Цель: углубить знания учащихся о поваренной соли
- обучающие – актуализировать и систематизировать знания о поваренной соли через анализ свойств и определение основных областей её применения;
- развивающие – совершенствовать умения работать с учебной, научно-популярной литературой, отбирать материал, находить главное, анализировать, сравнивать, делать выводы, развить интерес к науке химии, расширить кругозор обучающихся;
- воспитательные – сформировать осознанное отношение к своему здоровью, развить научное мировоззрение, чувство гордости за природные богатства
Задачи:
1) Изучить физические и химические свойства хлорида натрия.
2) Раскрыть биологическую роль поваренной соли для живых организмов
3) Рассмотреть влияние поваренной соли, как абиотического фактора среды, на живые организмы.
4) Выяснить роль поваренной соли в истории человечества
Ход урока
1. Орг.момент
2. Активизация познавательной деятельности учащихся
Учитель химии
Наш урок мы начнем со слов древней китайской пословицы
Ты можешь стать умнее тремя путями:
- путем опыта – это самый горький путь;
- путем подражания – это самый легкий путь;
- путем размышления – это самый благородный путь
(Древняя китайская пословица)
Сегодня на уроке мы пойдем третьим путем – путем размышления.
Человек живёт в мире самых разнообразных веществ. С уверенностью можно сказать, чтоодно химическое соединение в довольно чистом виде имеется в каждом доме, в каждой семье. А что это за вещество? Давайте попытаемся назвать это вещество. Оно находится в “черном ящике”, и у нас есть для вас подсказки.
Игра “Черный ящик”
- Это вещество в старину называли властителем жизни и смерти. Его приносили в жертву богам, а иногда поклонялись как божеству
- Оно служило мерилом богатства, могущества, стойкости, власти, считалось хранителем молодости и красоты.
- По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех делах, спасать от бед и напастей.
- “Из воды родится, а воды боится”
- Широко применяется в быту, в кулинарии, в кожевенном деле.
- Если льет слеза из глаза,
Вкус припомните вы сразу.
Я, конечно, всем нужна,
Без меня не сваришь ужин,
Не засолишь огурца,
Не заправишь холодца.
Но не только лишь в еде,
Я живу в морской воде.
Это – поваренная соль, или как ее называют химики, хлорид натрия NaCl.
Учитель биологии.
Пожалуй, ни один из продуктов питания не связан с таким количеством обычаев, суеверий и не ценится так дорого. История потребления его человечеством уже насчитывает не менее десяти тысяч лет. Ещё Гомер называл его “божественным”.
Помню, что соль
Мы всегда берегли,
Свято хранили
В красивой солонке.
Мы без нее
Даже дня не могли,-
Соль же
Так скромно
Стояла в сторонке!
В.Боков
Поваренная соль - это одно из самых привычных веществ. Но как мало мы знаем даже о ней. Древнегреческий философ Кассиодор полагал, что соль дороже золота, поскольку без золота жить можно, а без соли нельзя...
Итак, тема нашего урока “Тайны обычной соли”. Учитель объявляет задачи урока.
Задачи:
1) Изучить физические и химические свойства хлорида натрия.
2) Раскрыть биологическую роль поваренной соли для живых организмов
3) Рассмотреть влияние поваренной соли, как абиотического фактора среды, на живые организмы.
4) Выяснить роль поваренной соли в истории человечества.
3. Осмысление нового материала:
Учитель химии:
Для решения этих задач вы будете работать по группам.
Каждая группа получает задание, в котором есть вопросы, на которые вы должны дать ответ. При работе каждая группа при этом заполняет соответствующую графу в таблице.
Роль поваренной соли | Основные выводы |
После презентации всех групп, у учащихся должна быть полностью заполнена таблица.
- 1 группа – химики.
- 2 группа –биологи
- 3 группа – экологи
- 4 группа – историки
Презентация каждой группы у доски
1 группа - химики
Вывод:
Хлорид натрия – кристаллическое вещество с ионной связью, с высокой температурой плавления, хорошо растворимо в воде, раствор проводит электрический ток.
Учитель химии:
А теперь докажем качественный состав хлорида натрия. Для этого проведем практическую работу (инстуктивная карточка находится на столах каждой группы учащихся, работу выполняют вместе с учителем)
Перед работой – краткий инструктаж по Т.Б.
