Цель урока: Познакомить учащихся со строением и значением плодов, с их видами.
Задачи урока:
Образовательные:
- сформировать понятие плод;
- познакомиться со строением плода;
- выяснить, какое значение и применение имеют плоды;
- познакомиться и научиться определять виды плодов.
Развивающие: (развитие основных мыслительных процессов):
- развивать сопоставленный анализ через сравнение и определение видов плодов;
- продолжить развитие логического мышления, через решение теста и проблемных вопросов;
- продолжить работу над развитием наблюдательности;
- через работу с наглядным материалом;
- продолжить формирование умений работать с натуральными объектами;
- развивать личностные качества: умение самостоятельно работать с оборудованием, умение работать быстро и аккуратно.
Воспитывающие: воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала, через использование нестандартных приёмов.
Оборудование:
- Презентация, таблицы: “Сухие и сочные плоды”, “Виды плодов”. Модель цветка муляжи.
- Таблички с основными терминами: цветок, плод, семязачаток, завязь, опыление, оплодотворение, сухие и сочные плоды.
- На каждую парту набор плодов (виноград, вишня, клён, семечки, пшеница).
- Раздаточный материал: бланк-отчет, бланк игры “ верю-не верю”, таблица с классификацией плодов, видов плодов.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Здравствуйте! Я очень рада вас видеть.
А начнём наш урок с загадки: перед вами чёрный ящик, попробуйте отгадать, что в нем находится?
1. Это орган растения, который ему жизненно необходим.
2. Этот орган появляется в определенный период жизни растения.
3. С помощью него растения могут распространяться по земле.
4. Он может быть сочным или сухим, съедобным или несъедобным.
Это плод.
Цель: сегодня мы будем изучать плоды, их образование, виды, распространение и значение плодов.
- Скажите, ребята, а на месте чего появляется плод?
- Давайте вспомним строение цветка.
- Открыли рабочие тетради, записали число и выполнили задание №1
(По окончании работы один ученик выходит к доске и рассказывает части цветка по модели цветка)
- Какие процессы, должны произойти с цветком, чтобы на его месте появился плод?
- Что такое опыление?
- Что такое оплодотворение
(После опыления и оплодотворения к завязи пестика, где находится семязачатки и оплодотворенная яйцеклетка интенсивно притекают питательные вещества. Завязь начинает активно развиваться преобразуясь в плод. Одновременно в семязачатке идет развитие семени с зародышем.)
- Так что же такое ПЛОД.
(Плод – важнейший орган размножения цветковых растений, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения).
- Откройте учебник на стр.94 п. 25 прочитайте определение плода.
- А из чего состоит плод?
(Плод состоит из семян и околоплодника, Околоплодник это наружная часть плода. Он образуется из стенок завязи. У одних плодов околоплодник становится сочным, мясистым, волокнистым, а у других он становится твердым. (Слайд №2)
- Ребята, давайте проведём исследование:
Перед вами коллекция плодов, рассмотрите их.
- По особенностям околоплодника на какие типы можно разделить эти плоды? Для этого вскройте виноград и подсолнечник, сравните околоплодник (сочные и сухие) (Слайд №3)
- Назовите сухие плоды (приведите свои примеры)
-Назовите сочные плоды (приведите свои примеры)
- А на какие типы можно разделить плоды по количеству семян?
- Посмотрите, сколько семян у винограда, а у подсолнечника?
(Односемянные и многосемянные) (Слайд №4)
- Назовите односемянные плоды? Приведите свои примеры.
-Назовите многосемянные плоды? Приведите свои примеры.
- А теперь возьмите пшеницу и подсолнечник
И обратите внимание, у какого плода семя срастается с околоплодником.
(у пшеницы), а у подсолнечника?
- С помощью карточки определителя мы с вами познакомимся с видами плодов.
Карточка – определитель плодов
- Многосемянный плод с сочным околоплодником и тонкой кожицей. Семена погружены в сочную мякоть околоплодника – ЯГОДА.
- Односемянный плод с сочным околоплодником, в центре находится одно семя (косточка) – КОСТЯНКА.
- Односемянный плод с сухим кожистым околоплодником, сросшимся с семенем – ЗЕРНОВКА.
