Данная методическая разработка предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образовательного учреждения и конкретизирует организацию и содержание образовательной работы по теме “Космонавтом стать хочу, скоро в космос полечу”. Содержание методической разработки по данной теме, обобщает методы и формы организации непосредственно образовательной деятельности с детьми.
Цель методической разработки: описать эффективный опыт реализации темы недели “Космонавтом стать хочу, скоро в космос полечу”.
Задачи:
- Обобщить содержание образовательной деятельности с детьми;
- Описать эффективные способы его реализации в практике педагогического коллектива.
- В данной методической разработке реализуются ведущие принципы образовательной деятельности:
- Принцип вариативности, открытости, индивидуализации;
- Принцип научной обоснованности и практической применимости;
- Принцип комплексно-тематического подхода;
- Принцип интеграции;
- Принцип единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- Принцип построения адекватных возрасту видов деятельности и форм работы с детьми.
Игра – это ведущий вид деятельности ребенка и является как одна из основных форм обучения дошкольников. В игре решаются общеразвивающие задачи:
- Развитие психических процессов;
- Освоение позиции субъекта;
- Развитие мотивационно-потребностной сферы;
- Формирование и развитие самопознания;
- Развитие эмоционально-волевой регуляции;
- Развитие творческих способностей.
Сюжетно-ролевая игра “Космонавты” является итоговым мероприятием комплексно - тематического плана по теме недели “Космонавтом стать хочу, скоро в космос полечу”. Игра рекомендована для совместной игровой деятельности взрослого и детей 5-7 лет. (Приложение 1).
Цель: Узнать больше о космонавтах; понять как космонавты готовятся к полету; объяснить где и как ведется управление полетами; продолжать учить комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Задачи:
1. Побуждать детей более широко и творчески использовать в игре знания о космосе.
2. Способствовать сознательному отношению к соблюдению ролевого взаимодействия, направляя на качество исполняемых ролей, их социальную значимость.
3. Развивать инициативу, самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре.
4. Воспитывать доброжелательность, умение учитывать желание товарищей по игре.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, заучивание стихов по теме космоса; беседы, занятия о космосе; проведение дидактических игр; рассматривание альбомов, иллюстраций в книгах о космосе; подготовка атрибутов, костюмов к игре. Изготовление рисунков, поделок ко дню космонавтики (Приложение 2).
Материалы: таблица “Лабиринт”, звездочки трех цветов (красные, оранжевые, желтые); оборудование и материал к созданию медицинского кабинета; столы, пульты управления, наушники, “мониторы”; макеты трех ракет (красная, оранжевая, желтая), стульчики (посадочные места); шлемы, наушники, баллоны с кислородом; 3 плаката с точечным изображением инопланетян, фломастеры; “фрагменты” (крупные геометрические фигуры) летающей тарелки инопланетян; ширма с изображением звездного неба и цветных галактик на нем (красная, оранжевая, желтая).
Использованная литература:
- О.А. Скоролупова “Покорение космоса” (М., 2002)
- П. Клушанцев “О чем рассказал телескоп” (М., 1980)
- В. Мороз “Расскажите детям о космосе”
- С.В. Житонирский “Мир знаний. Космос”
- Л.В. Кучерова “Играя, учимся” (изд., Саратовского университета 1998)
- Т.Н. Образцова “Ролевые игры для детей” (М., 2005)
- Н.В. Губанова “Развитие игровой деятельности” (М., 2009)
- М.А. Васильева “Руководство играми детей в дошкольных учреждениях” (М., 1986)