Задачи:
- Познавательная: учащиеся должны расширить представления о формах размножения.
- Развивающая: развитие речи как показателя интеллектуального развития учащегося, мышления, внимания.
- Воспитательная: формирование нравственных качеств личности.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы, приемы |
Актуализация знаний по теме | Учитель раздает карточки с терминами и вопросами по теме “Размножение” | Учащиеся работают в парах. Заполняют вторую и третью колонки таблицы (можно ставить + или-) | Метод ТРКМ “Знаем. Хотим узнать.
Узнали” Взаимообучение. |
Постановка цели урока | Какую познавательную задачу вы можете поставить? | Уч-ся предлагают рассмотреть неизвестные термины и ответить на незнакомые вопросы. | |
Осмысление содержания | 1.Дайте все известные вам определения
термину “размножение”. 2.Перечислите основные формы размножения. 3.Какие клетки называются соматическими, а какие половыми. Какой набор хромосом они содержат. 4.Прослушаем сообщение: “Бесполое размножение организмов” |
Учащиеся отвечают.
Один учащийся делает сообщение. Остальные в ходе слушания составляют схему: “Формы бесполого размножения”. |
Диалог. Презентация. Слайд №1 (используется после ответов как итог по данному вопросу) Слайд №2 Составление схемы |
5.Итак, обсудим составленные вами схемы. | Несколько учащихся предлагают свои схемы, остальные дополняют. | Слайд №3 Слайд №4 |
|
6.Половое размножение может осуществляться разными способами. | Учащиеся слушают рассказ учителя и делают пометки в тетради. | Слайд №5 | |
7.Одним из способов полового размножения является партеногенез. | Выступление учащихся с сообщениями. | Слайд №6 | |
8.У некоторых организмов наблюдается
чередование бесполого и полового размножения,
например у кишечнополостных животных, у
растений. Прослушаем сообщения: “Размножение мхов” и “Размножение папоротников”. После выступления докладчиков вы должны ответить на вопрос: Какое поколение преобладает у мхов, папоротников? |
Формирование ответа на вопрос: У мхов преобладает гаметофит (спорофит-коробочка), у папоротников - спорофит (гаметофит-заросток). |
Слайд №7 Слайд №8 |
|
9.Способы воспроизводства потомства у животных. | Учащиеся делают пометки в тетради. | Слайд №9 Слайд№10 Слайд№11 Слайд№12 |
|
10.Основные стратегии размножения. 11. Значение бесполого и полового размножения. |
Слайд№13 Слайд №14 |
||
Рефлексия | А теперь вернитесь к своим
первоначальным записям (таблице), к тем
неизвестным вам вопросам. Ответьте на них. Отметьте верные высказывания. Проверьте друг друга |
Работа в парах. Учащиеся соотносят новую информацию со старой.
Учащиеся получают карточки с заданиями Взаимопроверка |
Ответы на поставленные вопросы. Взаимообучение.
Слайд №15
Слайд №16 |
Домашнее задание | Творческое задание: “Сходство и различие в процессах размножения у растений и животных” | Запись, обсуждение. | |
Итоги урока |
Приложение
Вопросы по теме: “Размножение”
№ п\п | Вопросы | Знаем | Хотим узнать | Узнали |
1 | Что такое размножение? | |||
2 | Назовите способы размножения. | |||
3 | Перечислите формы бесполого размножения. | |||
4 | Перечислите способы полового размножения. | |||
5 | Охарактеризуйте чередование бесполого и полового размножения у растений и животных. | |||
6 | Назовите способы воспроизводства потомства при половом размножении. | |||
7 | Приведите примеры яйцерождения, яйцеживорождения, живорождения животных. | |||
8 | В чем биологическое значение бесполого и полового размножения? | |||
9 | Назовите стратегии размножения. |
Основные понятия
Понятие | Знаем | Хотим узнать | Узнали |
Соматические клетки | |||
Половые клетки | |||
Гаметы | |||
Споры | |||
Изогамия | |||
Гетерогамия | |||
Гаметангиогамия | |||
Спорофит | |||
Гаметофит | |||
Коньюгация |
Материал к уроку.
1. Размножение, или репродукция, присущая всем живым существам функция воспроизведения себе подобных. В отличие от всех других жизненно важных функций организма, размножение направленно не на поддержание жизни отдельной особи, а на сохранение ее генов в потомстве и продолжение рода – тем самым сохранение генофонда популяции, вида, семейства и т.д.
