Экологическое образование, самообразование и ноосферные идеи В.И. Вернадского

Разделы: Администрирование школы, Экология


Магистральным направлением в развитии научных идей В.И.Вернадского является учение о ноосфере – сфере разума – возникающей при гармоничном взаимоотношении природы и общества. Идеи Вернадского оказали большое влияние на формирование современного экологического сознания. В настоящее время проблема экологии является одним из самых актуальных вопросов существования жизни на Земле.

Проект “Научно-практическая конференция: Создаем, обсуждаем, проектируем, обобщаем, творим (СОПОТ) - Экология начинается с нас!” является формой экологического самообразования и дополнительного образования обучающейся молодежи.

Цель конференции: формирование общественного сознания для устойчивого развития экологической культуры и понимания каждым человеком важности его личной роли в сохранении жизни на Земле.

Преамбула. Любое учение, любой культ, любая конфессия приближают человека к высотам разума и духа, но каждый вид интеллектуальной и творческой деятельности имеет свои пределы; каждое из них необходимо, но необходима и форма универсального самоосмысления. Такой формой познания и методологии является учение о ноосфере, которое может и должно стать универсальной научной платформой третьего тысячелетия.

Интерес к концепции Вернадского обусловлен тем, что в конце 20 века современная цивилизация столкнулась с серьезными экологическими, демографическими, духовными, нравственными проблемами. Они показали реальную угрозу биосфере планеты. Впервые в истории эти проблемы стали не следствием стихии, а логическим результатом неумения или нежелания человечества решать острые противоречия между современным обществом и окружающей природой, которая по определению является средой его обитания.

Базой и одновременно платформой для развития идей В.И. Вернадского об эволюции биосферы в ноосферу становится экологизация образования и формирование экологической культуры.

Учение о ноосфере и экологическое образование

“В переживаемый нами момент создания новой геологической силы, научной мысли, резко возрастает влияние живого общества в эволюции биосферы. Биосфера, перерабатываясь научной мыслью Homo Sapiens, переходит в свое новое состояние – в ноосферу. Необходимо подчеркнуть неразрывную связь создания ноосферы с ростом научной мысли, являющейся первой необходимой предпосылкой этого создания”. [1 C. 333] “"Взрыв" научной мысли в XX столетии подготовлен всем прошлым биосферы и имеет глубочайшие корни в ее строении - он не может остановиться и пойти назад…”. [1 C. 335]

Спустя 100 лет со времени пророческих трудов В.И. Вернадского, политики обращаются к его идеям. “Вне всякого сомнения, мы вступаем в новую эру, новую геологическую эпоху, когда деятельность человека принудительно меняет историю земли”, - произнес Генсек ООН Пан Ги Мун, а предстоящие цивилизационные преобразования даже названы представителями ЮНЕСКО “вернадскианской революцией”. [2]

Впервые термин “экологическое образование” был введен в оборот на конференции, организованной Международным Союзом охраны природы в 1970 г. В 1992 г. на конференции ООН были определены задачи экологического образования. Суть экологического образования состоит в смещении основных акцентов с удвоения объема информации или готового знания на “раскрутку мозгов”. Образно говоря, отправляясь в путешествие, не набивайте рюкзак только готовым знанием, а захватите с собой мыслительные орудия, позволяющие ориентироваться в любом месте и умение владеть этими орудиями [ 3].

Опираясь на материалы всемирного саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2001 г.), можно сказать, что экологическое образование есть процесс, который длится всю жизнь и который необходимо изменять и преобразовывать, оно выступает непрерывным процессом обучения, воспитания и развития личности. В декабре 2002 г. на 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН было провозглашено десятилетие, начинающееся с 2005 г., - десятилетием образования в интересах устойчивого развития.

Научно-практическая конференция СОПОТ - Экология начинается с нас! - форма экологического самообразования и дополнительного образования обучающейся молодежи

Социально-экологическое образование студентов тесно связано с их профессиональной подготовкой, каждая профессия так или иначе связана с природной средой, использует ее потенциал и имеет определенные возможности ее сохранения и возобновления. Нами были выбраны и использованы основные принципы организации научно-практической конференции.

1. Принцип связи профессиональной и социально-экологической подготовки. Трудовая деятельность является связующим звеном в системе “общество-природа”. В процессе труда используются условия и ресурсы природы, и именно в результате труда природе наносится непоправимый ущерб. В процессе профподготовки у студентов должны сформироваться устойчивые установки, мотивы, черты характера, определяющие его поведение в окружающей природной среде.

2. Принцип - требование интеграции и дезинтеграции.

3. Принцип рассмотрения социально-экологических отношений в контексте стратегии устойчивого развития.

4. Принцип вариативности. Вариативность компонентов прослеживается в разнообразии методов, средств и форм социально-экологического обучения и воспитания учащейся молодежи; в различных их комбинациях; в использовании различных видов и способов учебно-познавательной, учебно-воспитательной и самообразовательной деятельности.