Правила техники безопасности при проведении лабораторной работы
1. Не трогайте вещества, посуду и не приступайте к работе без разрешения учителя.
2. Вещества нельзя брать руками и проверять их на вкус
3. При выполнении опыта пользуйтесь небольшими дозами веществ.
4. Пользуясь спиртовкой, нельзя зажигать её от другой спиртовки
5. Чтобы погасить пламя спиртовки, её следует закрыть колпачком
Инструктивная карточка “Качественный состав поваренной соли.”
Цель: доказать качественный состав поваренной соли
Оборудование: спиртовка, медная проволока, раствор поваренной соли, раствор нитрата серебра, пробирки, спички
Ход работы
1. Наличие ионов натрия легко доказать с помощью медной проволоки. Ее сначала прокаливают в пламени, затем смачивают в стакане с водой и опускают в банку с солью. Прилипшие кристаллики соли помещают в пламя (в его темную часть). Пламя окрасится в интенсивный желтый цвет.
2. Наличие иона хлора можно доказать с помощью реактива нитрата серебра.
При подведении итогов заполняется таблица
Вывод: Подтверждение качественного состава поваренной соли
Определяемые ионы | Используемый метод | |
Окрашивание пламени | Раствор АgNO3 | |
Na+ | Желтое | – |
Cl– | – | AgCl (белыйосадок) |
Презентация 2 группы –биологов
Вывод:
1. Поваренная соль входит в состав крови, слюны, желудочного сока
2.Суточное потребление соли составляет 10-15 г, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма
3. Физиологический раствор – раствор поваренной соли с концентрацией 0,9%, используется в медицине(для растворения лекарств, восполнения жидкости в организме)
4. Является антисептиком.(определение).
Учитель биологии
Кровь наша чуть соленая на вкус –
Содержится в ней натрия хлорид;
В межклеточном пространстве натрий-плюс
Давленье Осмоса для клеток сохранит.
Учитель химии
Давайте рассчитаем, сколько мл воды и гр. хлорида натрия необходимо взять для приготовления изотонического раствора массой раствора 50г с массовой долей NaCl.
Учитель биологии
И важно пищу не пересолить –
Избыток соли может навредить.
Лишь десять граммов нам достаточно, не боле,
Поваренной съедать за сутки соли.
Учитель химии
Давайте решим задачу.
Есть такая поговорка, чтобы узнать человека, нужно съесть с ним пуд соли. За сколько времени два человека съедят пуд соли?
Презентация группы – экологов
Выводы:
1. Солончаки – это участки почвы с белым налетом соли.
2. Солончаки практически непригодныдля жизни растений и для сельскохозяйственного использования
Учитель экологии
Помните, что писал Александр Сергеевич Пушкин в поэме “Руслан и Людмила”:
“Долина чудная таится
И в той долине два ключа:
Один течет волной живою
По камням весело журча,
Тот льется мертвою водою”.
Почему вода называется “мертвой”?( вопрос классу)
Учитель экологии
На планете есть озеро,называемое Мертвым морем. Озеро называется “мёртвым”, потому что считалось, что из-за высокого содержания соли в нём не может жить ни рыба, ни другие организмы (за исключением некоторых видов бактерий в устье реки Иордан)
Минералогический состав соли Мёртвого моря существенно отличается от состава солей других морей. Она содержит около 50,8 % хлорида магния, 14,4 % хлорида кальция, 30,4 % хлорида натрия и 4,4 % хлорида калия.
Очень интересный эффект – эффект Мертвого моря. Сейчас мы в этом убедимся
В качестве исследуемого объекта используем обычный картофель. Возьмем два химических стакана, в один нальем воды, а в другой –насыщенный раствор поваренной соли. Опустим картофель в оба стакана. Что мы наблюдаем? Что произойдет, если к насыщенному раствору соли добавим воды?
Вывод: если к насыщенному раствору добавить воду, то картофель утонет.
Презентация историков
Выводы.
Учитель химии: С поваренной солью связано много обычаев и суеверий, пословиц и поговорок.
У всех народов разных времен рассыпать соль значило накликать беду, потерять здоровье, навлечь на себя гнев богов. Давайте посмотрим на знаменитую картину Леонардо да Винчи “Тайная вечеря”: один из апостолов, Иуда Искариот, неловким движением руки опрокидывает солонку.
Здесь запечатлен момент предсказания Иисусом предательства.
