Задачи деятельности учителя: способствовать выяснению признаков однолетних, двулетних и многолетних растений; создать условия для развития умения определять возраст растений.
Планируемые результаты образования.
Предметные: научатся определять возраст растений, выяснять признаки однолетних, двулетних и многолетних растений.
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий УУД).
Познавательные: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе существенных признаков, составлять таблицы.
Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Коммуникативные: выразительно читать и пересказывать текст, вступать в беседу на уроке.
Личностные: проявляют ценностное отношение к природному миру, осознают важность знаний о возрасте растений.
К уроку: учебник “Окружающий мир” 2 класс, 1 часть О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов, тетрадь для самостоятельной работы №1 2 класс, О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов, интерактивная доска, компьютер, презентация, смайлики, листы для самостоятельной работы.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
- Отгадайте названия деревьев и найдите слова – отгадки на картинках. Слайд 1
1.
В белом сарафане стала на поляне.
Летели синицы, сели на косицы. (Берёза)
2.
Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок.
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
3.
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт.
А в иголках круглый год. (Ель)
4.
С моего цветка берёт пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают: шкуру тонкую сдирают. (Липа)
5.
Что за дерево стоит -
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
6.
У родственницы ёлки неколючие иголки,
Но, в отличие от ёлки, опадают те иголки. (Лиственница)
7.
В сенокос горька,
А в мороз – сладка.
Что за ягодка? (Рябина)
II. Формирование новых знаний.
1. Беседа по теме урока.
- Сколько лет живут растения? (Все живут разное количество времени.)
- Непохожи растения друг на друга и по сроку жизни. Такое растение, как дуб, живёт более тысячи лет. В то же время рожь и яровая пшеница живут меньше года. А вот капуста может жить два года. Именно по продолжительности жизни растения можно разделить на многолетние, однолетние и двулетние.
Многолетними называют растения, которые живут много лет. К ним относятся все деревья и кустарники, многие культурные и дикорастущие травянистые растения. Например, много лет живут одуванчик, крапива, ирисы, пионы. Слайд 2
Их надземные органы к зиме засыхают и отмирают. А весной эти растения
развиваются вновь. Это происходит потому, что в почве под снегом в течение всей зимы у этих растений сохраняются корни или другие подземные органы с почками. Весной из почек развиваются новые побеги, цветки. Образуются плоды с семенами.
Однолетними называются растения, живущие одно лето. К однолетним относятся как дикорастущие (лебеда), так и культурные (Овёс, редис, гречиха) растения. Весной они появляются из семян, затем зацветают, образуя плоды с семенами, после этого погибают. После их отмирания остаются лишь семена, из которых при благоприятных условиях вырастают новые растения. Слайд 3
К двулетним относятся растения, живущие два года. Из культурных это свёкла и редька, капуста и морковь. В первый год у них развиваются только корни, стебли и листья. На второй год они зацветают, дают плоды с семенами и затем погибают. Слайд 4
- Есть ли в нашем крае деревья – долгожители? Долгожителями в основном бывают деревья, редко кустарники. Например, некоторые ели вырастают до 40 метров высоту и живут более 1000 лет. Из хвойных наиболее многочисленны представители рода сосна. Сосны живут в среднем 500 – 600 лет. Один вид – сосна остистая – относится к наиболее долгоживущим деревьям. К хвойным относится и кедр ливанский, произрастающий в Ливане, Израиле, Сирии, Турции, Северной Африке. Живёт он более 1000 лет. К настоящему времени кедр ливанский почти полностью уничтожен людьми и сохранился главным образом в культурных посадках как декоративное растение. Он занесён в Красную книгу. Слайд 5
2. Работа по учебнику.
с. 102-104
III. Физкультминутка.
IV. Применение новых знаний.
1. Самостоятельная работа. Составление таблицы и заполнение её. (На листах распечатана таблица.)
Сколько живут растения? | Названия растений |
однолетние | огурец, укроп, редис, горох, томаты |
двулетние | морковь, свёкла, капуста |
многолетние | дуб, берёза, кедр |
2. Проверка самостоятельной работы. Слайд 6
- Какие растения называют многолетними? (Которые живут много лет.)
- Назовите многолетние растения. (Дуб, берёза, кедр.)
- Какие растения относятся к двулетним? (Это растения, которые на второй год дают семена и умирают.)
- Назовите двулетние растения. (Морковь, свёкла, капуста.)
- Назовите однолетние растения. (Огурец, укроп, редис, горох, томаты.)
- Почему их называют однолетними? (Своё развитие от семени до семени они проходят за один сезон и умирают.)
- А сейчас решим небольшие задачки.
1) Баобаб живёт 4000 лет, а лиственница – 400 лет. Во сколько раз баобаб живёт дольше лиственницы? (В 10 раз.)
2) Сосна может прожить 600 лет, ель – вдвое больше, чем сосна, а дуб – на 800 лет больше ели. Сколько лет может прожить дуб? (2000 лет.)
3) Ель может жить 1200 лет, сосна – половину этого возраста, а рябина – на 520 лет меньше, чем сосна. Сколько лет живёт рябина? (80 лет.)
4) Берёза прожила 50 лет, что составило 1/5 часть продолжительности её жизни. Какова продолжительность жизни берёзы? (250 лет.)
V. Задание на дом.
Тетрадь с. 45, з. 62,63
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Зачем нужно знать, какие растения называются однолетними, двулетними и многолетними?
- С каким настроением вы уходите с урока? (Выберите и покажите смайлик)
- Какие задания вам понравились? Почему?