Урок – лабораторная работа «Побег и почки»

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цель урока. Познакомиться со строением побега и почек. Научиться определять типы листорасположения.

Оборудование к уроку.

Учителя

  • Интерактивная доска Interwrite. (Раздел “Галерея” - строение зуба)
  • Мультимедийный проектор Epson.
  • Компьютер (компьютер Irbis, системный блок К-систем)
  • Презентация к уроку.
  • Таблица “Строение почек”.
  • Таблички с названием терминов и магниты.
  • Демонстрационные побеги.
  • Капуста белокочанная.
  • Капуста цветная.

Учащихся

  • Чашки Петри.
  • Лабораторные колбы с побегами деревьев.
  • Половинки кочанов Капусты брюссельской.
  • Лупы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здоровается с учащимися, проверяет отсутствующих.

“У природы нет плохой погоды, всякая погода благодать. Но даже если в этот день на улице плохая погода, то у меня всегда хорошее настроение. Ведь сегодня будем говорить о весне, о побегах и почках”. Объявляет тему урока (см. слайд № 1) и записывает его на доске, так как доска интерактивная, то дальше в записи урока будет использоваться цветовые записи, которые оформляет учитель.

Побег и почки.

Ученики: Записывают тему урока в тетрадь.

Учитель: Объявляет задачи урока (см. слайд № 2)

  • познакомиться со строением побегов,
  • листовых и цветочных почек;
  • научиться распознавать типы листорасположения.

2. Проверка знаний учащихся.

А. Блиц – опрос (фронтальный опрос учителем случайно выбранных учащихся, проходя по классу)

Учитель: Предлагает учащимся вспомнить материал прошлого урока и приготовиться к работе. Фронтальный опрос на знание терминологии.

  • Придаточные корни
  • Пикировка
  • Окучивание
  • Главный корень
  • Боковые корни
  • Назовите функции корня
  • Зоны корневых волосков
  • Корневого чехлика

Ученики: Дают определения.

Б. Мозговой штурм (фронтальный опрос, с элементами эвристической беседы)

Учитель: “Давайте вспомним, какие существуют виды корней?”

Ученики: Главный, боковые, придаточные.

Учитель: Уточняет ответы по слайду № 4.

Просит дать определение придаточных корней.

Ученики: Дают определение (корни, растущие от стебля)

Учитель: “Назовите типы корневых систем”

Ученики: Отвечают (стержневая и мочковатая системы).

Учитель: Просит учащихся объяснить отличие стержневой системы и мочковатой.

Ученики: Дают ответ (в стержневой хорошо развит и заметен главный корень)

Учитель: Уточняет ответы по слайду № 4.

“Задание усложняю. Определите типы корневых систем по иллюстрациям растений”.

Ученики: Дают ответы по иллюстрациям слайда № 5 (Сурепка обыкновенная – стержневой тип, Одуванчик лекарственный – стержневой тип, Тимофеевка луговая – мочковатый тип, Подорожник лекарственный – мочковатый тип).

3. Изучение нового материала.

Учитель: См. слайд № 6.

“Ребята, внимание – проблема! В конце урока вы должны ответить на вопрос: Почему почка – зачаточный побег? А что же такое побег?

Ученики: Дают ответ и записывают вместе с учителей в тетрадь определение.

Побег – это стебель, с расположенными на нем листьями и почками.

Учитель: “Рассмотрим строение побега”. Разбор по слайду № 7 (стебель, почки, листья)

Виды почек (боковые, верхушечные), пазуха листа, пазушная почка, междоузлие, узел.

На доске учитель вывешивает названия объектов побега. Делает рисунок с подписями на доске, а ученики в тетради.

Ученики: Рисунок в тетради с подписями (только левый рисунок)

  • Верхушечная почка – почка на верхушке побега.
  • Пазуха листа - угол между стеблем и листом.
  • Узел – участок на стебле, от которого отходит лист и почка.
  • Пазушная почка – почка, расположенная в пазухе листа.
  • Междоузлие – участок стебля между соседними узлами.

Учитель: Рассказ о типах междоузлий с использованием рисунка презентации (см. слайд № 9)

Ученики:  Записывают схему вслед за учителем в тетрадь.

Учитель: “Листья в особом порядке располагаются на стебле”.

Рассказ учителя по слайду презентации № 10.

Делает рисунки на доске.

Ученики: Выполняют схему с подписями в тетради.

Закрепление полученных результатов.

Учитель: Рассказывает по слайду № 11 о листовой мозаике.

Предлагает по схеме определить типы листорасположений.

Ученики:

По слайду № 12 определяют.

№ 1 очередное

№ 2 мутовчатое

№ 3 супротивное

Учитель: “Теперь определите типы листорасположения по фотографиям растений”.

Ученики:

По слайду № 13 определяют.

№ 1 мутовчатое

№ 2 супротивное

№ 3 очередное

Изучение нового материала.

Учитель: “В состав побега входят почки. Давайте разберем их виды и строение”.

Рассказывает по слайду № 14.

Ученики: В тетрадь делают вслед за учителем записи.

Учитель: “Сравните строение вегетативной и генеративной почек, какой вывод можно сделать по итогам сравнения”.

Ученики: Сравнивают почки и делают выводы.

Учитель: Показывает разрез Капусты белокочанной.

“Что вам напоминает этот объект и почему вы пришли к этому выводу?”

Ученики: Ответ (листовая почка). Объясняют (зачаточные листья, зачаточные почки, конус нарастания)

Учитель: Показывает разрез Капусты цветной.

“Что вам напоминает этот объект и почему вы пришли к этому выводу?”

Ученики: Ответ (цветочная почка). Объясняют (зачаточные листья, зачаточные бутоны, конус нарастания).

Закрепление материала.

Учитель: Предлагает дополнить слайд № 15. Ученики называют, учитель записывает на интерактивной доске.

Ученики:

Отвечают по рисунку.

  • Правый рисунок (верхушечная и боковая почка)
  • Левый рисунок (зачаточные листья, зачаточный стебель с конусом нарастания)

Учитель: По слайду № 16 определить типы почек.

Ученики: Отвечают по рисунку.

А цветочная

Б листовая

Учитель: “Теперь вы знаете строение почек. Ответьте на проблемный вопрос, который был задан в начале урока. Почему почка является зачаточным побегом?”

Ученики: Отвечают (у нее есть стебель, листья и почки).

Учитель: Предлагает учащимся выполнить лабораторную работу “Строение побега и почек”.

Ученики: В тетради делают записи.

Лабораторная работа “Строение побега и почек”

Цель:

(дети сами называют ее и записывают)

Оборудование:

(ученики перечисляют и записывают оборудование, которое стоит на их столах.)

Ход работы

(ученики описывают свои действия, делают рисунки и подписи к ним)

Вывод. Почка – зачаточный побег. У побега есть стебель, листья и почки.

Учитель: Подводит итоги урока, объявляет оценки ученикам. Задает домашнее задание с записью его на доске.