Цель занятия:
- Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.
- Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как к сувениру, символ дружбы, любви и согласия – русского народа;
Задачи:
- Познакомить детей с историей матрёшки, с технологией её изготовления.
- Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки - матрёшки.
- Построить город для матрёшки – конструирование.
- Развивать интерес детей к народному творчеству.
- Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
- Воспитывать любовь к народному искусству.
Интеграция областей:
-
познавательная,
- игрова
- социально-коммуникативная,
- речевая
Планируемые результаты: иметь представление о матрёшке как символе русского народного искусства; проявлять интерес к народным игрушкам, творчеству.
Материал:
Игрушки (матрёшка, дымковская барышня, филимоновская игрушка – свисток), вышитое полотенце. Наборы строителя на каждого ребёнка, фломастеры, бумага для оригами.
Словарная работа: расписная, фартук, сарафан, деревянная
Ход занятия
Звучит русская народная песня
Воспитатель:
- Наша с вами встреча неспроста началась с этой старинной русской песни. Обратите внимание на стол, который находится в центре нашей группы
(на столе предметы старины, они накрыты старинными расшитыми полотенцами).
- Что же может находиться под таким полотенцем, которое выполнено в русском стиле?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель:
- Открою вам тайну. Наш стол наполнен игрушками. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире и денег стоят немалых. А особенность их в том, что, и поднос, и полотенце, которое находятся перед вами, созданы руками народных русских мастеров. О чём идёт речь, вы узнаете, отгадав мою загадку.
- Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрешка)
Воспитатель:
- Правильно, там лежат матрешки.
- А кто знает, чем матрёшка отличается от других игрушек?
Примерные ответы детей.
- Матрёшка-игрушка с секретом. У неё внутри целое семейство матрёшек: одна меньше другой, и все матрешки спрятаны одна в одной.
Воспитатель.
- Кто скажет, почему её любят все: и дети и взрослые?
Примерные ответы детей.
- Она красивая, яркая, праздничная.
- Игрушка матрёшка весёлая.
- Она - не одна, в ней целый коллектив таких же весёлых, нарядных и дружных сестёр.
Воспитатель.
- Наверное, поэтому матрёшка – символ дружбы, любви и согласия. Как её не любить?
Воспитатель.
- Ребята, а вы знаете, когда и где появились первые матрёшки?
Дети затрудняются ответить.
Воспитатель.
- Хотите узнать?
- А как можно узнать об этом?
Примерные ответы детей
- Можно с мамой прочитать, спросить у папы или у воспитателя
Воспитатель.
- Спросите у меня, о чём хотите узнать.
Дети.
Вера Алексеевна, где появилась первая матрёшка?
Воспитатель.
Матрёшка появилась в Японии 100 лет назад. Но это была немного другая игрушка. Эта игрушка изображала старца – мудреца Фукуруму. Он раскрывался, в нём пряталось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.
Воспитатель.
- А кто из вас, ребята, знает, как матрёшка попала к нам в Россию?
Дети.
- Наверное, ее привезли из Японии люди, которые там побывали.
Воспитатель.
- Как вы думаете, ребята, почему игрушка в России получила название матрёшки?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель.
- Посмотрите, на вид матрёшка деревенская. А имена в деревне, если называть ласково, звучали так: Дуняша, Маняша, Матрёша. Матрёша – матрёшка. ( Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе)
Мы красавицы матрешки
Разноцветные одежки
Раз Матрена, два — Милаша,
Мила – три, четыре – Маша,
Маргарита это пять,
Нас не трудно сосчитать.
Воспитатель: Ребята, сколько у нас матрешек на столе?
Дети: Пять матрешек.
Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?
Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.
Воспитатель: Правильно. Ребята, наши матрешки, веселушки-хохотушки, очень любят танцевать. Давайте мы с вами тоже немножко потанцуем.
Физкультминутка "Мы веселые Матрешки":
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Воспитатель:
- Ребята, мне матрёшка сказала по секрету, что надоело ей стоять на выставках. Она хочет, чтобы у неё было много друзей. Хочет поселиться жить в городе для матрёшек.
- Вы хотели бы помочь матрёшке?
- Как вы можете ей помочь?
Примерные ответы детей.
Воспитатель:
- Из чего можно построить город?
- Как вы считаете, матрешек лучше нарисовать, вырезать, или изготовить их способом “оригами”?
- Мальчики, что вы будете делать?
- Девочки, тогда вы будете изготавливать матрёшки.
Воспитатель:
- Предлагаю вам разделиться на две команды. Мальчики и девочки.
Мальчики, договоритесь между собой, кто какие дома будет строить.
Проходите на свои места и приступайте к работе.
Самостоятельная работа детей. (Звучит тихая музыка). Помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа.
Воспитатель:
- Мальчики, что вы построили?
- Какое название у вашего города?
- Девочки, как вы думаете, понравится ли таким красивым матрёшкам жить в этом городе? Почему?
- Какие вы молодцы, мальчики. Какой красивый город вы построили.
- Заселяйте матрёшек. Пусть они весело в нём живут.
Мы все пройдём на ковёр.
Дети стоят в кругу и держатся за руки.
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня встретились?
Дети: С матрешкой.
Воспитатель:
- А вам понравилась эта игрушка?
- Вы будете с ней играть?
Дети: Да
Воспитатель: Молодцы. Сегодня, мы встретились с Матрешкой - символом дружбы, любви и согласия русского народа.