УМК, авторы образовательной программы, к которому относится ресурс | А.А. Плешаков. “Школа России” |
Вид ресурса | Конспект урока, презентация Microsoft PowerPoint 2003, ИД “, Classic Solution”, ПО “ Мимио Studio”, электронный ресурс “Тест “Луг”, мультимидийный дидактический материал для учителя (изд. “Сентябрь 2013” |
Цели, задачи | Цель урока: познакомить с
растительным и животным миром пресных водоёмов; Задачи урока: образовательная: сформировать представления учащихучащихся о жизни пресного водоёма и связями между между арастительным и животным миром пресных водоёмов; развивающая: развивать познавательный интерес учащихся; воспитательная: воспитывать любовь к природе. |
Среда, редактор, в котором выполнен ресурс | Microsoft Word, Microsoft PowerPoint 2003 |
Необходимое оборудование и материалы для занятия | Оборудование для учителя: тест “
Луг”, мультимедийное пр. интерактивная доска, презентация. |
Краткое описание работы с ресурсом (на каком этапе предполагается применение, форма использования). | Данный урок используется при прохождении нового материала по окружающему миру в 4 классе. Знакомит учащихся с растениями и животными – обитателями пресных водоёмов, позволяет дать представление обучающихся о природных сообществах. |
Методические рекомендации по использованию | Используется на уроке при прохождении нового материала |
Список использованной литературы. Ссылки на интернет-источники |
Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные
разработки по курсу Окружающий мир. 4 класс. – М.,
ВАКО, 2004. – 368с. - ( В помощь школьному учителю). Ресурсы интернет: http://priroda.clow.ru/text/2200-1.jpg пресный водоем http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/59/537/59537418_1274939685_1178648564__32.jpg озеро http://www.da-voda.com/upload/image/reka.jpg река http://ua.all.biz/img/ua/catalog/241008.jpeg пруд http://www.invalirus.ru/public/design_0/js/ckfinder/userfiles/images/f6fdb5a3475c005e0101e8e92b17956e.jpg родник http://panogrodu.pl/obrazki/palka-szerokolistna.jpg камыш http://www.dacha-foto.ru/catalog/data/media/703/__-_Carex_ornithopoda__2.jpg осока http://flower.onego.ru/voda/enc_2380.jpg кувшинка1 http://sibgreen.ru/images/778983744453727.jpg ряска http://lekartrav.narod.ru/images/kubishka.jpg кубышка http://photos.lifeisphoto.ru/53/0/532305.jpg водомерка http://www.apus.ru/im.xp/051048048057055055057048.jpg улитка http://www.bacalavre.ru/upload/iblock/7d1/11_preview.jpg жук-плавунец http://www.megadive.ru/gallery/lg/172.jpg окунь http://www.wildaboutbritain.co.uk/gallery/files/3/4/9/SignalCrayfish.JPG рак http://900igr.net/datai/okruzhajuschij-mir/Presnye-vodojomy/0019-036-Ljagushka.jpg лягушка http://forum.cdrinfo.pl/attachments/f113/50513d1230760169-jak-wyglada-teraz-wasz-pulpit-stylizacja-windy-cdrinfo.jpg стрекоза |
Формы обучения:
- работа в больших группах, в мобильных группах, фронтальная работа, дифференцированная работа по карточкам,
- творческая работа, тестовая работа для
- контроля знаний, групповая форма работы в игре.
Используемые образовательные технологии:
- технологии проблемного обучения, групповые, здоровьесберегающие,
- элементы игровой технологии, дифференцированное обучение, ИКТ технологии, метод активных действий (кластер, инсерт)
- малых групп, методы наглядного обучения, различные приёмы активизации познавательной деятельности.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Что почувствовали?
Ученик: Спокойствие, умиротворение...
2. Опрос домашнего задания (уплотнённый)
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим узнавать новое о природе, продолжим учиться тактично, корректно общаться во время работы в парах, а также поделимся знаниями, приобретёнными на прошлом уроке.
Учитель: Знаниями о луге поделитесь, друзья. Каждый дома трудился не зря.
ИНТЕРАКТИВНЫЙ ТЕСТ “ЛУГ”
Ученик: Природное сообщество микроорганизмов, растений, животных, которые живут совместно и связаны между собой.
Учитель: Как доказать, что это сообщество?
(мобильные группы)
Учитель: Составьте экологические связи.
Используя заготовки (изображения объектов луга), на интерактивной доске составляют экологические связи.
А ОСТАЛЬНЫЕ РАБОТАЮТ С ТЕСТАМИ “Луг”
Учитель: На выполнение теста я даю вам пять минут.
Учитель: Оцените свою работу.
Ученик: Я выполнила задания теста верно, я довольна своей работой.
Учитель:
3. Изучение новой темы
Учитель: А сейчас расслабьтесь. Вслушайтесь внимательно в звуки, а затем поделитесь своими мыслями.
Аудиофрагмент “Звуки пресного водоёма” (голоса уток) (Кликаем на изображение значка воспроизведения звук
Итак, сегодня на уроке мы побываем ...(слова на доске)
ТАМ, ГДЕ РЕЧКУ НЕ ВИДНО
ЗА ГУСТЫМ ТРОСТНИКОМ,
ГДЕ ЛЯГУШКИ ГУЛЯЮТ
ПО НОЧАМ БОСИКОМ...