“Когда настал вечер он возлег с двенадцатью учениками и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый их них: не я ли, Господи?
Петр же тем временем обхватил левой рукой правое плечо прильнувшего к нему Иоанна и указывает на Христа. Он требует, чтобы любимый ученик спросил Учителя: кто предатель? Сжимая правой рукой рукоятку ножа, Петр нечаянно ударяет им Иуду в бок и тем оправдывает жест испуганного Иуды, который так резко подается вперед и опрокидывает солонку". И эту ночь Иуда предает своего учителя.
Учитель биологии: Как вы понимаете смысл поговорки “В этом вся соль?”
- А какие пословицы и поговорки вы знаете о соли?
Обсудить с учащимися.
Учитель химии:
Существует несколько типов соли.
1. Поваренная соль – грубого помола и экстра (образцы на столах учащихся)
2. Йодированная соль – содержит иодид калия и иодат калия, добавляют их с целью профилактики заболеваний щитовидной железы. Такая соль утрачивает свои свойства через 3-4 месяца. Чаще всего добавляют йодаты и карбонаты, в последние годы всё чаще добавляют фториды.
3. Морская соль содержит 60 элементов: кальций, калий, магний и т.д.
4. Черная соль – неочищенная природная соль, свой цвет приобрела из-за содержания в ней железа и сероводорода.
С незапамятных времен на Руси перед Пасхой, в Чистый четверг, готовили уникальную лечебную соль, которая получила название четверговой. Эта соль отличается от обычной соли даже своим внешним видом - она черная. Четверговую соль освящали вместе с куличами и яйцами. Готовилась такая соль в печи - из каменной крупной соли, квасной гущи, пряных трав и капустных листьев. Четверговая соль была вкусна и полезна ведь в ней после сжигания оставались такие полезные вещества как калий, фосфор, йод, хром, магний, помимо этого черная соль придавала продуктам особый аромат.
Учитель биологии: Итак, сделаем вывод:
- Так что же такое соль?
С точки зрения химии, соль - это вещество, образовавшееся в результате взаимодействия кислоты и щелочи.
С точки зрения геологии - это образовавшиеся в результате геологических процессов мощные (часто многокилометровые) залежи галита.
С точки зрения экологии - это высолы, прожилки, а иногда даже поверхностные корки в почвах (засушливых зон) - солонцах и солончаках, практически непригодных для сельскохозяйственного использования.
Для биохимика и медика - это раствор, циркулирующий в организме человека, без которого невозможны определенные биохимические реакции и соответственно, невозможно нормальное функционирование органов.
Учитель химии:
Наш урок мы закончим сказкой.
Принцесса из французской народной сказки сказала своему отцу: “Я люблю тебя, как соль”. Король разгневался на такое неуважение и изгнал дочь из королевства. И лишь потом, оставшись без соли, он сумел осознать ее истинную ценность, а заодно и глубину дочерней любви. Соль так заурядна, так доступна и так дешево стоит, что мало кто сегодня помнит, сколь вожделенной она была от начала цивилизации и примерно до начала XX века.
Рефлексия.
Учитель биологии.
Вопросы викторины:
1. Почему рабочим горячих цехов предлагают пить подсоленную воду (0,5% р-р)? (для восстановления потерь хлорида натрия).
2. Соль с древних времен считается у большинства народностей символом постоянства и нерушимой дружбы. Почему? (Соль – вещество, не поддающееся порче, огню и сохраняющее продукты питания. Поэтому ее считают символом постоянства. Некоторые африканские племена до сих пор скрепляют свои договоры посыпанием хлеба солью).
3. Какие свойства соли используют домохозяйки при консервировании тех или иных продуктов питания? (антисептические, противогнилостные свойства).
4. Для чего используют иодированную соль? (для профилактики иододефицита).
5. Почему при гипертонической болезни, ожирении, отеках врачи рекомендуют снижать суточное потребление поваренной соли? (хлорид натрия способствует задержке воды а организме, что приводит к повышению артериального давления).
6. Зимой, во время гололеда дороги посыпают смесью песка и поваренной соли? С какой целью добавляют соль? (снижает температуру замерзания воды). Не опасно ли это с экологической точки зрения? (засоление почв)
Учитель биологии.
Пятиминутное эссе.
Вы сегодня познакомились с обыкновенной солью. Какие тайны были вами раскрыты? Обсуждение.