5. Принцип альтернативности и дополнительности познания социально-экологических отношений с позиции различных наук, других форм общественного сознания: философии, морали, религии, эзотерики.

6. Принцип формирования социально-экологической ответственности.

Формирование экологической ответственности должно осуществляться уже в дошкольных учреждениях. Развитие экологической ответственности осуществляется в различных видах деятельности: познавательной, трудовой, исследовательской, общественной и др.

В сентябре 2007 года в Технологическом колледже №21 было создано Студенческое научное общество (СНО). СНО - творческое объединение студентов, стремящихся осваивать методологию и методику исследовательской, проектной деятельности и совершенствовать свои знания в области профессиональных и иных наук. Членом научного общества может стать любой студент колледжа.

Ежегодным результатом работы СНО принято считать итоговую конференцию СОПОТ. С 2009 года конференции придан статус городской. Основная цель проведения конференции: повышение образовательного потенциала студентов, приобщение их к проектно-исследовательской работе в различных областях знаний. За семь лет в ней приняли участие более 1500 человек.

Итоговая конференция проходит обычно в апреле по теме “Экология начинается с нас” в ней принимают участие обучающиеся колледжей и школ города Москвы, представители работодателей, Учебного методического центра по профессиональному образованию, Центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в РФ, Московского экологического центра “Природа и человек”, Московского городского центра условий и охраны труда, Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы, Молодежного совета ВАО; Российской государственной библиотеки для молодежи, воспитанники детских садов и другие социальные партнеры.

На конференции представляются исследовательские работы и проекты в четырех секциях:

1. Промышленная экология, переработка отходов.

2. Социальная экология, экологический туризм, бездомные животные.

3. Экологическое образование, экологический менеджмент, мониторинг, экодом.

4.Экология и здоровье человека.

Работы участников оцениваются экспертами по следующим критериям: четкость постановки проблемы, цели и задач работы; глубина анализа литературных данных, полнота исследования проблемы, логичность изложения материала, оригинальность к подходам решения проблемы; новизна исследуемой проблемы и теоретическая значимость работы; актуальность и практическая значимость работы; наличие собственного взгляда и выводов по проблеме и т.д.

По оценкам экспертов лучшие работы награждаются дипломами лауреатов и ценными подарками. Темы работ лауреатов самые разные: “Повышение экологических характеристик двигателей внутреннего сгорания”; “Правовые проблемы осуществления общественной экологической экспертизы в России”; “Перспективы и проблемы развития экологического туризма в России”; “Компьютер и здоровье человека”; “Геосинтетика в дорожном строительстве, как путь к решению экологических проблем на дороге”; “Cтандартизация и экология”; “Зеленый колледж, эко-офис, эко-гостиница- миф или реальность”; “Проблемы, связанные с бездомными животными в мегаполисе и возможные пути их решения”; “Природное и культурное наследие национального парка “Лосиный остров” и проблемы его сохранения” и др.

В рамках конференции проводится Круглый стол по теме “Экология языка – экология нравственности”, фотовыставка “Экология и мы”, творческое выступление студентов-дизайнеров “Экология и мода”, акции: “Банк студенческих эко-идей”, “Зеленый колледж”.

Заключение

Значение учения В.И. Вернадского о ноосфере состоит в том, что он впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных наук при изучении глобальной деятельности человека, перестраивающего окружающую среду.

Дальнейшее устойчивое развитие государства и общества во многом определяется подготовленностью граждан к решению проблем взаимодействия общества с природой. Особая роль в этом процессе отводится учащейся молодежи.

Значительную помощь, как нам кажется, окажет социально-экологическое образование студентов, которое, интегрируясь с профессиональным, позволит будущему специалисту видеть не только связи объекта его профессиональной деятельности с природной средой, но и выявлять возможности сохранения природного потенциала средствами своей профессии.

Экологическая обстановка в мировом масштабе прямо пропорциональна уровню экологической культуры общества и находится в прямой зависимости от экологического образования. Таким образом, от состояния экологического образования и культуры зависит вопрос выживания человечества: сможет ли человек выработать механизмы “био-сферосовместимости”.

Экология начинается с нас!

Приложение

Библиографический список

  1. В.И.Вернадский. О науке. Т.1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль.- Дубна: “Феникс”, 1997-576с.
  2. С.Н.Глазачев, “Ноосферные идеи Вернадского и современное образование”, 2012. -http://cyberleninka.ru
  3. В.Г. Рубанов, Е.В. Рубанова, “Ноосферная концепция В.И. Вернадского и современное экологическое знание”, 2003-http://cyberleninka.ru
  4. Е.В. Рубанова, “Проблемы современного экологического образования”, 2009 -http://cyberleninka.ru
  5. М.М. Гаджиев, “К проблеме содержательно-целевых установок экологического образования старшеклассников”, 2009 http://cyberleninka.ru
  6. П.Г. Смалева, “Роль экологического образования в реализации концепции устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях (на примере Томской области)”, 2009 http://cyberleninka.ru