- Односемянный плод с сухим кожистым околоплодником, не сросшимся с семенем – СЕМЯНКА.
- Односемянный плод с сухим кожистым околоплодником, имеющим крыловидный вырост – КРЫЛАТКА.
- Односемянный плод, имеющий деревянистый околоплодник, не сросшимся с семенем – ОРЕХ.
Классификация плодов
№ | Название плода | Сочный | Сухой | Односемянный | Многосемянный | Вид плода |
1 | Вишня | |||||
2 | Виноград | |||||
3 | Пшеница | |||||
4 | Подсолнечник | |||||
5 | Клён | |||||
6 | Фисташка |
- Вишня, какой это плод (сочный, односемянный, а какой вид плода, а почему?)
- Виноград, пшеница, подсолнечник, клён, фисташка.
- Посмотрите внимательно на карточку “Виды плодов” и назовите, какие ещё бывают виды ?
(Боб
Стручок и стручочек
Коробочка
Листовка
Яблоко
Тыквина
Померанец
Сборные сборная семянка, сборная костянка)
Физ. Минутка (Слайд №5)
- Почему необходимо распространять семена? (Чтобы они не проросли рядом с материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду).
- А теперь мы с вами поработаем по учебнику 2-й абзац снизу стр.95,(2006г), стр. 93 (2008г.) и узнаем : Как распространяются семена?
- Назовите способы распространения семян (Слайд №14)
- Животными
- Ветром
- Самораспространение
- Водой
- Человеком
- Выполним в рабочей тетради задание №2. Прочтите задание.
- Под какими цифрами распространяются плоды при помощи
- Животными
- Ветром
- Самораспространение
- Человеком
- Водой
- А какое значение имеют плоды в природе и жизни человека.
Значение плодов в природе | в жизни человека |
Развитие семени | Продукты питания |
Созревание семян | корм скоту |
Расселение растений | Лекарство |
Пища для животных | Сырьем в промышленности |
Освоение новых территорий |
- А какие плоды вы выберите для профилактики гриппа, из этой коллекции (лимон, смородина (витамин С)
- Почему? (Витамин С)
- А сейчас проверим, как вы усвоили сегодняшний урок – предлагаю вам игру “верю – не верю”: прочитав утверждение, определите правильное оно или нет. Если правильное тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-” (Слайд №15)
“Верю - не верю”
Фамилия, имя ________________ | +(да)/ -(нет) |
1. Околоплодник - это наружная часть плода, образованная из стенок завязи. | |
2. Плоды бывают только односемянные | |
3. К сухим плодам принадлежат зерновка, боб, стручок, коробочка, орех, семянка. | |
4. К сочным плодам относят ягоду, костянку, померанец (лимон), яблоко, тыквину. | |
5. Боб и стручок - это сочные плоды. | |
6. В околоплодниках накапливаются питательные вещества для привлечения животных. | |
7. Плоды образуются только у цветковых растений. | |
Правильных ответов: |
- Поменяйтесь работами с соседом и определите количество правильных ответов.
- Наш урок подходит к концу, вспомните сказки, в которых вы встречались с плодами.
- “Принцесса на горошине” - боб (Г. Х. Андерсен)
- “Петушок и бобовое зёрнышко” - боб
- “Конёк - горбунок” - зерновка (П. Ершов)
- “Золушка” - тыквина (Ш Перо)
- “Приключения Чиполино” - ягода – помидор, костянка – вишенка. (Д. Радари).
- Из какой сказки этот плод? Яблоко
(сказка о мертвой царевне и 7 богатырях)
- Подберите прилагательные к этому плоду? Какой он?
- А теперь глаголы? Что делают с ним?
- Ваше отношение к этому плоду?
- Наш урок “Плоды”
Подберите прилагательные к этому уроку?
Какой был урок?
- А теперь глаголы, что мы делали на уроке?
- Ваше отношение к уроку? Что нового узнали?
Д/З.: Параграф 25 Плод. Разнообразие и значение плодов.
- Обратите внимание на экран, какие деревья вы видите?
- Приготовьте сообщение о плодах этих деревьев. (Слайд №18)
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!