские войска приняли участие в торжестве прославления Чудотворной иконы Казанской Божией Матери. На площади перед храмом святого Василия Блаженного был совершен крестный ход, во главе которого находилась Чудотворная Казанская икона.

4. По мере того, как неприятель начал терпеть поражения и в руки русских стали попадать вражеские трофеи, в Казанский собор начала поступать знамена, штандарты и значки вражеских частей и подразделений. Именно по инициативе Кутузова Казанский собор начал превращаться в первый в России музей боевых реликвий 1812 г. В начале XX в. в описи по собору значилось знамен и штандартов французских — 41, польских — 11, итальянских — 4, немецких — 47, а также 5 воинских значков — 3 французских и 2 итальянских.

В настоящее время в соборе сохранились лишь 5 наполеоновских штандартов и одно знамя, а также ключи от Бремена, Любека, Авена, Монса, Нанси и Гертруденберга. Большинство трофеев хранятся в Историческом музее в Москве.

5. Гробница Кутузова стала источником вдохновения для А.С. Пушкина, написавшего в 1831 году знаменитое стихотворение “Перед гробницею святой...”:

Перед гробницею святой
Стою с поникшею главой...
Все спит кругом; одни лампады
Во мраке храма золотят
Столпов гранитные громады
И их знамен нависший ряд.

Под ними спит сей властелин,
Сей идол северных дружин,
Маститый страж страны державной,
Смиритель всех ее врагов,
Сей остальной из стаи славной
Екатерининских орлов.

В твоем гробу восторг живет!
Он русский глас нам издает;
Он нам твердит о той године,
Когда народной веры глас
Воззвал к святой твоей седине:
“Иди, спасай!” Ты встал – и спас...