2. Бесполое размножение, или агамогенез-форма размножения, при которой организм воспроизводит себя самостоятельно, без участия другой особи.
Бесполое размножение – тип размножения, при котором следующее поколение развивается из соматических клеток, без участия репродуктивных клеток-гамет.
Оно широко распространенно у одноклеточных организмов (бактерий, водорослей, амёбы, инфузорий). Среди многоклеточных организмов способность к бесполому размножению обладают практически все растения и грибы. Одним из способов бесполого размножения является размножение спорами. У грибов споры развиваются внутри специальных споровместилищ (эндогенно) или на конце особых выростов мицелия - конидиеносцах (экзогенно). Некоторые грибы образуют подвижные, снабженные жгутиками споры, называемые “зооспорами”.
3. Другой вариант бесполого размножения осуществляется путем отделения от организма его части, состоящей из большего или меньшего числа клеток. Из них развивается взрослый организм. У высших растений происходит либо распад материнской особи на две и более дочерние особи (например, при отмирании ползучих побегов или корневищ, отделении корневых отпрысков), либо как отделение от материнской особи зачатков дочерних (например, клубни, луковицы, выводковые почки). У некоторых могут укореняться отделившиеся от материнского растения побеги (у ивовых) или листья . вегетативное размножение играет важную роль в практике растениеводства.
4. При половом размножении происходит образование гамет, или половых клеток. Эти клетки обладают гаплоидным набором хромосом. По сходству – различию возникающих гамет между собой выделяют несколько типов гаметообразования:
Изогамия – гаметы одинакового размера и строения, со жгутиками.
Анизогамия – гаметы различного размера, но сходного строения, но со жгутиками
Оогамия – гаметы различного строения, мелкие, имеющие жгутики мужские гаметы, называются сперматозоидами, а крупные, не имеющие жгутиков женские гаметы – яйцеклетками.
5. Нередко разным видам организмов свойственно сочетание нескольких способов размножения. Например, гидра размножается и бесполым (почкование), и половым способом. Многим водорослям, высшим растениям свойственно гетерофазное чередование поколений, при котором половое поколение гаплоидно (все клетки тела содержат гаплоидный набор хромосом), а бесполое – диплоидно. Диплоидное растение называется спорофитом, поскольку образует гаплоидные споры (их образование сопровождается мейозом). Вырастающее из споры гаплоидное поколение – гаметофит – продуцирует гаметы и осуществляет половое размножение. Из зиготы вновь образуется спорофит. Таким образом, в жизненном цикле растений он закономерно сменяется гаметофитом, который затем вновь сменяется спорофитом. У разногаметных организмов мужские гаметангии называются антеридиями, а женские – архегонии.
6. Партеногенез – особый вид размножения, при котором новый организм развивается из неоплодотворенной яйцеклетки, таким образом, обмена генетической информации не происходит, как и при бесполом размножении. Аналогичный процесс у растений называется апомиксис. Примеры естественного партеногенеза у млекопитающих неизвестны. Они изредка встречаются у низших позвоночных и весьма обычны у беспозвоночных, особенно у насекомых (например, у тлей, бабочек, пчел).
7. Способы воспроизведения потомства.
Разные группы животных выработали не только разные способы оплодотворения, у них по разному появляется на свет потомство. В зависимости от того, как это происходит, различают три способа размножения.
Яйцерождение. Подавляющее большинство животных откладывает яйца, из которых выводится молодь. Таких животных называют яйцеродящие или яйцекладущими. К ним относятся почти все морские беспозвоночные, насекомые, многие рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, однопроходные млекопитающие.
Живорождение. У живородящих животных оплодотворенное яйцо развивается в теле самки, получая от нее питание до самого рождения детеныша на свет. К живородящим относятся все млекопитающие за исключением утконоса и ехидны. Живорождение встречается, например у некоторых пресмыкающихся, земноводных.
Яйцеживорождение – промежуточная форма воспроизведения потомства: яйцо развивается, продолжая оставаться в тле самки, но питание зародыша обеспечивается желтком яйца, а не организмом матери. Яйцеживорождение свойственно некоторым акулам и другим рыбам, ряду земноводным, многим ящерицам и змеям.
8. Стратегии размножения. Стратегия экономного размножения, характеризующаася медленным воспроизведением малочисленного потомства и заботливым его выращиванием (выкармливанием, уходом, научением). Расточительное, избыточное размножение с производством очень большого количества яиц и воспроизведением многочисленного потомства при отсутствии заботы о нем. Первая стратегия характерна высокоорганизованным животным – млекопитающим и птицам.