Цели урока:
- Развивать умение определять падеж и тип склонения по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже )
- Обогащать словарный запас, развивать речь детей, орфографическую зоркость, зрительную и слуховую память;
- Воспитывать интерес к предмету, чувство взаимовыручки.
Ход урока
1. Организационный момент и сообщение целей урока.
(массаж – зарядка по Урманскому)
Грудку мы слегка подавим,
Вот тут точечку найдём
И под точечкой помнём
Потрём ушки
Потрём бровки
Потрём глазки
Потрём ручки
Вдох – выдох
Вдох – выдох
2. Определение и постановка учебных задач урока.
- На доске дано 10 слов найдите лишнее:
Аллея, берёза, воробей, город, декабрь, заяц, мороз, прекрасный, суббота, хорошо.
(прекрасный, хорошо)
К какой части речи относятся эти слова? ( им. существительное)
- Проводим зрительный диктант слов из словаря, проводим взаимопроверку ( работа в парах)
Вспомните всё, что знаете об имени существительном. Как изменяется им. существит-ное?
3. Беседа - опрос по изученной теме в форме игры "Правильно - неправильно".
- Предлагаю оценить каждое высказывание. Если оно правильное, то записать строчную букву п, а если неправильное - букву н.
1). Склонение - это изменение имён существительных по падежам в единственном и множественном числе.
2). В русском языке 5 падежей.
3). В русском языке три склонения: женское, мужское и среднее.
4). Склонение - это постоянный признак имени существительного.
5). Одно и тоже существительное может относиться к разным склонениям.
6). Имя существительное имеет склонение, а изменяется по числам и падежам.
- Проверь свою запись (образец на доске ).
п н н п н п
- Встаньте,
- кто выполнил без ошибок,
- 1 ошибка,
- 2 ошибки.
- Исправьте высказывания, в которых допущены ошибки.
4. Закрепление изученного.
- Что значит просклонять имена существительные ? (Изменить по падежам) Сколько падежей в русском языке? Назовите их.
- Определите падеж им. существительных; самопроверка.
- В стране –
- На реке –
- Над городом –
- С мамой –
- У осины –
- К причалу –
- По горе –
- Из театра –
- На кочку –
- За болотом -
5. Какова роль имени существительного в предложении
С существительным к причалу составить предложение:
Нам предстоял долгий и трудный путь к причалу.
(Разберите предложение, подчеркните главные и второстепенные члены предложения).
- Каким членом предложения является к причалу (дополнение)
- Каким еще членом предложения может быть имя существительное в предложении? (подлежащим, обстоятельством)
- Какой частью речи можно заменить имена существительные в тексте? (местоимением)
Послушайте рассказ:
На них по нему не идёшь, а летишь. Да еще он в неё прямо хоть с ними наперегонки.
А вот скоро он растает, они осядут на неё влажную и прорастут. Будет тепло, сухо и красиво! И всё-таки она прекрасна!
Понятно ли о чём идет речь? (дети делают выводы, что без существительных русский язык не сможет существовать)
Заменим местоимение именем существительным:
(дети работают на карточках, зачитывают свои мини-сочинения)
Читаем, что получилось:
На лыжах по снегу не идёшь, а летишь. Да еще ветер в спину прямо хоть с зайцами наперегонки.
А вот скоро снег растает, семена осядут на землю влажную и прорастут. Будет тепло, сухо и красиво! И всё-таки зима прекрасна!
Физкультминутка.
6. Работа в парах. По заданию учителя на карточках.
- Найти подчёркнутое слово определите падеж и склонение (рассуждать по алгоритму).
- Проверка с образца.
- Как вы считаете, склонение - это постоянный или непостоянный признак имени существительного?
- А ещё какие постоянные признаки есть у существительного?
7. Итог урока. Оценивание учащихся.
8. Задание на дом.