Учёт возрастных особенностей - это один из основополагающих педагогических принципов, т.к., опираясь на него, учитель распределяет нагрузку, устанавливает содержательное поле, обоснованные объёмы занятости различными видами деятельности и т.д. Они также обуславливают выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности. Важное значение имеют особенности развития психики и познавательной деятельности младших школьников, которая происходит под влиянием обучения. В психологии и педагогике утвердилась идея Л. С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии детей. Вот почему усилия учителя должны направляться на то, чтобы, учитывая особенности и возрастные возможности ребёнка, использовать учебно-воспитательную работу для его интенсивного развития. Младший школьный возраст - это период впитывания и накопления знаний. Если ребёнок в этом возрасте не обретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем ему будет труднее. Поэтому в развитии детей этого возраста очень важна роль педагога, умеющего внедрить эти знания в учебно-педагогический процесс и применить их в своей практике, учитывая особенности каждого ребёнка. Возраст - период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности. Возраст представляет собой качественно особый этап, которому свойственен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры личности на данной ступени развития. Возрастные особенности образуют комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств человека, которые характерны для большинства людей одного возраста. Возрастной подход требует знания возрастных особенностей. Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. Большое значение для умственного развития младших школьников имеет правильная организация и совершенствование их познавательной деятельности, прежде всего, важно развивать те психические процессы, которые связанны с непосредственным познанием окружающего мира, т.е. ощущения и восприятия.
Ощущения - отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии.
Восприятие - система приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Восприятие вместе с ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему чувственный материал. Восприятие может выступать источником, как истинного знания, так и заблуждения, иллюзии. Быстрое сенсорное развитие ребёнка в дошкольном возрасте приводит к тому, что младший школьник обладает достаточным уровнем развития восприятия. Однако восприятие младшего школьника отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, созерцательной любознательностью. Поэтому учителю необходимо подбирать дидактический материал небольшой по объёму и яркий по содержанию. Важно, чтобы ребёнок не перегружался информацией, не переутомлялся. Именно поэтому целесообразно на уроке использовать разные формы работы, чтобы переключать внимание ребёнка, избегать быстрой утомляемости. Активное восприятие музыки - основа музыкального воспитания. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одно из активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний духовный мир учащихся, их чувства, мысли.
Восприятие музыки – это процесс целостного, образного, эмоционально-осознанного, личностно окрашенного постижения содержания музыкального произведения. Музыкальному восприятию свойственны эмоциональность и образность. Распознавая эмоции, входящие составной частью в структуру художественного образа, ребёнок воспринимает их как свои собственные переживания.
Мышление – это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением деятельности. Абстрактное мышление создаёт условия для многих вопросов программного материала не только на уровне представлений, но и на уровне теоретических понятий (в первом классе для ученика ДМШ такими понятиями будут динамика, темп, ритм, регистр, мелодия, аккорд, цензура, аппликатура и др.). Важная задача – развитие у младших школьников аналитико-синтетического мышления при усвоении материала. Необходимо учить их разделять на части, вычленять существенные и менее существенные признаки, делать сравнения, выводы в процессе анализа прослушанных произведений. Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Поэтому на первых порах занятия следует выстраивать так, чтобы ребёнок, не отрываясь от знакомых образов действительности, учился постигать музыкальных язык. Мышление детей развивается во взаимосвязи с речью. На первых порах дети могут стесняться излагать свои мысли, или затрудняться их сформулировать. Поэтому удобно использовать различные карточки с уже обозначенным настроением, предложив учащимся выбрать карточку, соответствующую услышанному. Под влиянием обучения и придания ему развивающего характера качественные сдвиги происходят в совершенствовании памяти младших школьников.
Память – процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в среду сознания. Память младшего школьника имеет наглядно-образный характер. Запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Что необходимо учитывать при подборе репертуара и дидактических упражнений. В процессе учебной деятельности учащийся получает много описательных сведений, и это требует от него постоянного воссоздания образов, без которых невозможно понять материал и усвоить его. Поэтому от работы учителя на уроке во многом зависит развитие воображения учащегося.
Воображение – это познавательный психологический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений или идей), созданного на основе образов восприятия. памяти.
Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком – либо реальном или идеальном объекте ( предмете, образе, и т.д.). У младшего школьника преобладает непроизвольное внимание. В начале обучения внимание ученика привлекает лишь внешняя сторона вещей, однако, это им мешает проникнуть в их суть, затрудняет контроль над своей деятельностью. Объём внимания детей этого возраста невелик. Неумение детей распределять внимание (слушаю, пишу, вспоминаю правила, исполняю), свидетельствует о его неустойчивости. Поэтому очень важно научить их переключаться с одного задания на другое. В основе развивающихся потребностей, по мнению исследователей, лежат те, которые принёс ребёнок из дошкольного детства и которые необходимо учитывать. Это такие потребности как:
- Потребность в игре
- Потребность в движении
- Потребность во внешних впечатлениях
Важными особенностями характеризуется организация практической деятельности младших школьников. В младшем школьном возрасте жизнь ребёнка связана с игрой и учением, в ходе которого, на основе познания, упражнения и приобретённого опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретённые. Итак, младший школьный возраст – “Период впитывания и накопления знаний”, как определяют его психологи. Ложным и вредным является убеждение некоторых педагогов музыкантов в том, что их единственной задачей является формирование узкоспециальных, технологических навыков. Формирование музыканта – не может быть отделено от формирования его личности. Особенно важно это в работе с детьми. Этот тезис лежит в основе необходимости определения основных направлений учебно-педагогического процесса в классе специального музыкального инструмента в ДМШ с учётом психологических особенностей каждой возрастной группы учащихся. Рассмотрим эти направления в работе с младшими школьниками. Убеждение – это идея, в которую человек верит, которую он отстаивает, и которой руководствуется в своей повседневной жизни. Поэтому реализовать задачу формирования начальных детских убеждений – значит подвести серьёзную базу под нравственную структуру личности. Поэтому решающим условием здесь будет доминирование личностного подхода над индивидуальным. Индивидуальный подход заключается в изучении личностных особенностей ученика, которые педагог учитывает в организации учебного процесса, в то время как сердцевиной личностного подхода является развитие особенностей личности. Составляющими личностного подхода в работе с детьми младшего школьного возраста являются:
а) Опора на положительные качества и вера в оптимистическую перспективу их развития. На уроке нужно обязательно отмечать успехи ученика (даже если у ребёнка ещё не выходит необходимый результат, но он очень старается его получить, здесь уже само стремление достойно похвалы). А вот об ошибках и недочётах лучше говорить мягко: “Ты ещё не добился нужного темпа исполнения, но зато послушай, как мягко и красиво звучит у тебя гитара” - такое замечание скорее принесёт результат, оно даёт ребёнку стимул, желание справиться со всеми художественными и технологическими задачами, которые выдвигает перед ним исполняемое произведение.
б) Реализация потребности ребёнка ощущать себя “неповторимым и единственным” и быть в центре внимания педагога. Не стоит сравнивать ребёнка, его способности, его успехи с другими детьми.
Не стоит говорить ему: “Другие уже этюды играют, а ты никак с более простым заданием справиться не можешь!” Результатом может стать возникший у ребёнка комплекс неполноценности, утрата веры в свои силы, а как следствие и формирование негативного отношения к занятиям музыкой вообще.
в) Признание за ребёнком прав и обязанностей, которые существуют между взрослыми людьми. Учитель должен уметь признавать свои ошибки, извиниться перед ребёнком, если он оказался не прав.
Развитие общественных отношений и предупреждение авторитарности педагога. Здесь могут быть уместны следующие методы работы:
а) вовлечение ребёнка в подведение итогов урока
б) обсуждение вместе с ребёнком его и своих действий, поступков, их оценка в доступной для ученика форме
в) совместное с ребёнком обсуждение перспектив его работы
г) вовлечение ребёнка в выбор учебного репертуара
Формирование первичных представлений о морали, нравственности поведения. По мере развития, у детей начинают формироваться свои критерии поступков и поведения окружающих, при этом их уверенность в оценках и действиях учителя может быть поколеблена несоответствием “слова и дела” педагога (например, когда педагог ругает ученика за опоздание, но сам при этом постоянно опаздывает на урок). Создание ситуации успеха в учебной деятельности – одно из важнейших направлений практической деятельности педагога. Ситуация успеха – это условия, которые обеспечивают успех. Сам же успех может рассматриваться уже как результат этой работы. Причём если успех переживает ребёнок, то ситуацию успеха создаёт учитель. Его задача заключается в том, чтобы дат ребёнку пережить успех, осознать свои возможности, поверить в себя. Наиболее значимым для ребёнка будет успех, связанный с ожиданием близких ему людей – педагога, родителей. В современной педагогической литературе выделяется три вида успеха:
а) Предвосхищающий – которого ребёнок ждёт и на который надеется. Задача педагога - увидеть эту надежду и не дать повода для разочарования: поддержать, подготовить, убедить.
б) Констатирующий – которому ребёнок уже радуется. Здесь от педагога во многом зависит то, чтоб ребёнок не просто почувствовал свой успех, но осознал свои возможности, поверил в свои силы.
в) Обобщающий – когда ожидание успеха становится устойчивой потребностью у ребёнка. Здесь важно, чтобы ребёнок не переоценил свои силы и возможности.
Нужен постоянный контроль педагога-воспитателя, следящего за тем, чтобы радость успеха не порождала чрезмерное благодушие, формальность, а страх неуспеха не парализовал волю ребёнка, не порождал неуверенность в себе. Эффективность работы с детьми младшего школьного возраста напрямую зависит от того, удастся ли педагогу вызвать у ребёнка живой интерес к занятиям на уроках специальности. При развитии учащихся младшего школьного возраста в процессе обучения значительную роль играет оказываемое на него воздействие учителя. Взаимодействие и взаимоотношение с ребёнком каждый учитель должен основывать на знании возрастных и психологических особенностей каждого возраста. Период младшего школьного детства является самым важным для развития эстетического восприятия, творчества и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни. Только глубокое изучение и знание возрастных особенностей развития школьников создаёт условия для успешного учёта этих особенностей в процессе обучения и воспитания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология.– М.: ТЦ Сфера, 2001.
2. Немов Р.С. Психология. – М.: Владос, 2001.
3. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: Академический проект: Трикста, 2008.
4. Подуровский В.М. Психология музыкально-педагогической деятельности. – М.: Владос, 2001.
5. Сластёнин В.А. Педагогика. – М.: Академия, 2002.