Ученик: На водоёме
На магнитной доске появляется плакат “Водоём”.
Учитель: Итак, тема урока – водоём.
Посмотрите вот сюда:
Тихо плещется вода.
Здесь кубышка и тростник.
Рак, беззубка, прудовик.
Водомерка вот бежит.
Всюду бурно жизнь кипит.
Учитель: Водоёмы бывают разные: пресные и солёные. Речь пойдёт о пресных водоёмах. Мы постараемся ответить на вопрос: “Что такое пресный водоём?”
Вопрос фиксируется на доске.
Учитель: Какие типы пресных водоёмов вы знаете?
Ученик: Ручей, река, озеро.
Учитель: КТО ЗНАЕТ О ЖИЗНИ ВОДОЕМОВ?
Проверим все ли вы знаете?
Учитель: Проблема. Как ее решить?
Что мы должны узнать на уроке?
ЦЕЛИ:
- ЧТО ТАКОЕ ВОДОЕМ;
- КАКИЕ ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ ОБИТАЮТ В ВОДОЕМАХ;
4. Работа в группах.
Выделение характерных особенностей групп:
1-я группа. Выделение характерных особенностей у камыша, рогоза, тростника. Сравнение камыша, рогоза, тростника (ФОТО)
1) прикреплены ко дну,
2) погружены в воду только нижней частью.
2-я группа. Выделение характерных особенностей у кубышки и кувшинки белой (ФОТО)
1) прикреплены ко дну,
2) плавающие листья.
3-я группа. Выделение характерных особенностей у ряски, микроскопических водорослей (ФОТО)
- не прикреплены ко дну
- свободно плавающие растения.
(Данная классификация заимствована у В.В.Петрова. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Кн. для учителя. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1991.)
4-я группа.
О том, какую роль выполняют растения в водоеме, узнает группа, поработав самостоятельно по карточке и учебнику стр.
Проверка групповой работы
На экране последовательно открывается схема:
Проверка 4 группы
- Какую роль играют растения в водоеме?
УЗНАЕМ О ЖИВОТНЫХ ВОДОЕМА.
Работа в группах
Учитель: А теперь рассмотрим животный мир водоёма.
Работать будете в группах по карточке. На эту работу даю вам шесть минут.
При работе в группах будьте корректными, тактичными, вежливыми по отношению друг к другу.
Проверка по иллюстрации на с. 192–193.
Учитель: На какие группы по месту обитания вы разделили животных водоёма?
Вопросы первой группе
Учитель: Какие животные обитают на поверхности водоёма?
Ученик: На поверхности водоёма обитают клопы-водомерки, жук-вертячка.
Учитель: Почему они скользят и не тонут?
Ученик: Их ноги смазаны жиром, поэтому они скользят и не тонут.
Вопросы второй группе
Учитель: Какие животные обитают в толще воды?
Ученик: Плавунцы, головастики, рыбы.
Вопросы третьей группе
Учитель: Какие животные обитают на дне?
Ученик: Двустворчатые моллюски, раки.
Работа с толковыми словарями
Выяснение понятия “двустворчатые”.
Ученик: Двустворчатый — состоящий из двух створов, створок, с двумя створками. (Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред.чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. — 20-е изд., стереотип. М.: Рус.яз., 1989.)
Учитель: Чем питаются моллюски? Раки?
Ученик: Раки – санитары, моллюски – фильтры.
Вопросы четвёртой группе
Учитель: Кто живет на растениях?
Ученик: На растениях живут улитки.
Выставление отметок за работу в группах. Поощрение детей за уважительное отношение друг к другу.
Учитель: Есть группа животных, жизнь которых связана с водоёмами.
Защита мини-проекта
Алиса расскажет о животных, которые обитают около водоемов.
Бобры – лучшие строители. Они строят удивительные хатки и плотины.
Учащиеся задают вопросы.
Выставляется отметка за сообщение.
Индивидуальная карточка (по охране водоёма).
Учитель: А пока Алиса рассказывает - Чернова Арина подготовит рассказ о правилах поведения на водоеме.
Учитель: Итак, как живут растения и животные в водоёме?
Ученик: Совместно, сообща.
Учитель: Давайте проверим, действительно ли обитатели водоёма связаны между собой.
Составление экологических связей.
Охрана водоёмов.
Ученик (ЧЕРНОВА), формулирует правила поведения на водоеме. Остальные – дополняют.
ИТОГ УРОКА
Учитель: Итак, пришло время ответить на поставленный в начале урока вопрос: “Что такое водоём?”
Ученик: Водоём – это природное сообщество микроорганизмов, растений, животных, которые живут совместно и связаны между собой (слайд 11).
Охрана водоёмов.
Ученик, работавший по карточке, формулирует правила поведения на водоеме. Остальные – дополняют.
5. Рефлексия
6. Домашнее задание
На выбор:
- прочитать в учебнике параграф “Жизнь пресного водоема”;
- составить рассказ о водоёме;
- подготовить презентацию с вопросами по теме;
- выполнить любую творческую работу по теме.